Правовое регулирование банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 09:26, контрольная работа

Описание работы

Получение прибыли - является наиважнейшей составной частью любой коммерческой деятельности осуществляемой коммерческими организациями и другими хозяйствующими субъектами. В условиях же развивающейся рыночной экономики России, особо важное значение, имеет защита прав и интересов хозяйствующих субъектов и граждан. Большую роль в этом играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов. Институт банкротства выступает той совокупностью правовых норм, созданных для обеспечения рыночной экономики и ее устоев.

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие правового института банкротства
Глава 1.1 Институт банкротства в России конца 19 - начала 20 века
Глава 1.2 Новый и старый Закон о Банкротстве: сравнительная характеристика
Глава 2. Общая характеристика современного института банкротства.
Глава 3. Банкротство юридических лиц. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц
Глава 3.1 Банкротство градообразующих организаций
Глава 3.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций
Глава 3.3 Банкротство кредитных организаций
Глава 4. Банкротство индивидуального предпринимателя и банкротство гражданина
Глава 4.1 Банкротство гражданина
Глава 4.2 Банкротство индивидуального предпринимателя
Глава 4.3 Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства
Глава 5. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

КУрсовая ГП Банкротвство.docx

— 53.04 Кб (Скачать)

     Другая  характеристика, о которой необходимо сказать, касается понятийного аппарата. Основные понятия содержит ст.2 нового Закона. Уточнения коснулись, например, арбитражного управляющего, который  сегодня может выступать в  трех лицах: временного, внешнего и  конкурсного (ст.2). В уточненном варианте приводится и определение самого банкротства. По новому Закону, Банкротство  с позиций законодателя, - это  признанная арбитражным судом или  объявленная должником неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     Сама  формулировка представляется более  совершенной и отточенной по сравнению  с той, которая содержалась в  ст.1 Закона от 19 ноября 1992 г.

     Кроме самого определения, новый Закон (ст.3) содержит признаки банкротства. Здесь  уточняется срок неисполнения должником  обязательств, который составляет 3 месяца (с момента наступления  даты исполнения). Кроме того, для  гражданина вводится дополнительный признак: превышение суммы обязательств над  стоимостью принадлежащего ему имущества. Еще один признак, имеющий содержательное значение, сформулирован в ст.5. Он касается размеров задолженности. В  соответствии с ним дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом, если требования к должнику - юридическому лицу составляют не менее 500, а к должнику - гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность.

     Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная задолженность  составляет 750 фунтов стерлингов), в  отличие от права Франции, где  достаточно формального признака несостоятельности - прекращения платежей.

     Претерпели  изменение и нормы, касающиеся процедуры  банкротства, или так называемый процессуальный плюрализм. Закон от 19 ноября 1992 г. делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Новый Закон не употребляет терминов "реорганизация" и "ликвидация". Статья 23 выделяет четыре процедуры для юридических лиц и две для должников - граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление. Представляется вполне оправданным, что более десяти статей нового Закона посвящаются процедуре наблюдения (гл.4).

     Новый Закон подробно останавливается  на процедуре конкурсного производства. Достаточно внимания новый Закон  уделил и мировому соглашению. Ему  посвящена глава 7, включающая десять статей, подробно раскрывающих форму, содержание и правовые последствия  заключенного мирового соглашения.  

 

     

     Глава 2. Общая характеристика современного института  банкротства.

     Итак, в настоящее время, наряду с гражданским  кодексом, основным источником регулирования  несостоятельности - является Закон "О  несостоятельности (банкротстве)". Как  уже отмечалось, новый Закон[4], намного содержательнее своего предшественника. Новый Закон состоит из 189 статей и 12 глав соответственно. Разделение Закона по главам построено по следующему принципу: глава 1 - общие положения, глава 2 - предупреждение банкротства, глава 3 - разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде, глава 4 - наблюдение, глава 5 - внешнее управление, глава 6 - конкурсное производство, глава 7 - мировое соглашение, глава 8 - особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, которая в свою очередь разделена на параграфы, каждый из которых регулирует особенности банкротства отдельных видов юридических лиц, глава 9 - банкротство гражданина, глава 10 - упрощенные процедуры банкротства, глава 11 - добровольное объявление о банкротстве должника, и наконец, глава 12 - содержит в себе заключительные положения.

