Правовое положение акционерного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:00, дипломная работа

Описание работы

Акционер имеет право не только на получение части прибыли общества и на получение части имущества общества при его ликвидации, но еще и право на участие в управлении обществом. Несмотря на то, что большинство положений Федерального закона «Об акционерных обществах» изложено вполне определенно и понятно, на практике часто нарушаются даже самые простые и последовательно изложенные нормы. Причинами тому являются не только элементарная юридическая безграмотность, безответственность, а порой – явное пренебрежение к закону руководителей отдельных акционерных обществ и их сторонников, но и сознательные , умышленные действия в целях реализации определенных интересов, которые подчас могут носить даже криминальный характер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ. 6
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ. 11
3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА. 18
3.1. Образование общества. 22
3.2. Уставный капитал акционерного общества. 34
3.3. Права акционеров. 40
3.4. Эмиссия ценных бумаг и выплата дивидендов акционерного общества. 44
4. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ. 52
5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65
Список использованных источников и литературы. 67
ПРИЛОЖЕНИЯ. 69

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ХОРОШАЯ.doc

— 449.50 Кб (Скачать)

Функции МРП состоят  в следующем:

  • регистрация новых и перерегистрация действующих предприятий;
  • регистрация филиалов, представительств иногородних организаций;
  • контроль за соблюдением законодательства при регистрации и перерегистрации организаций;
  • определение порядка взимания регистрационных сборов.

Деятельность МРП распространяется на коммерческие организации республиканского, областного, городского значения независимо от ведомственной подчиненности, а  также на фонды, союзы, центры, ассоциации, компании, концерны, международные неправительственные организации, имеющие местонахождение или ведущие хозяйственную деятельность на территории Москвы. Непосредственно регистрацией организаций занимается центральная часть МРП и около двадцати ее филиалов, созданных в административных округах г. Москвы.

В предусмотренных ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и  ограничения монополистической  деятельности на товарных рынках» случаях  регистрация может осуществляться только с предварительного согласия МАП России или с последующим уведомлением этого органа. Так, федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен заявлением учредителей в 15-дневный срок со дня государственной регистрации о создании коммерческой организации, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Сам процесс государственной  регистрации можно условно разделить  на этапы:

  • подача необходимых документов;
  • проведение правовой экспертизы документов;
  • получение свидетельства о регистрации.

Для регистрации коммерческой организации необходимы следующие  документы.

    1. Заявление по форме, утвержденной регистрационной палатой. В заявлении указываются необходимые сведения о создаваемой коммерческой организации: фирменное наименование, юридический адрес, фамилия, имя и отчество руководителя, размер уставного капитала, а также фамилия, имя и отчество заявителя. Заявителем не обязательно должен быть сам учредитель. Он может выдать доверенность третьему лицу на представление его интересов во всех государственных органах по делам, связанным с государственной регистрацией создаваемой коммерческой организации. В случае, если среди учредителей есть юридические лица, заполняется приложение к заявлению, в котором указываются сведения о государственной регистрации юридического лица-учредителя, его юридический адрес, размер и способ внесения вклада в уставной капитал коммерческой организации.
    2. Учредительные документы (в данном случае – устав).
    3. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины и регистрационного сбора (платежные поручения, квитанции).
    4. Справка, подтверждающая неповторимость наименования создаваемой организации в Московском организационном реестре. Приказом МРП от 15 июня 1994 года № 56 был введен порядок обязательной предварительной проверки наименований коммерческих организаций при:
      • регистрации новой организации;
      • смене наименования организации;
      • изменения организационно-правовой формы;
      • изменения юридического адреса другого региона на московский.

Проверку наименований на неповторимость осуществляют несколько коммерческих организаций, имеющих доверенность МРП. За проведение такой проверки взимается дополнительная плата. После проверки выдается справка с указанием номера заявки, даты проведения проверки, полного наименования предприятия, даты, до которой наименование может быть использовано для регистрации.

        1. Документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала организации, указанного в решении о создания предприятия или договоре учредителей. В этих целях в банке открывается так называемый временный накопительный счет, куда вносится необходимая сумма. Для открытия данного счета в банк представляется устав, еще не зарегистрированный в МРП, справка о проверке наименования, протокол о решении создания организации.
        2. Документ, подтверждающий согласие собственника нежилого помещения на использование его в качестве юридического адреса создаваемой коммерческой организации. Как правило, таким документом является гарантийное письмо или документ в произвольной форме. Следует отметить, что федеральным законодательством предоставление такого документа не предусмотрено. Тем не менее данное требование является средством защиты интересов будущих контрагентов, кредиторов (в том числе государства) создаваемой коммерческой организации, а также лиц, чей адрес может быть использован недобросовестными учредителями без их ведома в качестве юридического адреса. Помимо гарантийного письма представляется справка из бюро технической инвентаризации с характеристикой данного помещения.

При принятии документов для государственной регистрации проверяется комплектность, производится сверка паспортных данных граждан-учредителей с данными, указанными в учредительных документах. Сверка не производится, если подлинность подписей учредителей на учредительных документах удостоверена нотариально.

