Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить необходимые направления внутренней политики России для успешной борьбы с правовым нигилизмом и предупреждения его дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
определить источники правового нигилизма.
определить исторический путь развития правового нигилизма в России.
определить формы в которых проявляется правовой нигилизм.
рассмотреть правовой нигилизм в современной России.
Введение…………………………………………….…………….………………3
Глава 1. Правовой нигилизм……………………………...…………………....5
1.1. Понятие правового нигилизма………………………………………..5
1.2. Источники правового нигилизма……………………………………..7
1.3. Формы выражения правового нигилизма…...……………………..11
1.4. Исторический аспект правового нигилизма………...……………...13
Глава 2. Правовой идеализм……………………………………..……….…..20
2.1. Понятие правового идеализма…………...…………………….……20
2.2. Формы и соотношение правового нигилизма и правового идеализма………………………………………………………………………...21
Глава 3. Современный нигилизм…………...……...………..……………….23
3.1. Россия-страна правового нигилизма………………………….....….23
3.2. Пути борьбы с правовым нигилизмом……………...……………....24
Заключение……………………………………………………………..……….27
Список литературы………………………………
Теперь нужно перейти по цепочке причинно-следственных связей к деятельности правоохранительных органов, вернее к той деформации, которая в этих действиях присутсвует. Начать нужно с признания того факта, что большинство ресурсов органов направлено на поимку мелких преступников, тогда как организованную преступность, которая без сомнения является куда более опасной, беспокоят не часто. Это объясняется, по моему мнению несколькими причинами:
Все эти факторы и приводят к тому, что правоохранительные органы все больше удаляются в своей деятельности от преступности организованной в сторону более мелкой (воистину верна народная мудрость, гласящая: “Мелкий вор бежит, а большой тихо лежит”).
Очень близко к этим двум причинам правового нигилизма стоит и такой его источник, как нарушение основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. Это и право на жизнь, и право на собственность и т.д. и т.п.
В
качестве следующего источника правового
нигилизма предлагаю
Вот это и есть, на мой взгляд,
важнейшие источники, так сказать,
“первопричины” генезиса и развития
правового нигилизма в нашей стране.
Еще в качестве одной причины этого явления
можно назвать образ мыслей, менталитет
русского народа. Наша нация привыкла
жить по церковным заповедям (которые
хотя и являются своеобразным кодексом,
но нарушения которых можно “замолить”
у Бога), ей свойственна соборность
и патриархальность. Сухой буквы закона
народ русский не приемлет в принципе,
предпочитая лучше решить дело “полюбовно”,
поговорив по душам, чем следовать предписаниям
норм права. Нельзя не согласиться, что
на такой неблагодарной почве законности
прижиться гораздо труднее, чем в тех же
странах Западной Европы. Образ мыслей
нашего народа, думается, сыграл не последнюю
роль в формировании такого феномена,как
правовой нигилизм.
1.3. Формы выражения правового нигилизма
Как известно, при соблюдении норм права поведения индивид может быть юридически безразличным, правомерным и неправомерным. На мой взгляд, непосредственное отношение к правовому нигилизму имеют две последние разновидности юридической оценки соблюдения права. Нигилистическое отношение к праву может выражаться либо в простом неверии в право, что является юридически безразличным фактом (не все ли равно, веришь ты в право или нет, если ты его соблюдаешь), либо в нарушении правовых норм, что является неправомерным поведением индивида. Вот социальные последствия данной формы правового нигилизма, изложенные Н.И. Матузовым: "Законы легко обходят, блокируют, с ними не считаются… . Закон для многих стал весьма условным понятием: нравится – повинуюсь, не нравится – игнорирую. Законоупречное поведение – почти норма. Такое всеобщее непослушание – результат …, а также следствие общей расхлябанности и безответственности. В подобной среде, т.е. в условиях "криминальной демократии", весьма вольготно чувствуют себя всевозможные дельцы, махинаторы, не привыкшие жить по закону. Легально и полулегально отмываются материальные блага, общество расслаивается на "очень богатых" и "очень бедных"8.
