Правовое положение акционерного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:00, дипломная работа

Описание работы

Акционер имеет право не только на получение части прибыли общества и на получение части имущества общества при его ликвидации, но еще и право на участие в управлении обществом. Несмотря на то, что большинство положений Федерального закона «Об акционерных обществах» изложено вполне определенно и понятно, на практике часто нарушаются даже самые простые и последовательно изложенные нормы. Причинами тому являются не только элементарная юридическая безграмотность, безответственность, а порой – явное пренебрежение к закону руководителей отдельных акционерных обществ и их сторонников, но и сознательные , умышленные действия в целях реализации определенных интересов, которые подчас могут носить даже криминальный характер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ. 6
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ. 11
3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА. 18
3.1. Образование общества. 22
3.2. Уставный капитал акционерного общества. 34
3.3. Права акционеров. 40
3.4. Эмиссия ценных бумаг и выплата дивидендов акционерного общества. 44
4. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ. 52
5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65
Список использованных источников и литературы. 67
ПРИЛОЖЕНИЯ. 69

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ХОРОШАЯ.doc

— 449.50 Кб (Скачать)

Фактически народные предприятия являются не предусмотренным  в ГК РФ видом юридического лица и по мнению авторов постатейного комментария к законодательству о хозяйственных обществах15, тяготеют скорее к кооперативной, чем к акционерной форме организационной предпринимательской деятельности, что может быть подтверждено тем, например, что для них действуют не присущие акционерным обществам нормы:

  1. в них голосуют не акции, а лица;
  2. объем прав участников, владеющих обыкновенными акциями, может различаться в зависимости от наличия трудовых отношений с эмитентом;
  3. существенно расширены полномочия акционеров контрольной комиссии, а компетенция наблюдательного совета ограничена по сравнению с компетенцией совета директоров акционерного общества.

Несколько слов о проблеме, связанной  с фирменным наименованием и  местом нахождения акционерного общества. Ни ГК РФ, ни Закон «Об акционерных обществах» не содержит нормы о допустимости или недопустимости отчуждения прав на фирменное наименование – это недостаток нашего законодательства в данном вопросе, и он безусловно должен быть устранен.

Место нахождения акционерного общества определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 4 Закона «Об акционерных обществах»), т.е. применяется характерный для международного частного права России принцип

 

инкорпорации.

Однако в Законе «Об  акционерных обществах» допускается, что в соответствии с федеральными законами в уставе общества его место нахождения может быть определено иначе, т.е. согласно федеральному закону16. Свое разъяснение по данному вопросу дал Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 1 июля 1996 года. В пункте 21 этого постановления было предложено при разрешении споров исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов. Кроме того, существует специальное положение о его почтовом адресе (п. 3 ст. 4 Закона «Об акционерных обществах»), о котором акционерное общество должно уведомлять орган, осуществляющий государственную регистрацию. Это положение во многом схоже с существующими статьями английского законодательства о компаниях, предусматривающими наличие так называемой главной конторы и адреса зарегистрированной конторы компании.

 

3.1. Образование общества.

 

Характеристика природы  коммерческой организации позволяет  рассмотреть стадии ее возникновения  и развития. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Регистрация является заключительным, но не единственным этапом в создании коммерческой организации. С чего же оно начинается?

Первым шагом к созданию коммерческой организации является общее собрание ее учредителей, выработка и подписание учредительных документов. Именно на общем собрании учредители приходят к совместному решению создать коммерческую организацию путем объединения своих имущественных вкладов, интеллектуальных усилий для достижения общих целей.

Разумеется, о собрании можно говорить только в том случае, когда число учредителей больше одного. Хозяйственное общество может  быть создано одним лицом, о чем  прямо говорится в п. 1 ст. 66 ГК РФ. При этом предусматривается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 98 ГК РФ). Для подтверждения выполнения этого требования к учредительным документам акционерного общества, создаваемого одним юридическим лицом, должны быть приложены копии учредительных документов учредителя. При создании организации одним лицом возникает ряд дополнительных вопросов. Например, могут появиться некоторые сложности в отделении имущества хозяйственного общества от имущества его учредителя как физического лица в случае обращения взыскания. Помимо этого, теряют свое значение требования норм законодательства, посвященные внутренней организации хозяйственных обществ, порядку формирования и компетенции их органов управления, так как единственный учредитель фактически объединяет в своем лице все органы, и воля юридического лица совпадает с волей его учредителя.

Под созданием субъектов  хозяйственного права понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание правового статуса организациям и договорным образованиям.

Современная теория права  выделяет следующие способы создания субъектов хозяйственного права: учредительно-распорядительный, учредительный, договорно-учредительный, дозволительно-учредительный. В основе этой классификации лежит то, по чьей воле и каким образом создаются организации как субъекты права.

