Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:13, курсовая работа
За последние десятилетия на практике существенно расширился круг произведений, подлежащих конвенционной охране, что не нашло никакого отражения в тексте важнейших многосторонних международных соглашений. Существует явное несоответствие между современным уровнем развития международного культурного сотрудничества и состоянием правового регулирования вопросов правовой охраны интеллектуальной собственности. Это проявляется как в практическом, так и в теоретическом аспектах.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика международной правовой охраны интеллектуальной собственности………………………………….………5 1.1. Субъекты и объекты международной правовой охраны интеллектуальной собственности ……………………………...…..…...…...... 5
1.2. Всемирная организация интеллектуальной собственности …………… 10
Глава 2. Практика охраны интеллектуальной собственности в зарубежных странах…………………………………………………………...19
2.1. Мировая практика охраны авторского права ………………………....... 19
2.2. Мировая практика охраны в области патентного права …………….......26
Заключение……………………………………………………………………. 31
Список использованных источников и литературы……………………...33
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава
1. Общая характеристика
международной правовой
охраны интеллектуальной
собственности………………………………….………
1.2. Всемирная организация интеллектуальной собственности …………… 10
Глава
2. Практика охраны интеллектуальной
собственности в зарубежных
странах………………………………………………………….
2.1. Мировая практика охраны авторского права ………………………....... 19
2.2. Мировая практика охраны в области патентного права …………….......26
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников
и литературы……………………...33
Введение
За последние десятилетия на практике существенно расширился круг произведений, подлежащих конвенционной охране, что не нашло никакого отражения в тексте важнейших многосторонних международных соглашений. Существует явное несоответствие между современным уровнем развития международного культурного сотрудничества и состоянием правового регулирования вопросов правовой охраны интеллектуальной собственности. Это проявляется как в практическом, так и в теоретическом аспектах.
В условиях рыночной экономики такие результаты творческой деятельности, как произведения литературы и искусства, не только составляют основу духовной жизни человека и общества в целом и становятся индикатором уровня его развития, но и являются, по существу, объектом товарооборота, выступая в рыночных отношениях в качестве особой разновидности товара. Объективные процессы современности, в первую очередь, стремительное развитие научно-технического прогресса (разработка новых технологий репродуцирования, звуко- и видеозаписи, появление и совершенствование компьютерных технологий и т.д.), открывают новые горизонты как для самих создателей духовных благ, так и для их потребителей. Необходимость детального правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности становится всё более насущной на фоне стремительного развития так называемой индустрии интеллектуальной собственности: в ведущих странах мира в данную сферу вовлекаются колоссальные денежные средства.
Благодаря
этому на современном этапе наблюдается
выраженная тенденция к интеграции
и взаимному проникновению
Таким образом, избранная тема, несомненно, весьма актуальна.
Объектом исследования является общественные отношения, связанные с характеристикой правового регулирования интеллектуальной собственности.
Предметом исследования является мировая практика охраны интеллектуальной собственности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: дать общую характеристику международной правовой охраны интеллектуальной собственности, изучить субъекты и объекты международной правовой охраны интеллектуальной собственности, рассмотреть Всемирную организацию интеллектуальной собственности, изучить практику охраны интеллектуальной собственности в зарубежных странах, рассмотреть мировую практику охраны авторского права, а также мировую практику охраны в области патентного права.
Были
изучены нормативно-правовые источники
по данной теме, а также монографическая,
периодическая и учебная
Методологическую основу исследования составили общенаучный, логический, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой и аксиологический методы.
Структура
работы представляет собой две главы,
содержащие 4 параграфа. В первой главе
рассмотрена общая характеристика международной
правовой охраны интеллектуальной собственности,
изучены субъекты и объекты международной
правовой охраны интеллектуальной собственности,
рассмотрена Всемирную организацию интеллектуальной
собственности. Вторая глава посвящена
изучению практики охраны интеллектуальной
собственности в зарубежных странах: рассмотрена
мировая практика охраны авторского права,
а также мировая практика охраны в области
патентного права.
Глава
1. Общая характеристика
международной правовой
охраны интеллектуальной
собственности
1.1. Субъекты и объекты международной правовой охраны
интеллектуальной
собственности
Объектами международной правовой охраны интеллектуальной собственности признаются литературные и художественные произведения. В источниках международного частного права не содержится четкого определения таких произведений, а национальное законодательство обычно обозначает их в весьма общей форме, например, как «произведения интеллектуального труда», «литературные и художественные произведения», «все виды научных, литературных и художественных произведений, каким бы способом они ни были выражены» или просто как «литературные произведения».
