Практика охраны интеллектуальной собственности в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

За последние десятилетия на практике существенно расширился круг произведений, подлежащих конвенционной охране, что не нашло никакого отражения в тексте важнейших многосторонних международных соглашений. Существует явное несоответствие между современным уровнем развития международного культурного сотрудничества и состоянием правового регулирования вопросов правовой охраны интеллектуальной собственности. Это проявляется как в практическом, так и в теоретическом аспектах.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика международной правовой охраны интеллектуальной собственности………………………………….………5 1.1. Субъекты и объекты международной правовой охраны интеллектуальной собственности ……………………………...…..…...…...... 5
1.2. Всемирная организация интеллектуальной собственности …………… 10
Глава 2. Практика охраны интеллектуальной собственности в зарубежных странах…………………………………………………………...19
2.1. Мировая практика охраны авторского права ………………………....... 19
2.2. Мировая практика охраны в области патентного права …………….......26
Заключение……………………………………………………………………. 31
Список использованных источников и литературы……………………...33

Работа содержит 1 файл

3 Мировая практика охраны интеллектуальной собственности (2).doc

— 175.50 Кб (Скачать)

    В своих решениях, касающихся доменных имен, Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству при описании процессуальной истории делает выводы о том, что заявление истца соответствует Единообразной политике и в связи с этим принимает заявление.

    Таким образом, существуют обособленные процедуры  выражения согласия на разрешение споров в соответствии с Единообразной политикой: потенциальный ответчик выражает свое согласие на разрешение спора в соглашении с регистратором, а истец - путем подачи искового заявления. В этой процедуре нельзя найти сходство с обменом исковым заявлением и отзывом на иск, в результате которого подтверждается компетенция международного коммерческого арбитража.

    На  практике вопросы, разрешаемые Центром  в спорах по доменным именам, сводятся к одному - не нарушаются ли права  истца на товарный знак?

    Так, например, в деле D2000-1015 истцом выступила  американская корпорация Locheed Martin Corporation и речь шла о регистрации ответчиком доменных имен locheedsucks.com, locheedmartinsucks.com. В данном деле трибунал пришел к  выводу, что доменное имя не сходно до степени смешения с товарным знаком истца. При этом, как и в иных решениях, трибунал исследовал следующие вопросы:

    - о тождестве или сходстве до  степени смешения доменного имени  с товарным знаком истца;

    - о наличии у ответчика прав  или законного интереса в использовании доменного имени;

    - о том, недобросовестно ли зарегистрировано  доменное имя или используется13.

    Проблемы  Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству проявляются также при исполнении арбитражных решений. ВОИС не публикует  какую-либо практику исполнения судебных решений в отношении доменных имен, но ряд проблем вытекает из отсутствия арбитражного соглашения, а также формулировки самих решений.

    В силу ст. II Нью-Йоркской конвенции под  арбитражным соглашением понимается письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж все или какие-либо споры, возникшие или могущие возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным договорным или иным правоотношением, объект которого может быть предметом арбитражного разбирательства. Термин «письменное соглашение» включает арбитражную оговорку в договоре или арбитражное соглашение, подписанное сторонами или содержащееся в обмене письмами или телеграммами14.

    Следовательно, признанию и приведению в исполнение решения Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству может препятствовать отсутствие арбитражного соглашения, заключенного в должной форме.

    В резолютивной части своих решений  Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству указывает на то, кто обладает правом на регистрацию доменного имени  - истец или ответчик. Таким образом, решается спор о праве без указания тех действий, которые следует произвести для восстановления нарушенного права.

    Таким образом, процедура разрешения споров, связанных с доменными именами, является особым средством мирного разрешения споров. Применение данной процедуры полностью соответствует принципу мирного разрешения споров, так как стороны не ограничены в выборе средств мирного разрешения споров.

    Рассмотрев  механизм разрешения споров в рамках ВОИС, можно сделать следующие выводы.

    1. Основные черты механизма разрешения  споров в рамках ВОИС: споры  невластных субъектов разрешаются  в рамках межгосударственной  организации, а также специализированность  механизма на разрешении споров  в сфере интеллектуальной собственности.

    2. Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству применяет особую процедуру разрешения споров, связанных с доменными именами (квазиарбитражную), и решения, принятые в соответствии с указанной процедурой, не подлежат признанию и приведению в исполнение в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. 
 