Затем юрист проводит правовую экспертизу представленных документов, в процессе которой проверяется  их соответствие требованиям законодательства как по форме, так и по содержанию.

По итогам экспертизы юрист составляет заключение о соответствии  (несоответствии) документов установленным требованиям.

Свидетельство о регистрации выдается только в  случае представления в указанный  срок в МРП следующих документов.

  1. Справка из банка об открытии расчетного счета и внесении на него не менее 50% уставного капитала. Справка выдается банком после представления заявления об открытии счета, копий временного свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера коммерческой организации. В случае, если вклады в уставной капитал вносятся не денежными средствами, а имуществом, необходимо также представить справку за подписью руководителя и главного бухгалтера, подтверждающую передачу на баланс коммерческой организации указанного имущества.
  2. Справка налоговой инспекции о постановке на учет по месту нахождения организации. Инструкция о порядке учета налогоплательщика утверждена приказом Госналогслужбы России от 13 июня 1996 года № ВА-3-12.49. Для получения справки необходимо:
    • представить заявление руководителя;
    • представить копии временного свидетельства о регистрации и учредительных документов;
    • заполнить установленной формы карту постановки на учет налогоплательщика.
При постановке на учет в налоговой  инспекции сведения о каждом налогоплательщике  автоматизированно обрабатываются и ему в установленном порядке присваивается идентификационный номер, являющийся единым учетным номером в налоговых инспекциях на всей территории Российской Федерации.

Сведения о налогоплательщике  и присвоенном ему идентификационном  номере вносятся в Государственный реестр предприятий, который ведется налоговой службой в соответствии с Положением о порядке ведения Государственного реестра предприятий, утвержденный Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России 12 апреля 1993 года № ЮУ-4-12/65н.

  1. Справка из Государственного комитета РФ по статистике о включении коммерческой организации в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и присвоения кодов Общероссийского классификатора предприятий и организаций и классификационных признаков (подчиненность министерству, местонахождение, вид деятельности, организационно-правовая форма, форма собственности и др.).
  2. Декларация об изготовлении печати. В этом документе приводятся основные сведения о коммерческой организации, а также образцы печатей и подписей руководителя и главного бухгалтера.
  3. Справка о постановке на учет в социальных фондах: Пенсионном фонде, Фонде занятости населения, Фонде государственного социального страхования, фондах медицинского страхования.

После представления указанных выше документов организации выдается постоянное свидетельство о регистрации. Если в течение 45 дней с момента получения временного свидетельства о регистрации документы не будут представлены, коммерческая организация признается несостоявшейся как юридическое лицо из-за отсутствия установленных законом признаков.

После получения постоянного  свидетельства необходимо нотариально  заверить его копии и представить  их в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд государственного социального страхования и в банк.

Таков действующий порядок  государственной регистрации коммерческой организации. Согласно ст. 51 ГК РФ нарушение  установленного законом порядка  образования организации или  несоответствие ее учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания организации не допускается. Неправомерный отказ в регистрации либо уклонение от регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием его служебного положения, являются уголовно наказуемыми деяниями (ч.1 ст. 169 УК РФ).

Отказ в государственной регистрации  может быть обжалован в арбитражном  суде. В случае признания судом  недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления об отказе в регистрации соответствующее решение суда следует считать актом государственной регистрации. Решение суда является основанием для внесения организации в Единый государственный реестр. В соответствии с ч. 10 ст. 108 АПК РФ в этом случае в резолюционной части решения суда указывается, с какой даты организация считается зарегистрированной.

По мнению Высшего  арбитражного Суда РФ организация должны признаваться зарегистрированными  с момента истечения месячного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» для принятия решения о регистрации. По просьбе истца может быть установлен более поздний срок.

Кроме того, необходимо в  резолюционной части суда обязывать соответствующий государственный орган в определенный судом срок свидетельство о регистрации, что позволит в случае неисполнения данного решения применить ответственность, предусмотренную ст. 151 АПК РФ.

3.2. Уставный капитал  акционерного общества.

 

Уставный  капитал акционерного общества складывается из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и выполняет четыре важнейшие функции:

  1. Образует материальную базу («стартовый» капитал) для начала деятельности общества при его создании и дальнейшем функционировании.
  2. Гарантирует интересы кредиторов, что, однако, весьма спорно. В ситуации, когда вновь созданное общество, получив задаток от покупателя, направило все свои средства, включая полученный задаток и деньги, внесенные в уставный капитал, на приобретение товара для последующей передачи его в собственность покупателя другому лицу, а это лицо не исполнило обязательство по поставке товара, говорить о гарантиях интересов покупателя (кредитора) за счет средств уставного капитала было бы бессмысленно, поскольку никаких денежных средств на расчетном счете нового общества нет и имущества нет (так как уставный капитал был оплачен деньгами). Поэтому о гарантийной функции уставного капитала уместно упоминать лишь в ограниченном числе случаев.
  3. Уставный капитал определяет долю уча<span cla

Информация о работе Правовое положение акционерного общества