Право субъектность юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Правосубъектность юридических лиц, не является новой темой. Как только появилось само юридическое лицо, так и появилась необходимость в разработке этой темы. Несмотря на то, что уже прошло более 100лет с момента легального закрепления за юридическим лицом статуса субъекта права, внимание к его правосубъектности лишь возросло. Такая ситуация объясняется тем, что на протяжении всей истории, на каждом её новом этапе, правосубъектность юридического лица, меняясь наполнялась новым содержанием.

Содержание

1.Введение
2.История и современность
3.Правосубъектность
4.Понятие правосубъектности.
5.Возникновение и прекращение правоспособности юридического лица.
6.Ограничение правоспособности юридического лица.
7.Заключение
8.Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат 1 юр. лиц.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

Заслуживает внимания позиция В. Ф. Яковлевой. Она пишет: «…при создании предприятия оно включается в соответствующую хозяйственную систему с подчинением органу, который эту систему возглавляет. Тем самым у вышестоящего органа возникают перед предприятием определенные властные правомочия, специфика которых состоит в том, что они позволяют совершать акты, обязывающие подчи-ненного субъекта…», «Именно эти правомочия в своей совокупности образуют компетенцию». Данное понимание компетенции при её некотором корректировании также можно применить к настоящему времени. Например, в отношении аффелированных лиц пп 3. ст 1 Закона РК Об акционерных обществах от, 13 мая 2003 года № 415-II ЗРК «аффилиированное лицо общества -- лицо (за исключением государственных органов, осуществляющих регулирование его деятельности в рамках предоставленных полномочий), которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые акционерным обществом решения, в том числе в силу договора, включая устный договор, или иной сделки, а также любое лицо, в отношении которого акционерное общество имеет такое право»

, казённых предприятий  с уполномоченным гос органом,  учреждения с собственником его  имущества.

Существуют позиция  где аналогичный ход рассуждений  применяется и к компетенции  пред-приятия, которая существует и  осуществляется лишь в отношениях с его внутренними подразделениями (цехами, участками и т. п.). Подчинение этих подразделений предприятию воплощается в правоотношении, упра-вомочивающем предприятие совершать властные акты, которые приобре-тают для их адресатов обязывающее действие, что и составляет сущность компетенции. После совершения властного акта между предприятием и его подразделениями устанавливается новое правоотношение, иногда не только управомочивающее, но и обязывающее предприятие, а в пределах управомоченности дающее ему возможность требовать соответствующего конкретного поведения от своего цеха или иного внутреннего подразде-ления. Такое понимание компетенции применимо и без изменения его смысла ко многим предприятиям нашей республики.

В заключении своего анализа компетенции и соотношения её с правосубъектностью, О.С.Иоффе пришёл к выводу: «Обзор разнохарактерных взглядов на сущность компетенции пред-приятия с очевидностью свидетельствует, что критическую и практиче-скую проверку выдержал только один из них и именно тот, который опре-деляет ее как обобщенное выражение всех принадлежащих предприятию видов правосубъектности». Данная трактовка компетенции, проста в понимании и содержании, но в связи с ней невольно возникает вопрос: зачем? Не проще ли совокупность правосубъектности разных видов назвать просто правосубъектностью, а далее упоминать следующим образом гражданско-правовая правосубъектность, административно правовая правосубъектность и.т.д.

Подводя итог можно  отметить, что у термина компетенция при использовании его в гражданском праве большой потенциал. Но в связи с тем, что он уже употребляется в гражданском законодательстве, существует опасность при его более широком понимании, возникновения ещё одного омонима Омонимы (от греч. homos -- одинаковый и onyma -- имя), разные, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка. Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой и как следствие путаницы в толковании норм гражданского права.

§2. Возникновение и  прекращение правоспособности юридического лица.

В соответсвии  с п 2 ст 35: «Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Правоспособность юридического лица в сфере деятельности, на занятие  которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии и прекращается в момент ее изъятия, истечения срока действия или признания недействительной в установленном законодательными актами порядке» Как уже упоминалось выше, по существу в ГКРК правоспособность необходимо толковать расширительно. В связи с чем правоспособность и дееспособность (правосубъектность) возникают одновременно: «Организация, в отличие от человека, право- и дееспособна с момента приобретения статуса юридического лица, то есть с ее государственной или иной регистрации». (Грешников).