 
 
 

    Глава 2. Практика охраны интеллектуальной собственности в зарубежных странах 

    2.1. Мировая практика  охраны авторского  права 

      Современное авторское право это совокупность норм, регулирующих отношения по охране произведений литературы, науки и искусства; установлению режима их использования; наделению их авторов личными и имущественными правами и защите этих прав.

      В большинстве современных западных стран авторско-правовые отношения регулируются специальными законами, в том числе: во Франции Кодексом интеллектуальной собственности 1993г., аккумулировавшим Закон № 57-298 от 11 марта 1957 г. об охране литературной и художественной собственности, Закон № 85-660 от 3 июля 1985 г. об авторском праве, правах артистов-исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и предприятий аудиовизуального вещания. Патентный закон, Закон о товарных знаках 1991 г. и некоторые другие правовые акты; в ФРГ - Законом об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1965 r.; в Англии -Законом об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 г.; в США - Законом 1976 г. об общем пересмотре авторского права ; в Японии Законом № 48 от 6 мая 1970 г. с изменениями, внесенными Законом № 62 от 14 июня 1985 г. и Законом № 64 от 23 мая 1986 г.

      Поскольку многие произведения, охраняемые авторским правом, нередко используются за пределами национальных границ, сложилась система международной охраны авторских прав. Основу данной системы образуют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886г. и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.

         В соответствии с обеими конвенциями  авторы произведений из стран-участниц пользуются в каждой стране теми же правами, что и свои граждане, а также правами, установленными в самих конвенциях. Этот принцип национального режима анализируется во многих работах, посвященных правам иностранцев.

         Потребности обеспечения охраны и надлежащего  использования результатов творческой деятельности в рамках экономических  регионов приводят не только к развитию «наднациональных теорий», но и к формированию региональных правовых механизмов интеллектуальной собственности, скажем, в рамках Общего рынка. По заданию Комиссии европейских сообществ в Брюсселе уже более двадцати лет назад был разработан проект гармонизации авторского права стран членов ЕОС (так называемый проект Дитца)15.

         По  действующему законодательству зарубежных стран объектами авторского права служат произведения литературы, науки и искусства. Круг этих произведений очень широк. Даже если говорить только о литературных произведениях, то к ним относятся самые различные книги, брошюры, статьи (как научного, так и художественного характера), тексты к музыкальным произведениям (либретто), опубликованные и неопубликованные лекции, речи, церковные проповеди и другие выступления, зафиксированные, например, на магнитную пленку. Не случайно внутри авторского права выделяют своего рода «подразделения»: авторское право в музыке3 авторское право художников и т.д.

     В соответствии с § 2 Закона об авторском  праве и смежных правах ФРГ  от 9 сентября 1965 г. к охраняемым произведениям литературы, науки и искусства, в частности, относятся: литературные произведения как в письменной, так и в устной форме, а также программы для электронно-вычислительных машин; музыкальные произведения; произведения пантомимы, включая произведения танцевального искусства; произведения изобразительного искусства, включая произведения архитектуры и прикладного искусства, а также проекты таких произведений; кинематографические произведения, включая произведения, которые могут быть созданы аналогичным способом; фотографии, включая произведения, созданные аналогичным способом; изображения научного или технического характера, такие как рисунки, карты, чертежи, таблицы и макеты .

     По  смыслу ст. 3 французского Закона № 57-298 от 11 марта 1957 г. об охране литературной и художественной собственности, вошедшего в 1993 г. в Кодекс интеллектуальной собственности, объектами авторского права являются такие произведения духовного творчества, как: книги, брошюры и другие литературные, художественные и научные сочинения, лекции, выступления, проповеди, судебные речи и другие произведения подобного рода; драматические или музыкально-драматические, хореографические произведения, цирковые номера, а также пантомимные произведения, постановка которых зафиксирована в письменной или иной форме; музыкальные композиции с текстом или без текста; произведения кинематографии и другие произведения, состоящие из сменяющихся озвученных или неозвученных изображений, называемые аудиовизуальными произведениями; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравюры, литографии, графические и топографические произведения, а также произведения, созданные с помощью технических средств, аналогичных фотографии; произведения декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, географические карты, планы, эскизы, пластические произведения применительно к географии, топографии, архитектуре или науке; программное обеспечение ЭВМ согласно разделу V Закона № 85-660 от 3 июля 1985 г. об авторском праве, правах артистов-исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и организаций аудиовизуального вещания.

