Правовое регулирование банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

Получение прибыли - является наиважнейшей составной частью любой коммерческой деятельности осуществляемой коммерческими организациями и другими хозяйствующими субъектами. В условиях же развивающейся рыночной экономики России, особо важное значение, имеет защита прав и интересов хозяйствующих субъектов и граждан. Большую роль в этом играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов. Институт банкротства выступает той совокупностью правовых норм, созданных для обеспечения рыночной экономики и ее устоев.

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие правового института банкротства
Глава 1.1 Институт банкротства в России конца 19 - начала 20 века
Глава 1.2 Новый и старый Закон о Банкротстве: сравнительная характеристика
Глава 2. Общая характеристика современного института банкротства.
Глава 3. Банкротство юридических лиц. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц
Глава 3.1 Банкротство градообразующих организаций
Глава 3.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций
Глава 3.3 Банкротство кредитных организаций
Глава 4. Банкротство индивидуального предпринимателя и банкротство гражданина
Глава 4.1 Банкротство гражданина
Глава 4.2 Банкротство индивидуального предпринимателя
Глава 4.3 Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства
Глава 5. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

КУрсовая ГП Банкротвство.docx

— 53.04 Кб (Скачать)

     Российская  Федерация, субъект РФ либо муниципальное  образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время  до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

     В процессе внешнего управления должником - градообразующей организацией может  быть осуществлена продажа предприятия  как единого имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые  для расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также  сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет производиться  по конкурсу, обязательными условиями  которого станут сохранение рабочих  мест для не менее чем семидесяти процентов работников предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные активы предприятия.

     Положения о банкротстве градообразующей  организации будут применяться  также и к иным организациям, численность  работников которых превышает пять тысяч человек.

     Глава 3.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций.

     Банкротство сельскохозяйственных организаций  имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных  участков (преимущественно сельскохозяйственного  назначения) и, во-вторых, c сезонным характером их работы. Согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее пятидесяти процентов общей суммы выручки (ст.139).

     Суть  первого специального правила, регулирующего  банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделяются иные сельскохозяйственные организации  или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может  осуществляться в той мере, в какой  их участие в обороте допускается  земельным законодательством.

     Второе  специальное правило состоит  в увеличении срока внешнего управления сельскохозяйственной организацией с  учетом сезонного характера ее работы и необходимости дождаться окончания  соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Принимая во внимание также возможные  сроки реализации выращенной (произведенной) продукции, законодатель счел возможным  увеличить срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели  место стихийные бедствия, эпизоотии  и т.п., срок внешнего управления сельскохозяйственной организацией - должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может составить до 2 лет и 9 месяцев.

     В остальном процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций  должны проходить по общим правилам.

     Глава 3.3 Банкротство кредитных  организаций.

     Процедуры банкротства банков и иных кредитных  организаций осуществляются в соответствии со специальным федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Нормы  Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяются субсидиарно при отсутствии специальных правил.

     Нельзя  не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом  дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления  о банкротстве банка нередко  служит детонатором панических настроений среди кредиторов и провоцирует  их на возврат денежных средств, находящихся  на счетах и во вкладах в указанном  банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.

     В то же время, ранее действовавшее  законодательство не содержало никаких  норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению  с заявлением о банкротстве обычных  должников.

     Один  из способов решения этой проблемы - исключение из числа кредиторов, предъявляющих  заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов.

     Другой  путь, намеченный в федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", - введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве  в арбитражном суде.

     Речь  идет о том, чтобы допустить возбуждение  дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры  рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка. Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства. При наличии таких признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка.

 

     

     Глава 4. Банкротство индивидуального предпринимателя и банкротство гражданина.

     Глава 4.1 Банкротство гражданина.

     Банкротство гражданина, не являющегося предпринимателем, представляет собой новый для  российского законодательства институт. В большинстве правовых систем действуют  нормы, регулирующие несостоятельность  граждан. Действовавший ранее российский закон, как уже отмечалось, предусматривал возможность банкротства лишь гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, никак не регламентируя особенности  такого банкротства. А между тем институт банкротства гражданина рассматривается в развитых правовых системах как один из наиболее эффективных способов защиты граждан, попавших волею обстоятельств в тяжелое материальное положение, который позволяет в один момент очиститься от бремени долгов и начать все сначала. В положении должника с непосильным бременем обязательств может оказаться не только индивидуальный предприниматель, но и всякий гражданин, взявший займ у банка, купивший недвижимость или иной дорогостоящий товар в кредит и т.п. Именно поэтому в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" специальная глава регламентирует особенности банкротства гражданина.

     Основанием  для признания гражданина банкротом  признается неспособность исполнить  денежные обязательства или уплатить налоги и иные обязательные платежи  в связи с тем, что сумма  имеющихся долгов превышает стоимость  имущества гражданина. Дело о банкротстве  гражданина будет возбуждаться арбитражным  судом по заявлению как самого должника, так и его кредиторов. При осуществлении процедуры банкротства свои требования к гражданину смогут предъявить также кредиторы по обязательствам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью, взысканием алиментов и иным обязательствам личного характера. Но если даже такие требования не будут предъявлены, они, в отличие от других обязательств гражданина, сохранят свою силу и после окончания процедуры банкротства.

