Право собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:11, реферат

Описание работы

В субъективном смысле, содержание права собственности составляет принадлежащие собственнику правомочия, то есть юридические обеспеченные возможности поведения собственника, по владению, пользованию и распоряжению вещью. Содержание права собственности в субъективном смысле следует раскрывать через принадлежащие собственнику права и полномочия, как необходимые и достаточные условия осуществления им указанного права.

Содержание

1 Понятие и содержание права собственности
1.1.Право собственности отдельных лиц
2.Приобретение права собственности (ст. 218-234)
2.1 Первоначальные основания приобретения права собственности на недвижимое имущество.
2.2. Производные основания приобретения права собственности на недвижимое имущество.
2.3.Общая собственность (ст. 244-259)
2.4..Общая долевая собственность
2.5.Общая совместная собственность
2.6.Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
3.Защита права собственности и других вещных прав .
3.1.Виндикационный иск
3.2.Негаторный иск
3.3. Вещно-правовая защита владения

Работа содержит 1 файл

курсовик право собственности.docx

— 82.08 Кб (Скачать)
        1 Понятие и содержание права собственности

         В субъективном  смысле, содержание права собственности составляет принадлежащие собственнику правомочия, то есть юридические обеспеченные возможности поведения собственника, по владению, пользованию и распоряжению вещью. Содержание права собственности в субъективном смысле следует раскрывать через принадлежащие собственнику права и полномочия, как необходимые и достаточные условия осуществления им указанного права.

        Владение  вещью как собственностью не означает обязательного физического контакта с нею, как, к примеру,  в ситуации с собственностью на объекты недвижимости, находящиеся вне настоящего местонахождения собственника. Это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью.

         При этом следует  иметь в виду, что ныне действующим  законодательством РФ не определено  содержание данного правомочия (как,  впрочем, и иных принадлежащих  собственнику правомочий). Законодатель  не дал точного и однозначного  ответа на вопрос о содержании  понятия право владения и о  том, кого можно считать  владельцем вещи. Законодательства германской группы устанавливают институт двойного владения с выделением фигуры “владеющего слуги”, при этом, с моей точки зрения, ближе по духу к российской правовой доктрине, всё же, разграничение понятий “владение” и “держание”, как в римском праве. Подобная неопределенность не позволяет юридически корректно и однозначно ответить на вопрос, продолжает ли собственник владеть вещью при сдаче ее внаем или владельцем вещи на период найма признается только фактический обладатель ее - наниматель, а, следовательно, не позволяет и в полной мере эффективно осуществлять защиту названного субъективного права для указанных субъектов гражданского оборота.

        Пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения в процессе потребления имущества его полезных свойств, в том числе плодов и доходов. Осуществление данного правомочия, как правило, обусловлено владением вещью. Однако, как и в ситуации с владением, реализация пользования, как правомочия, возможно и без права собственности, им даже без владения - как, например, пользование оборудованием и программным обеспечением в “салонах Internet” или школьным фортепиано в музыкальной школе.

        Распоряжение вещью можно определить как совершение управомоченным лицом волевых юридически значимых актов, определяющих судьбу данной вещи, или создание соответствующих юридических фактов, влекущих, как правило, прекращение права собственности в отношении данной вещи. При этом важно наличие воли на совершение данного действия. Например, утеря вещи хотя и прекращает практически все правомочия собственника, но, очевидно, не является актом распоряжения вещью. Важна в оценке волевых актов управомоченного лица и юридическая значимость конкретных действий. Ведь сжигание дров и поедание приготовленного на огне мяса являются скорее актами пользования, чем распоряжения вещами, несмотря на формальное сходство основных признаков. Дрова или мясо, сами по себе, имеют значение для собственника значение, то есть могут им использоваться лишь при их уничтожении и его посредством.  Следует иметь в виду, при этом, что, к примеру,  уничтожая или выбрасывая вещь, собственник вступает в одностороннюю сделку, поскольку его воля направлена на прекращение своего права собственности.

        Анализ содержания данного субъективного права  нельзя ограничить  рассмотрением  лишь прав владения, пользования и  распоряжения, так как все эти  три правомочия могут принадлежать и несобственнику - как, например, в  случае с правом полного хозяйственного ведения или пожизненного наследуемого владения. Следует обратить внимание на то, что только в отношении  собственника законодатель прямо указывает  на право распоряжаться вещью  по своему усмотрению (п.2 ст.209 ГК), то есть воля собственника ограничена только Законом и его власть существует независимо от власти (воли) любых других лиц относительно той же самой вещи, а все иные лица ограничены также и его волей.

        Власть собственника в отношении принадлежащей ему вещи безгранична. Общие пределы осуществления им своих гражданских прав, установленные статьёй 10 ГК, ограничивают и осуществление им своих прав собственности.

        Таким образом, право собственности, как субъективное право - это юридически обеспеченная и закрепленная за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, а также устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства над таким имуществом, действуя при этом по своему усмотрению, в своём интересе, вне противоречия с действующими узаконениями и не нарушая права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

1.1.Право собственности отдельных лиц 

   Все граждане и юридические лица являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В этом качестве они могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы (ст. 132 ГК), а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства и другие "средства производства". Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть только имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности федерального государства. По действующему законодательству таким имуществом являются богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды вооружений, памятников истории и культуры и т. п. Конституция провозгласила возможность иметь в частной собственности не только землю (земельные участки), но и другие природные ресурсы (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 36).Однако действующее законодательство пока не предусматривает возможности иметь в частной собственности участки недр или лесов. Так, новая редакция Закона РФ "О недрах"<182> в ст. 12 предусматривает, что недра, включая содержащиеся в них полезные ископаемые, являются государственной собственностью, а участки недр не могут быть предметом гражданского оборота (что нельзя признать вполне соответствующим положению п. 2 ст. 9 Конституции РФ); ст. 9 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"<183> устанавливает исключительное право государственной собственности на природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи т. п. объекты). В любом случае виды объектов, которые не могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам, должны быть прямо указаны в законе (п. 2 ст. 129 ГК), но не в подзаконном акте. Это же касается и объектов, которые могут находиться в собственности частных лиц только по специальному разрешению, то есть ограниченных в обороте (абз. 2 п. 2 ст. 129 ГК). 