     В Японии к объектам авторского права, согласно ст. 10 (1) Закона № 48 от 6 мая 1970 г. с последующими изменениями, в частности, относятся: литературные, драматические произведения, статьи, лекции и другие произведения литературы; музыкальные произведения; хореографические произведения и пантомимы; живопись, гравюры, скульптуры и другие произведения искусства; архитектурные произведения; карты, а также произведения научного характера, в частности планы, схемы и модели; кинематографические и фотографические произведения; программы для ЭВМ.

     Законодательство  некоторых стран наряду с перечнем охраняемых объектов перечисляет произведения, не подпадающие под авторско-правовую охрану. Например, в соответствии с п. (2) и (3) ст. 10 цитируемого японского закона новости дня и отдельные факты, имеющие характер простых информационных данных, не относятся к числу охраняемых. Не охраняются также языки программирования, правила и алгоритмы, используемые для создания программ для ЭВМ16.

     Авторское право охраняет лишь форму творческих произведений, а не их содержание. Как подчеркивается в п. «б» § 102 Закона США 1976 г. об общем пересмотре авторского права, авторско-правовая охрана оригинального произведения не распространяется на какую-либо идею, операцию, способ, систему, метод, концепцию, принцип или открытие, независимо от формы их описания, объяснения, иллюстрирования или изображения в таком произведении. Одновременно законодательство об авторском праве предъявляет определенные требования к форме охраноспособных произведений. Например, в соответствии с п. «а» § 102 Закона США 1976 г. «авторским правом в соответствии с настоящим законом охраняются оригинальные авторские произведения, зафиксированные в любой осязаемой форме».

     Формально, по закону носителями авторских прав, прежде всего, являются граждане - создатели произведений творчества. Однако нередко права принадлежат организациям, в которых работают авторы - создатели так называемых «служебных» произведений, т.е. работодатели. Например, автором произведения, созданного в процессе выполнения служебного задания, в США, Англии и Японии считается не служащий, его создавший, а наниматель, т. е. фирма. Во многих странах авторство на некоторые произведения (например, на кинофильмы) традиционно закрепляется за изготавливающими их организациями. Носителями авторских прав служат также наследники авторов и другие правопреемники. В роли последних зачастую выступают все те же фирмы, приобретающие от авторов или их наследников монопольные права на использование произведений духовного творчества.

     В случае совместного создания произведения возникает соавторство - раздельное или нераздельное. Скажем, тот же английский закон предусматривает лишь нераздельное соавторство. Под «произведением, созданным в соавторстве», понимается произведение, созданное в сотрудничестве двух или более авторов, при котором вклад каждого автора неотделим от вклада другого автора или авторов.

     Правовой  формой использования произведений служат авторские договоры: об уступке авторских прав, о предоставлении права использования произведений, в том числе права их переделки или перевода на другой язык. Последние договоры обычно именуются лицензионными. Выдача лицензий на использование произведений (как и уступка авторских прав) осуществляется в пределах срока действия данных прав. Этот срок включает время жизни автора и определенное число лет (25, 50, 70) после его смерти. В некоторых странах на отдельные произведения срок действия авторских прав исчисляется с даты создания или опубликования произведения17.

     Использование произведения без согласия автора или другого правообладателя является нарушением авторского права (контрафакцией). Нарушение влечет запрет использования, наложение ареста на изготовленную продукцию (книги, грампластинки и т.п.) и возмещение убытков. Во многих странах за нарушение авторских прав установлена также уголовная ответственность в виде денежного штрафа и даже тюремного заключения.

     Авторское законодательство и судебная практика предусматривают случаи допустимого использования творческих произведений без согласия правообладателя и без выплаты (либо с выплатой) гонорара. В частности, допускается свободное использование охраняемых произведений: в личных целях без извлечения прибыли, в том числе путем снятия копий с применением современных средств репродуцирования; в целях исследования или критики путем цитирования небольших отрывков произведений; в образовательных целях; в судопроизводстве; в целях улучшения работы библиотек, архивов и средств массовой информации (газет, журналов, радио и телевидения).

Информация о работе Практика охраны интеллектуальной собственности в зарубежных странах