Данный
вид правового нигилизма
Ш.Л. Монтескье также указывал, что самая жестокая тирания – та, которая выступает под сенью законности и справедливости. Р. Черсинг продолжает эту мысль: "Ужасное беззаконие может вершиться под видом права над самим правом"10. Эта форма правового нигилизма возникла в процессе становления новой для России вертикали управления (связанной с Президентом) при сохранении старой системы Советов. Эти две модели оказались радикально и в корне несовместимыми. По своим целям, задачам методам. Отсюда возникли различные конфликтные ситуации и противостояния, цель которых – стремление доказать "кто главнее".
1.4. Исторический аспект правового нигилизма.
Американский исследователь общественной мысли в России А. Валицкий, работавший на территории Российской Империи во второй половине XIX века говорил, что праву как феномену объективной действительности в нашей стране не повезло. Валицкий говорил, что в России право отвергалось “по самым разным причина: во имя самодержавия или монархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства “11.
В конце XIX века был произведён ряд крупных юридических преобразований с использованием довольно развитой и совершенной правовой техники (судебная реформа 1864 года), в России этого периода постепенно сложилась сильная юридическая наука на уровне самых высоких мировых стандартов, а юридические профессии приобретали всё больший вес в обществе. Но, с другой стороны, ни в одной стране мира не было столько идеологических течений, отмеченных печатью антиюридизма, а в лучшем случае - безразличия к праву.
Высказывается также мнение, что этот феномен связан с глубокой религиозной подоплекой российского правосознания, поскольку она имеет в основе также авторитет всесильного и справедливого Творца. Как известно, царь (император) в дореволюционной России выступал не столько как орган, институт власти, но как помазанник Божий12.
Формирование национального сознания в России в течение длительного времени шло в таких условиях, которые не могли не породить широкомасштабного юридического нигилизма. Он — естественное следствие способов правления, которыми пользовалось русское самодержавие, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей правосубъектности, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия. Имело значение и отсутствие должного внимания к праву со стороны православной церкви (в отличие, например, от католической, роль которой в рецепции римского права весьма существенна). У Герцена было достаточно оснований, чтобы сказать: “Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство”. 13
"Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояние на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм это есть лишь отражение ее нигилизма.… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей"14.
Известный русский теоретик анархизма М.А. Бакунин (18 мая 1814 г. – 1 июля 1876 года) частично выявил причины нигилизма в своей книге "Государственность и анархия":
"Мы, русские, все до последнего, можно сказать, человека, знаем что такое, с точки зрения внутренней жизни ее, наша любезная всероссийская империя. Для небольшого количества, может быть для нескольких тысяч людей, во главе которых стоит император со всем августейшим домом и со всей знатною челядью, она – неистощимый источник – нравственных; для более обширного, хотя все еще тесного меньшинства, состоящего из нескольких десятков тысяч людей, высоких военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов, капиталистов и паразитов, она – благодушная, благодетельная и снисходительная покровительница законного и весьма прибыльного воровства; для обширнейшей массы мелких служащих, все-таки еще ничтожной в сравнении с народною манной – скупая кормилица; а для бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка – мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница"15.
В
работах философов ( в основном, социалистов)
нигилизм упоминается в весьма положительном
контексте. Так, Ф. Энгельс писал: "Появление
молодой буржуазии нашло свое
отражение в либерально-
“Правовой
или юридический нигилизм выражается
стратегическим и негативным отношением
к праву вплоть до полного его
отрицания и неверия в его
потенциальные возможности
По-моему мнению правовой нигилизм вступил в наиболее острую фазу своего развития в XIX веке. Неверие в силу права присуще России издавна. Еще А.И. Герцен писал "Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, такого бы звания он ни был обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно также поступает правительство"18.