     Наряду  с вышеназванными источниками, необходимо выделить также два специальных  закона. Это Федеральный закон  от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического  комплекса". Данными законами, соответственно регулируются особенности банкротства  кредитных организаций и субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса. Подробнее о них будет  рассказано ниже.

     Прежде  чем рассматривать особенности  банкротства отдельных субъектов, необходимо остановиться на понятийном аппарате, признаках, субъектах  и процедурах банкротства, то есть на общих положениях.

     Итак, под несостоятельностью (банкротством), понимается - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     Исходя  из понятия можно выделить две стороны в данном правоотношении: должник и кредитор.

     Где, должник - гражданин, в том числе  индивидуальный предприниматель, или  юридическое лицо, неспособные удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение  срока, установленного Законом, кредитор - российские и иностранные физические и юридические лица, а также  Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Под денежным обязательством понимается - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Под обязательными платежами понимаются: налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

     Наряду  с понятием в Законе, отдельно выделяются признаки банкротства:

         ·        гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;

         ·        юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

     Таким образом, со статьи 3 Закона "Признаки банкротства", идет "разделение" Закона по субъектному составу. Это разделение проявляется и во всех последующих статьях. Несомненно, это нужно считать это плюсом закона, позволяющим эффективно использовать нормы закона.

     Так, законом, а именно статьей 23, в соответствии с субъектным составом  предусмотрены следующие процедуры банкротства:

     1. при рассмотрении дела о банкротстве  должника - юридического лица это:

         ·        наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника;

         ·        внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему;

         ·        конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

         ·        мировое соглашение - соглашение между должником и кредитором (кредиторами), а также третьими лицами, содержащее положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, и утверждаемое арбитражным судом.

     2. при рассмотрении дела о банкротстве  должника-гражданина применяются:

         ·        конкурсное производство;

         ·        мировое соглашение.

     Несмотря  на субъекта банкротства, дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику-гражданину - не менее ста минимальных размеров оплаты труда, если не предусмотрено иное. 

     Не  останавливаясь более подробно на общей  части института банкротства - перейду  к особенностям банкротства отдельных  субъектов.

     Глава 3. Банкротство юридических  лиц. Особенности  банкротства отдельных  категорий должников - юридических лиц.

     Одним из основных недостатков ранее действовавшего законодательства о банкротстве  следует назвать одномерный подход ко всем категориям должников при  применении к ним процедур банкротства. Закон, как уже отмечалось, не делал  никаких различий между юридическим  лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным (зачастую единственным в населенном пункте) предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием и крестьянским (фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитной организацией. Одинаковыми были и признаки банкротства  таких должников, и применяемые  к ним процедуры, и порядок  рассмотрения дел арбитражными судами.

     Новый закон в полной мере учитывает  специфику отдельных категорий  должников и предусматривает  связанные с этим особенности  применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких категориях должников, как должники - юридические лица: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и  иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а  также должники-граждане, включая  индивидуальных предпринимателей и  крестьянские (фермерские) хозяйства.

     Глава 3.1 Банкротство градообразующих  организаций.

     Под градообразующими организациями в  Законе понимаются юридические лица, численность работников которых  с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения  соответствующего населенного пункта (ст.132).

     Определяя особенности банкротства градообразующих  организаций, Закон учитывает возможные  социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение  в число лиц, участвующих в  деле о банкротстве градообразующей  организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

     По  ходатайству названных органов  арбитражный суд сможет ввести внешнее  управление в отношении должника - градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного  производства. Но тогда соответствующие  органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем  самым взять на себя обязанность  нести субсидиарную ответственность  перед его кредиторами.

     Кроме того, по ходатайству названных органов  внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более  года. Таким образом, общая продолжительность  внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить  два с половиной года. В этот период соответствующими органами может  быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем  инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего управления может  быть продлен на срок до 10 лет при  условии, что должник и его  поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже чем  через два с половиной года после введения внешнего управления (ст.135).

Информация о работе Правовое регулирование банкротства