На основании  этого правоспособность юридического лица нами условно будет разделена  на:

1) Основную, которая  возникает в момент создания  юридического лица, и прекращается  в момент завершения его ликвидации.

2) Дополнительную, которая возникает на основании лицензии, и прекращается при её изъятии, истечении срока действия, признания недействительной.

Основная правоспособность возникает на основании акта, подтверждающего  получение организацией статуса  юридического лица. Таким актом является свидетельство о государственной  регистрации, выдаваемое органами юстиции  Ст 42 ГК РК.. Сходный порядок действует  в Российской Федерации, где организация обретает статус юридического лица с даты ее государственной регистрации. Основным законодательным актом в РК, регулирующим эти вопросы является Указ о государственной регистрации юридических лиц. В ч1 ст 18 закреплено «недопускается деятельность в качестве юридического лица без государственной регистрации, а доходы, полученные от деятельности без госрегистрации. Изымаются в доход государства».Таким образом доходы от деятельности не правоспособной организации получает государство, что заставляет более серьёзно относится к приобретению правоспособности.

Способы возникновения  юридического лица традиционно подразделяются на три типа: нормативно-явочный, разреши-тельный  и распорядительный.

Нормативно-явочный  порядок предусматривает наделение организации правами юридического лица на основании зако-на специальным государственным (или международным) органом путем явочной регистрации и занесения в особый ре-гистр (реестр). При этом регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации создаваемой ороганизации при отсутсвии нарушений установленных требований.В настоящее время нормативно-явочный способ является базисным. Именно так возникает большинство коммерческих организаций, в частности в Казахстане, России и других странах СНГ и Балтии, а в некоторых странах, на-пример в Швейцарской Конфедерации, этот способ применя-ется даже для регистрации учреждений.

Исторически, еще  до появления нормативно-явочного по-рядка, публичные организации, например благотворительные  общества (фонды), образовательные и им подобные учрежде-ния, возникали на основе специального акта органов власти. Впоследствии этот порядок был назван распорядительным. Данным порядком юридическое лицо может возникать и на основании распоряжения учредителя. «Так создаются, например, государственные учрежедения и государственные предприятия» Гражданское право. Т1. Учебник для вузов /От вред М.К.Сулейменов,Ю.Г.Басин.-Алматы:Изд-во КазГЮА,2000.С.119.Однако в отношении способа создания государственных учреждений и предприятий у Климкина есть своё мнение: «Юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредитля, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Но в силу статьи 42 ГК, любое юридическое лицо(как негосударственное, так и государственное) считается созданным с момента его государственной регистрации. Поэтому распорядительный порядок создания юридических лиц сейчас может рассматриваться лишь в историческом аспекте» Климкин.С.И.Юридические лица по законодательству Республики Казахстан. Общие положения.-Алматы:ТОО «Баспа», 2001.-С.76

Для регистрации  банков, финансовых компаний (кредит-ных  товариществ), страховых, медицинских  и многих других специализированных организаций, помимо пакета учредитель-ных  документов, требуется разрешение государственного (кон-тролирующего) органа или лицензия. Этот порядок регистра-ции называется разрешительным.Так например, для создания юридического лица, предметом которого является банковская или страховая деятельность, требуется разрешение Национального банка РК на его открытие. Антимонопольный кометет в пределах своих полномочий вправе давать заключение на создание субъектов рынка, если это приводит к появлению хозяйствующих субъектов, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать 35% Пп 3 ч 1 ст 9 Закона РК от 19 января 2001года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». .

Прекращение юридического лица, как в России, так и в  Казахстане закон связывает с  его исключением из единого государственного регистра (реестра в РФ).

Но права совершать  действия, требующие лицензирования, в содержание основной правоспособности не входят. Лишь после получения  лицензии указанные права вводятся в содержание правоспособности, расширяя ее границы. При истечении срока  действия лицензии, признании ее недействительной, ее досрочном прекращении, отзыве либо приостановлении ее действия содержание правоспособности юридического лица возвращается в его прежние общие границы.