     После завершения расчетов с кредиторами  за счет выручки от продажи имущества  гражданина, за исключением имущества, на которое в соответствии с процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание[5], гражданин, признанный банкротом, освобождается от всех, в том числе оставшихся непогашенными, долгов.

     Признание банкротом гражданина, являющегося  индивидуальным предпринимателем, будет  означать также, что утрачивает силу его государственная регистрация  в качестве индивидуального предпринимателя  и аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов  предпринимательской деятельности.

     Положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вызвали наибольшее количество возражений при принятии нового закона. Основной аргумент противников введения института банкротства граждан состоит в том, что это не соответствует Гражданскому кодексу РФ. В связи с этим следует отметить, что отсутствие в тексте ГК статьи, специально посвященной банкротству граждан, при наличии статей, регулирующих банкротство индивидуальных предпринимателей (ст.25) и юридических лиц (ст.65), вовсе не означает запрета на включение соответствующих норм в текст Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

     Более того, реализация некоторых положений, содержащихся в Кодексе, на мой взгляд, в принципе невозможна без регулирования  порядка признания граждан несостоятельными.

     Прежде  всего это касается норм, предусматривающих субсидиарную ответственность учредителей (участников) юридических лиц за доведение должника до банкротства (ст.56 и 105 ГК), а также положения об ответственности лиц, которые в силу закона или учредительных документов юридического лица выступают от его имени (п.3 ст.53 ГК). В подобных случаях размер ответственности граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, может во много раз превысить стоимость их имущества, что будет иметь крайне негативные последствия как для самих граждан, так и для иных их кредиторов (к примеру, для их детей, получающих алименты). Такие же проблемы могут возникнуть и при реализации иных положений ГК, устанавливающих субсидиарную или солидарную ответственность физических лиц по долгам юридических лиц. Единственное решение этой проблемы - введение института банкротства граждан, не являющихся предпринимателями. Кроме того, с точки зрения защиты прав и законных интересов кредиторов невозможно объяснить, почему они вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве индивидуального предпринимателя, не оплатившего небольшую партию переданного ему товара, и в то же время не могут добиться возбуждения дела о банкротстве бывшего руководителя банка, не возвратившего многомиллионные суммы займов.

     У этой проблемы есть и другая сторона. Мировая практика исходит из того, что институт банкротства граждан (так называемое "потребительское" банкротство) является благом для добросовестных граждан, поскольку позволяет им в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета  с кредиторами свое имущество.

     И тем не менее в соответствии со ст.185 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступят в силу лишь с момента введения в действие норм о банкротстве граждан, которые будут внесены в Гражданский кодекс. Дело в том, что в настоящее время лишь формируется служба судебных приставов-исполнителей, на плечи которых ляжет ответственность за исполнение решений арбитражных судов о банкротстве граждан. Однако данное обстоятельство не означает, что положения о банкротстве граждан, содержащиеся в главе IХ Федерального закона, вовсе не будут применяться до внесения соответствующих изменений в Кодекс. По правилам этой главы будет осуществляться банкротство индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, что позволит приобрести определенную практику по исполнению судебных решений о банкротстве граждан.

     Глава 4.2 Банкротство индивидуального предпринимателя.

     Банкротство индивидуального предпринимателя  регулируется ст. 25 ГК РФ и непосредственно  Законом о Банкротстве (параграф 2, главы 9).

     Итак, статья 25 ГК РФ посвящена несостоятельности (банкротству) индивидуального предпринимателя. В ней предусмотрены условия, порядок и последствия признания  индивидуального предпринимателя  несостоятельным (банкротом).

     Индивидуальный  предприниматель признается банкротом, если по своему имущественному положению  он не в состоянии удовлетворить  требования кредиторов. Имеются в виду требования, которые связаны с его предпринимательской деятельностью. При осуществлении процедуры признания банкротом к гражданину должны быть предъявлены все требования по обязательствам, связанным с его предпринимательской деятельностью, одновременно могут быть заявлены и требования по другим обязательствам (о взыскании алиментов, возмещении причиненного вреда, по оплате коммунальных услуг и т. п.). Заявленные требования кредиторов удовлетворяются за счет принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности. Установлено пять очередей: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью. Поскольку, как правило, такие выплаты носят повременный характер, соответствующие суммы должны быть капитализированы в страховой компании. В первую очередь удовлетворяются также требования о взыскании алиментов; во вторую очередь должны быть произведены расчеты с лицами, работающими у индивидуального предпринимателя по трудовому договору (контракту), а также выплачено вознаграждение по авторским договорам; в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества; в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды и, наконец, в пятую очередь производятся расчеты со всеми остальными кредиторами. Приведенная очередность совпадает с той, которая установлена для погашения долгов при банкротстве юридического лица.

Информация о работе Правовое регулирование банкротства