  В соответствии с п. 2 ст. 213 ГК не подлежат ограничению количество, а также  стоимость объектов права собственности  граждан и юридических лиц, если только такое ограничение не вызывается целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1). Таким образом, Кодекс предусматривает  весьма широкие возможности для  развития частной собственности  и создает ей необходимые правовые гарантии. 

  В пп. 3 и 4 ст. 213 ГК вновь прямо подчеркивается, что юридические лица (за исключением  унитарных предприятий и финансируемых  собственниками учреждений) являются едиными и единственными собственниками своего имущества, в том числе  имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их участниками (членами), что вытекает также из правил пп. 2 и 3 ст. 48, п. 1 ст. 66, п. 2 ст. 117, п. 1 ст. 118 ГК. Никакой долевой или иной собственности учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица по общему правилу не возникает (если, разумеется, речь не идет об имуществе унитарных предприятий или учреждений либо об имуществе, прямо переданном в пользование, а не в собственность юридического лица). В ином случае, как уже отмечалось, теряет смысл сама конструкция юридического лица. 

  Кодекс  подчеркивает также, что такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации, благотворительные  и иные фонды, допускаемые в имущественный (гражданский) оборот со строго целевым  назначением, предусмотренным их уставами, вправе использовать принадлежащее  им на праве собственности имущество  лишь для достижения тех целей, которые  прямо названы в их учредительных  документах (п. 4 ст. 213). В этом смысле они, будучи частными собственниками, тем не менее в большей степени  ограничены в своих возможностях, нежели иные частные собственники. Более того, в случае их ликвидации участники таких организаций  не получают прав на "ликвидационную квоту" (то есть на распределение  части имущества, оставшейся после  удовлетворения требований кредиторов), поскольку соответствующее имущество  должно быть использовано в целях, прямо  указанных в их учредительных  документах. 

  Применительно к праву государственной собственности  ст. 214 ГК развивает правила, установленные  ранее действовавшим Законом  о собственности. Прежде всего, сохраняется  правило о множественности субъектов  государственной собственности, в  роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении  имущества, составляющего федеральную  собственность) и ее субъекты республики, края, области и т. д. (в отношении  имущества, составляющего собственность  субъекта Российской Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК закон должен определить порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации  и ее субъектов. До принятия специального закона по этому вопросу в соответствии со ст. 4 Вводного закона сохраняют силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"<184> и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года<185>. 

  Следует подчеркнуть, что субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК). 

  Находящееся в государственной собственности  имущество подразделяется на две  части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами - предприятиями  и учреждениями - на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это "распределенное" государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника-государства - этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреждениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам государства) (ст. 56, п. 5 ст. 113, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК). 

  Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями ("нераспределенное" государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной именно "нераспределенное" государственное имущество, а не орган государства (казначейство). Это имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Поэтому на первом месте и названы бюджетные средства, которые реально составляют объект такого взыскания. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства (публично-правового образования) по долгам его казенных предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами. 

  В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную (публичную) собственность.  

  Субъектами  права муниципальной  собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования. Конкретизировать это понятие должен будущий закон о местном самоуправлении, не относящийся к числу гражданско-правовых. Однако уже на базе норм Кодекса можно сделать по крайней мере два очевидных вывода по этому вопросу.  

  Во-первых, субъектами муниципальной собственности  являются различные муниципальные (публично-правовые) образования в  целом, а не их органы управления. Во-вторых, муниципальная собственность не является разновидностью государственной  собственности, ибо ее субъекты не являются государственными образованиями. Однако она относится к публичной, а  не к частной собственности, поскольку  ее субъекты - муниципальные структуры - являются публично-правовыми образованиями. 

  Иное  дело, что от имени соответствующего муниципального образования собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (п. 2 ст. 215, ст. 125 ГК), что не делает их собственниками соответствующего имущества. Как и  государственные органы, органы муниципальных  образований могут выступать  в имущественном обороте и  в качестве самостоятельных юридических  лиц - муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296).  

  Частью  этого имущества - денежными средствами - они будут отвечать по своим  обязательствам. При осуществлении  ими правомочий собственника муниципального образования - они получают возможность  в той или иной мере распоряжаться  имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его  казну, и именно имущество казны, в первую очередь средства соответствующего бюджета, составляет базу самостоятельной  имущественной ответственности  такого муниципального (публичного) собственника по своим долгам. 

  В связи с этим муниципальное имущество, подобно государственному, также  делится на две части (п. 3 ст. 215 ГК). Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного ведения  и оперативного управления, а другая, нераспределенная часть составляет казну соответствующего муниципального образования. С точки зрения интересов  имущественного оборота такое разделение муниципального имущества имеет  значение прежде всего для обоснования  раздельной имущественной ответственности  муниципального образования и созданных  им юридических лиц по их долгам. 

Информация о работе Право собственности