Под лицензией  от лат. licentia -- «право, разреше-ние». понимается выдаваемое компетентным государственным органом разрешение гражданину или юридическому лицу заниматься определенным видом деятельности или совершать определенные действия. ст 2. Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. N 2200 О лицензировании

По объему деятельности законном «О лицензировании» они подразделяются на:

1) генеральные  - на занятие определенным видом  деятельности, выдаваемые без ограничения  срока, допускается выдача генеральной  лицензии на несколько видов  деятельности, если они входят  в единый технологический комплекс;

2) разовые - на  совершение определенной хозяйственной  операции в пределах разрешенного  объема, веса или количества (в  натуральном либо денежном выражении);

3) операционные - на совершение определенной  операции в банковской деятельности и операций, связанных с использованием валютных ценностей, определенных валютным законодательством.

Важно заметить, что лицензии различаются и по территориальной сфере действия:

1) действие которых  ограничивается определенной территорией  Республики Казахстан;

2) действие которых  распространяется на всю территорию  Республики Казахстан;

3) действие которых  распространяется за пределы  Республики Казахстан.

Лицензия выдается уполномоченным государственным органом, что в соответсвии с п 2.ст 35 ГКРК является моментом возникновения правоспособности у юридического лица. Государственный орган, выдающий лицензию, называется ли-цензиаром, а лицо, получающее лицензию, -- лицензиатом (от лат. licentiatus -- «допущенный к осуществлению какой-либо деятельности»). Выдача лицензий на весь период занятия соответствующим видом

деятельности  осуществляется с разовой уплатой  лицензионного сбора на момент выдачи лицензии ч2ст18 Закона Республики Казахстан  от 17 апреля 1995 г. N 2200 О лицензировании

Лицензирование  практикуется в той или иной мере во многих государствах. Оно предусматривает выдачу предпринимателям специальных разрешений на занятие некоторыми (отдельными) видами деятельности -- например, по производству и сбыту машин, приборов, точной техники, медицинских препаратов, химических изделий (т.е. товаров так называ-емого «контролируемого списка») -- или на оказание ряда услуг. Всем этим могут заниматься только предприниматели, соответствующие определенным квалификационным требованиям. Они обычно определяются и закрепляются законодательно.

К примеру, в  Чехии различают заявительное и  разре-шительное предпринимательство. Лицо, намеревающееся заняться предпринимательством, подает заявление, и если заявитель  соответствует всем предъявляемым  законом квалификационным и иным требованиям, то получает предпринимательское свидетельство (лицензию на осу-ществление заявленного предпринимательства).

Лицо, намеривающееся заняться разрешительным предпринимательством, обязано просить соответствую-щее  предпринимательское управление, расположенное по юридическому адресу лица, выдать концессию. Для по-лучения концессии квалификационные требования еще более жестки.

Предварительный контроль, осуществляемый до выдачи лицензии, необходим прежде всего там, где  речь идет о безо-пасности и здоровье общества, отдельных граждан.

Так, пункт 4 статьи 10 ГК РК, а также пункт 6 статьи 3 Указа  Президента РК, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 года «О лицензировании»  устанавливают общие прави-ла, принципы лицензирования, согласно которым получение  государственной лицензии обязательно, если производство и продажа некоторых видов товаров, работ или услуг угрожают национальной безопасности, установленному правопорядку, окружающей среде, собственности, жизни и здоровью граж-дан. Однако сам перечень видов деятельности, требующих обязательного лицензирования в Казахстане, включает мно-гие виды, которые не отвечают перечисленным признакам. К таким видам деятельности можно отвенсти: лицензированияе юридических услуг, не связан-ных с адвокатской деятельностью (консультирование и т.п.), деятельности в сфере почтовой связи и.т.п. Но дело не только в этом. Сам процесс лицензирования сугубо формален и носит, скорее, фискальный и учетный характер.

По общему правилу, отечественные, иностранные организа-ции  и организации с иностранным участием обладают равной правосубъектностью, хотя и отнесены в соответствии со ст. 4. Закона «О лицензировании» к разным группам субъектов.

Информация о работе Право субъектность юридических лиц