Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:50, реферат
Правосубъектность юридических лиц, не является новой темой. Как только появилось само юридическое лицо, так и появилась необходимость в разработке этой темы. Несмотря на то, что уже прошло более 100лет с момента легального закрепления за юридическим лицом статуса субъекта права, внимание к его правосубъектности лишь возросло. Такая ситуация объясняется тем, что на протяжении всей истории, на каждом её новом этапе, правосубъектность юридического лица, меняясь наполнялась новым содержанием.
1.Введение
2.История и современность
3.Правосубъектность
4.Понятие правосубъектности.
5.Возникновение и прекращение правоспособности юридического лица.
6.Ограничение правоспособности юридического лица.
7.Заключение
8.Список литературы
Заслуживает внимания позиция В. Ф. Яковлевой. Она пишет: «…при создании предприятия оно включается в соответствующую хозяйственную систему с подчинением органу, который эту систему возглавляет. Тем самым у вышестоящего органа возникают перед предприятием определенные властные правомочия, специфика которых состоит в том, что они позволяют совершать акты, обязывающие подчи-ненного субъекта…», «Именно эти правомочия в своей совокупности образуют компетенцию». Данное понимание компетенции при её некотором корректировании также можно применить к настоящему времени. Например, в отношении аффелированных лиц пп 3. ст 1 Закона РК Об акционерных обществах от, 13 мая 2003 года № 415-II ЗРК «аффилиированное лицо общества -- лицо (за исключением государственных органов, осуществляющих регулирование его деятельности в рамках предоставленных полномочий), которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые акционерным обществом решения, в том числе в силу договора, включая устный договор, или иной сделки, а также любое лицо, в отношении которого акционерное общество имеет такое право»
, казённых предприятий
с уполномоченным гос органом,
учреждения с собственником
Существуют позиция
где аналогичный ход
В заключении своего анализа компетенции и соотношения её с правосубъектностью, О.С.Иоффе пришёл к выводу: «Обзор разнохарактерных взглядов на сущность компетенции пред-приятия с очевидностью свидетельствует, что критическую и практиче-скую проверку выдержал только один из них и именно тот, который опре-деляет ее как обобщенное выражение всех принадлежащих предприятию видов правосубъектности». Данная трактовка компетенции, проста в понимании и содержании, но в связи с ней невольно возникает вопрос: зачем? Не проще ли совокупность правосубъектности разных видов назвать просто правосубъектностью, а далее упоминать следующим образом гражданско-правовая правосубъектность, административно правовая правосубъектность и.т.д.
Подводя итог можно отметить, что у термина компетенция при использовании его в гражданском праве большой потенциал. Но в связи с тем, что он уже употребляется в гражданском законодательстве, существует опасность при его более широком понимании, возникновения ещё одного омонима Омонимы (от греч. homos -- одинаковый и onyma -- имя), разные, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка. Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой и как следствие путаницы в толковании норм гражданского права.
§2. Возникновение и прекращение правоспособности юридического лица.
В соответсвии с п 2 ст 35: «Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Правоспособность юридического лица в сфере деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии и прекращается в момент ее изъятия, истечения срока действия или признания недействительной в установленном законодательными актами порядке» Как уже упоминалось выше, по существу в ГКРК правоспособность необходимо толковать расширительно. В связи с чем правоспособность и дееспособность (правосубъектность) возникают одновременно: «Организация, в отличие от человека, право- и дееспособна с момента приобретения статуса юридического лица, то есть с ее государственной или иной регистрации». (Грешников).
На основании этого правоспособность юридического лица нами условно будет разделена на:
1) Основную, которая
возникает в момент создания
юридического лица, и прекращается
в момент завершения его
2) Дополнительную, которая возникает на основании лицензии, и прекращается при её изъятии, истечении срока действия, признания недействительной.
Основная правоспособность
возникает на основании акта, подтверждающего
получение организацией статуса
юридического лица. Таким актом является
свидетельство о
Способы возникновения юридического лица традиционно подразделяются на три типа: нормативно-явочный, разреши-тельный и распорядительный.
Нормативно-явочный порядок предусматривает наделение организации правами юридического лица на основании зако-на специальным государственным (или международным) органом путем явочной регистрации и занесения в особый ре-гистр (реестр). При этом регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации создаваемой ороганизации при отсутсвии нарушений установленных требований.В настоящее время нормативно-явочный способ является базисным. Именно так возникает большинство коммерческих организаций, в частности в Казахстане, России и других странах СНГ и Балтии, а в некоторых странах, на-пример в Швейцарской Конфедерации, этот способ применя-ется даже для регистрации учреждений.
Исторически, еще
до появления нормативно-явочного по-рядка,
публичные организации, например благотворительные
общества (фонды), образовательные и им
подобные учрежде-ния, возникали на основе
специального акта органов власти. Впоследствии
этот порядок был назван распорядительным.
