Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:59, реферат
В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.
1. Возникновение и развитие права.
2. Понятие и признаки правовой культуры.
3. Понятие правосознания в государстве.
4. Основные функции правосознания.
5. Виды правосознания как правовой культуры.
6. Структура правосознания, правовой культуры.
7. Основные понятия правовой культуры.
8. Подразделение правовой культуры на виды.
9. Структура правовой культуры.
10. Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры.
11. Взаимодействие права и культуры.
Роль закона в формировании культуры.
12. Список использованной литературы.
Связь
права и культуры не так явна,
как соотношение права и
Право определяет и специфический вид общей культуры общества - правовую культуру.
Правовая культура - это одновременно:
- определенный уровень
-
состояние процессов
- специфические способы
- результаты правовой
Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсальных обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности.
Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон как инструмент организации общественных отношений и как основной источник права является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные, формировать, в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные правом) юридические ценности.
В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.
Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой культуры свидетельствуют, например, такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.
Относительная самостоятельность закона в том и проявляется, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры.
Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования.
Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры.
В-третьих, через посредство закона и основанных на нем подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры.
В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения органы, которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры, отражающее психические процессы, нормативное (фиксирующее совокупность норм права), поведенческое (указывающее на характер действий), объективизированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.
Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низкого.
Разумеется, оценки будут относительны. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее, эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры, в том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:
- формирование чувства права и законности;
- освоение достижений логико-
- совершенствование
-
увеличение объема и
- совершенствование
-
разделение власти
- изучение памятников права и
правоприменительной практики
Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.
Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо должности в государстве. Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируются при этом и если при этом игнорируется право и порядок.
Выделяется также профессиональный уровень правовой культуры. Это культура юристов, практикующих в той или другой области. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью развития юридических наук, приобретение практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов.
Вместе с тем область культуры, человеческие отношения в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование других отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые.
Можно также утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая), поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно - недооценить роль законодательства в формировании культуры. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно - через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзьями и коллегами.
Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из виду "производительную" роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости, ориентированности на социальные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.
Взаимодействие
права и культуры в практическом плане
мыслится только в рамках определенной
страны (государства) и ее общей, политической,
религиозной, нравственной, правовой культуре.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С. С. "Государство и право" Начальный курс. Москва, 1996.
2. Алексеев С. С. Закон и наша жизнь. Москва, 1978.
3. Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры: Правовая культура и вопросы правового воспитания школьников. Москва, 1974.
4. Каминская В. И., Ратинов А. Р. Указательные работы.
5. Культурология ХХ век: Антология. Москва, 1995.
6. Лазарев Б. М. «Что такое правовое государство» Москва, 1990.
7. Учебник для ВУЗов "Теория государства и права" Курс лекций. Редакторы Малько А. В. и Матузов Н. И. Москва, 1996.
8. Учебник для ВУЗов "Философия права" Редактор Нерсесянц В. С. Москва, 1997.
9. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, 1992.
10. Юридический словарь. Москва, 1989.