Учредительно-распорядительный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на Минимущество России, его комитеты и территориальные агентства, соответственно. Казенное предприятие создается по решению Правительства РФ. Поэтому основанием для учреждения унитарного предприятия является распоряжение соответствующего государственного органа. В этом смысле порядок создания может быть назван учредительно-распорядительным. Особенность данного способа заключается в том, что субъекты хозяйственного права создаются не самим собственником (Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями), а уполномоченным им лицом.

Учредительный порядок применяется при создании коммерческих организаций с одним участником.

О договорно-учредительном порядке можно говорить при создании коммерческой организации с числом учредителей более одного, согласовано определяющих условия деятельности организации.

Учредители  коммерческих организаций. Законодательством Российской Федерации предусмотрены специальные правила, касающиеся состава и количества учредителей коммерческих организаций.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 года «Об акционерных  обществах» число акционеров закрытого  общества не должно превышать пятидесяти. В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое, в противном случае оно подлежит ликвидации в судебном порядке. Число акционеров открытого общества не ограничено. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 мая 1996 года «О производственных кооперативов» число членов кооператива не может быть менее пяти человек17.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных  товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 66 ГК РФ законом могут быть установлены  ограничения на участие отдельных  категорий граждан в хозяйственных  обществах, за исключением акционерного общества открытого типа. Так ст. 9 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает должностным лицам органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Аналогичное ограничение содержится в Федеральном законе от 31 июля 1995 года «О государственной службе»18. Согласно ст. 11 этого Закона государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности пакеты акций в уставном капитале коммерческих организаций.

Начальным этапом в создании коммерческой организации является выработка и утверждение ее учредительных документов. Учредительным документом акционерного общества является устав.

При создании акционерного общества учредители заключают между  собой договор, определяющий порядок  осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер его уставного капитала, категории выпускаемых акций и порядок их размещения. Договор о создании акционерного общества не является учредительным и не относится к учредительным документам.

Устав – важнейший документ, устанавливающий правовой статус организации. Он является единственным учредительным документом для акционерных обществ. Основное назначение устава – информировать контрагентов и иных лиц, вступающих в отношения с коммерческой организацией, о круге ее деятельности, правах и обязанностях. В уставе указывается организационно-правовая форма коммерческой организации, ее наименование, местонахождение, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений, категории, номинальная стоимость и количество выпускаемых акций.

Особое юридическое  и практическое значение имеет определение  в уставе целей и предмета деятельности организации. Согласно ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом

Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации  могут быть предусмотрены в учредительном документе, если даже по закону это не является обязательным. Совершенные такими организациями сделки, противоречащие целям деятельности, определенно ограниченным в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ, т.е. такие сделки являются оспоримыми.

Нужно подчеркнуть, что  сведения, содержащиеся в учредительном  документе, не могут составлять коммерческую тайну, на что указано в постановлении  Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35.

Государственная регистрация  – заключительный этап создания организации. Именно с момента государственной  регистрации юридическое лицо считается  созданным, т.е. по российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо.

С точки зрения достижения целей правового регулирования  регистрация коммерческой организации  должна включать в себя следующие  компоненты:

  1. определение формы коммерческой организации, подлежащей регистрации;
  2. создание и установление правового статуса органов государства, осуществляющих государственную регистрацию предпринимательской деятельности;
  3. разработка процедуры и правил регистрации предпринимательства, образцов документов, установление прав и обязанностей в этой сфере;
  4. установление ответственности и правил ее реализации в сфере регистрации предпринимательства.

Действующее российское законодательство исходит из того, что все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы.

Государственная регистрация  преследует следующие цели:

  • осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий, обязательных для занятий определенными видами деятельности, а также борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;
  • проведения налогообложения;
  • получения государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
  • предоставления всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация  коммерческой организации должна основываться на принципах публичности, общеизвестности и достоверности внесенных в реестр сведений. Принцип публичности проявляется в том, что реестр доступен каждому желающему с ним ознакомиться. В силу принципа общеизвестности любое лицо на основании публикации данных реестра в официальных изданиях считается осведомленным о внесении коммерческой организации в реестр, что лишает его возможности ссылаться на незнание содержащихся в реестре сведений. И в силу принципа достоверности действует презумпция правильности содержащихся в реестре записей, которая может быть опровергнута только в судебном порядке.

Сама процедура государственной  регистрации коммерческих организаций  урегулирована рядом нормативных  актов. На федеральном уровне это  Указ Президента РФ от 8 июля 1994 года № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»19, утвердивший Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а также ст. 34 и ст. 35 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», которые будут действовать до вступления в силу закона о государственной регистрации.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ государственная регистрация  должна осуществляться органами юстиции. С 1998 года действительно эта роль перешла к Регистрационным палатам Министерства юстиции от органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов федерации..

В Москве, например, совместным решением президиума Московского городского Совета народных депутатов правительства Москвы от 25 июля 1991 года № 134-2 было утверждено Положение о Московской регистрационной палате (МРП), которая является компетентным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию коммерческих организаций, создаваемых на территории г. Москвы.

Информация о работе Правовое положение акционерного общества