Данным порядком юридическое лицо может
возникать и на основании распоряжения
учредителя. «Так создаются, например,
государственные учрежедения и государственные
предприятия» Гражданское право. Т1. Учебник
для вузов /От вред М.К.Сулейменов,Ю.Г.Басин.-
Для регистрации банков, финансовых компаний (кредит-ных товариществ), страховых, медицинских и многих других специализированных организаций, помимо пакета учредитель-ных документов, требуется разрешение государственного (кон-тролирующего) органа или лицензия. Этот порядок регистра-ции называется разрешительным.Так например, для создания юридического лица, предметом которого является банковская или страховая деятельность, требуется разрешение Национального банка РК на его открытие. Антимонопольный кометет в пределах своих полномочий вправе давать заключение на создание субъектов рынка, если это приводит к появлению хозяйствующих субъектов, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать 35% Пп 3 ч 1 ст 9 Закона РК от 19 января 2001года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». .
Прекращение юридического лица, как в России, так и в Казахстане закон связывает с его исключением из единого государственного регистра (реестра в РФ).
Но права совершать действия, требующие лицензирования, в содержание основной правоспособности не входят. Лишь после получения лицензии указанные права вводятся в содержание правоспособности, расширяя ее границы. При истечении срока действия лицензии, признании ее недействительной, ее досрочном прекращении, отзыве либо приостановлении ее действия содержание правоспособности юридического лица возвращается в его прежние общие границы.
Под лицензией от лат. licentia -- «право, разреше-ние». понимается выдаваемое компетентным государственным органом разрешение гражданину или юридическому лицу заниматься определенным видом деятельности или совершать определенные действия. ст 2. Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. N 2200 О лицензировании
По объему деятельности законном «О лицензировании» они подразделяются на:
1) генеральные
- на занятие определенным видом
деятельности, выдаваемые без ограничения
срока, допускается выдача
2) разовые - на
совершение определенной
3) операционные
- на совершение определенной
операции в банковской
Важно заметить,
что лицензии различаются и по
территориальной сфере
1) действие которых
ограничивается определенной
2) действие которых
распространяется на всю
3) действие которых распространяется за пределы Республики Казахстан.
Лицензия выдается уполномоченным государственным органом, что в соответсвии с п 2.ст 35 ГКРК является моментом возникновения правоспособности у юридического лица. Государственный орган, выдающий лицензию, называется ли-цензиаром, а лицо, получающее лицензию, -- лицензиатом (от лат. licentiatus -- «допущенный к осуществлению какой-либо деятельности»). Выдача лицензий на весь период занятия соответствующим видом
деятельности осуществляется с разовой уплатой лицензионного сбора на момент выдачи лицензии ч2ст18 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. N 2200 О лицензировании
Лицензирование практикуется в той или иной мере во многих государствах. Оно предусматривает выдачу предпринимателям специальных разрешений на занятие некоторыми (отдельными) видами деятельности -- например, по производству и сбыту машин, приборов, точной техники, медицинских препаратов, химических изделий (т.е. товаров так называ-емого «контролируемого списка») -- или на оказание ряда услуг. Всем этим могут заниматься только предприниматели, соответствующие определенным квалификационным требованиям. Они обычно определяются и закрепляются законодательно.
К примеру, в
Чехии различают заявительное и
разре-шительное
Лицо, намеривающееся
заняться разрешительным предпринимательством,
обязано просить соответствую-
Предварительный контроль, осуществляемый до выдачи лицензии, необходим прежде всего там, где речь идет о безо-пасности и здоровье общества, отдельных граждан.
Так, пункт 4 статьи 10 ГК РК, а также пункт 6 статьи 3 Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 года «О лицензировании» устанавливают общие прави-ла, принципы лицензирования, согласно которым получение государственной лицензии обязательно, если производство и продажа некоторых видов товаров, работ или услуг угрожают национальной безопасности, установленному правопорядку, окружающей среде, собственности, жизни и здоровью граж-дан. Однако сам перечень видов деятельности, требующих обязательного лицензирования в Казахстане, включает мно-гие виды, которые не отвечают перечисленным признакам. К таким видам деятельности можно отвенсти: лицензированияе юридических услуг, не связан-ных с адвокатской деятельностью (консультирование и т.п.), деятельности в сфере почтовой связи и.т.п. Но дело не только в этом. Сам процесс лицензирования сугубо формален и носит, скорее, фискальный и учетный характер.
По общему правилу, отечественные, иностранные организа-ции и организации с иностранным участием обладают равной правосубъектностью, хотя и отнесены в соответствии со ст. 4. Закона «О лицензировании» к разным группам субъектов.