Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 09:26, контрольная работа
Получение прибыли - является наиважнейшей составной частью любой коммерческой деятельности осуществляемой коммерческими организациями и другими хозяйствующими субъектами. В условиях же развивающейся рыночной экономики России, особо важное значение, имеет защита прав и интересов хозяйствующих субъектов и граждан. Большую роль в этом играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов. Институт банкротства выступает той совокупностью правовых норм, созданных для обеспечения рыночной экономики и ее устоев.
Введение
Глава 1. Развитие правового института банкротства
Глава 1.1 Институт банкротства в России конца 19 - начала 20 века
Глава 1.2 Новый и старый Закон о Банкротстве: сравнительная характеристика
Глава 2. Общая характеристика современного института банкротства.
Глава 3. Банкротство юридических лиц. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц
Глава 3.1 Банкротство градообразующих организаций
Глава 3.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций
Глава 3.3 Банкротство кредитных организаций
Глава 4. Банкротство индивидуального предпринимателя и банкротство гражданина
Глава 4.1 Банкротство гражданина
Глава 4.2 Банкротство индивидуального предпринимателя
Глава 4.3 Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства
Глава 5. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
Заключение
Использованная литература
Другая
характеристика, о которой необходимо
сказать, касается понятийного аппарата.
Основные понятия содержит ст.2 нового
Закона. Уточнения коснулись, например,
арбитражного управляющего, который
сегодня может выступать в
трех лицах: временного, внешнего и
конкурсного (ст.2). В уточненном варианте
приводится и определение самого
банкротства. По новому Закону, Банкротство
с позиций законодателя, - это
признанная арбитражным судом или
объявленная должником
Сама формулировка представляется более совершенной и отточенной по сравнению с той, которая содержалась в ст.1 Закона от 19 ноября 1992 г.
Кроме самого определения, новый Закон (ст.3) содержит признаки банкротства. Здесь уточняется срок неисполнения должником обязательств, который составляет 3 месяца (с момента наступления даты исполнения). Кроме того, для гражданина вводится дополнительный признак: превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества. Еще один признак, имеющий содержательное значение, сформулирован в ст.5. Он касается размеров задолженности. В соответствии с ним дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу составляют не менее 500, а к должнику - гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность.
Аналогичный
подход содержит законодательство Англии
(там минимальная
Претерпели изменение и нормы, касающиеся процедуры банкротства, или так называемый процессуальный плюрализм. Закон от 19 ноября 1992 г. делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Новый Закон не употребляет терминов "реорганизация" и "ликвидация". Статья 23 выделяет четыре процедуры для юридических лиц и две для должников - граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление. Представляется вполне оправданным, что более десяти статей нового Закона посвящаются процедуре наблюдения (гл.4).
Новый
Закон подробно останавливается
на процедуре конкурсного
Глава 2. Общая характеристика современного института банкротства.
Итак, в настоящее время, наряду с гражданским кодексом, основным источником регулирования несостоятельности - является Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Как уже отмечалось, новый Закон[4], намного содержательнее своего предшественника. Новый Закон состоит из 189 статей и 12 глав соответственно. Разделение Закона по главам построено по следующему принципу: глава 1 - общие положения, глава 2 - предупреждение банкротства, глава 3 - разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде, глава 4 - наблюдение, глава 5 - внешнее управление, глава 6 - конкурсное производство, глава 7 - мировое соглашение, глава 8 - особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, которая в свою очередь разделена на параграфы, каждый из которых регулирует особенности банкротства отдельных видов юридических лиц, глава 9 - банкротство гражданина, глава 10 - упрощенные процедуры банкротства, глава 11 - добровольное объявление о банкротстве должника, и наконец, глава 12 - содержит в себе заключительные положения.
Наряду
с вышеназванными источниками, необходимо
выделить также два специальных
закона. Это Федеральный закон
от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций"
и Федеральный закон от 24 июня
1999 г. "Об особенностях несостоятельности
(банкротства) субъектов естественных
монополий топливно-
Прежде
чем рассматривать особенности
банкротства отдельных
Итак,
под несостоятельностью (
Исходя из понятия можно выделить две стороны в данном правоотношении: должник и кредитор.
Где, должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом, кредитор - российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Под денежным обязательством понимается - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Под обязательными платежами понимаются: налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Наряду с понятием в Законе, отдельно выделяются признаки банкротства:
· гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;
· юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Таким образом, со статьи 3 Закона "Признаки банкротства", идет "разделение" Закона по субъектному составу. Это разделение проявляется и во всех последующих статьях. Несомненно, это нужно считать это плюсом закона, позволяющим эффективно использовать нормы закона.
Так, законом, а именно статьей 23, в соответствии с субъектным составом предусмотрены следующие процедуры банкротства:
1.
при рассмотрении дела о
· наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника;
· внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему;
· конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
· мировое соглашение - соглашение между должником и кредитором (кредиторами), а также третьими лицами, содержащее положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, и утверждаемое арбитражным судом.
2.
при рассмотрении дела о
· конкурсное производство;
· мировое соглашение.
Несмотря на субъекта банкротства, дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику-гражданину - не менее ста минимальных размеров оплаты труда, если не предусмотрено иное.
Не останавливаясь более подробно на общей части института банкротства - перейду к особенностям банкротства отдельных субъектов.
Глава 3. Банкротство юридических лиц. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц.
Одним
из основных недостатков ранее
Новый закон в полной мере учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких категориях должников, как должники - юридические лица: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Глава 3.1 Банкротство градообразующих организаций.
Под градообразующими организациями в Законе понимаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст.132).
Определяя
особенности банкротства
По
ходатайству названных органов
арбитражный суд сможет ввести внешнее
управление в отношении должника
- градообразующей организации
Кроме
того, по ходатайству названных органов
внешнее управление может быть продлено
арбитражным судом на срок не более
года. Таким образом, общая продолжительность
внешнего управления, а стало быть,
и срок действия моратория на удовлетворение
требований кредиторов может составить
два с половиной года. В этот
период соответствующими органами может
быть осуществлено финансовое оздоровление
градообразующей организации