Эти
общие определения нередко
Законы
об авторском праве не определяют
критериев охраны, но устанавливают
несколько руководящих
Принципы
с отрицательными условиями устанавливают
то, что не требуется для авторско-
Принципы с положительными условиями означают, что произведение должно обладать определенными качествами, а именно: быть оригинальным и выраженным в материальной форме. Англосаксонское право часто содержит дополнительные условия того, что охраняемые произведения должны быть выражены в осязаемой форме. Законы, основанные на традициях римского права, не требуют закрепления произведения в какой-либо форме.
Многосторонние конвенции по авторскому праву содержат нормы, определяющие круг тех произведений, на которые распространяется международная охрана.
Необходимо отметить, что со времени внесения последних изменений и дополнений во Всемирную конвенцию об авторском праве от 6 сентября 1952 г.1 (далее - Всемирная конвенция) и Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений от 6 сентября 1886 г.2 (далее - Бернская конвенция) появилось значительное количество новых технических средств, с помощью которых стало возможным достижение новых творческих результатов, благодаря чему круг объектов интеллектуальной собственности заметно расширился. В связи с этим трактовка литературных и художественных произведений как «произведений письменных, музыкальных, драматических и кинематографических, произведений живописи, гравюры и скульптуры» (ст. 1 Всемирной конвенции) или «всех произведений в области литературы, науки и искусства», выраженных в конкретных формах, перечисленных в ст. 2 Бернской конвенции, представляется на сегодняшний день чрезмерно узкой, недостаточной и нуждающейся в доработке.
К объектам авторского права относятся и сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, статистика, судебные приговоры и т.д.), а также произведения отдельных авторов.
По-прежнему остается дискуссионным широко обсуждавшийся в науке гражданского права вопрос об отнесении к объектам авторского права писем, дневников, черновых набросков, которые первоначально не предназначались для опубликования.
Основное отличие авторского права от режима правовой охраны других результатов интеллектуальной деятельности состоит в том, что произведение литературы, науки, искусства становится объектом авторского права в силу самого факта его создания без регистрации, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей.
Исключение
из этого правила составляют лишь
специфические объекты
Основные признаки и особенности субъектов. Данный вопрос регламентирован Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений и Всемирной конвенцией, в которых определен круг лиц, имеющих право на конвенционную охрану.
В качестве таковых указываются: авторы; их правопреемники.
Однако определения автора там не дается; предложение о внесении его непосредственно в текст Бернской конвенции, с которым выступили на Брюссельской конференции 1948 г. Италия и Австрия, принято не было. В этом проявилась попытка, во-первых, сгладить существенные противоречия, имеющиеся в национальном законодательстве стран-участниц, и, во-вторых, не допустить ограничительного толкования круга субъектов, обладающих правом на конвенционную охрану.
Конвенция ориентирует страны - члены Союза на их внутреннее законодательство, посвященное вопросам охраны интеллектуальной собственности.
Поскольку право интеллектуальной собственности относится к категории личных неимущественных прав, оно не зависит от возраста, имущественного положения, места создания произведения и при этом неотделимо от личности его обладателя.
Что касается правопреемников, то это лица (граждане и организации), не участвующие в творческом создании произведений литературы и искусства. Основанием перехода к таким лицам определенного объема субъективных прав автора служит закон, наследование или договор с автором.
Ни
Всемирной, ни Бернской конвенцией практически
не затрагиваются вопросы
а)
нераздельное соавторство (такое, при
котором невозможно выделить долю каждого
из соавторов) - порождает неделимое
авторское право каждого
б) раздельное соавторство (в этом случае долю каждого легко установить) - при таком соавторстве каждый соавтор сохраняет права на свою часть произведения.
Согласно первоначальному тексту Бернской конвенции охрана распространялась лишь на произведения, впервые опубликованные на территории страны - участницы Конвенции, т.е. в отношении опубликованных произведений вводился территориальный принцип. Неизданные произведения подлежали охране при условии, что их автор является гражданином государства - члена Бернского союза3.
Территориальный принцип, имеющий своей основной целью охрану интересов издателей, впоследствии был дополнен критерием гражданства. Таким образом, круг субъектов, обладающих правом международной охраны по Бернской конвенции, расширился и принял следующий вид:
1)
авторы - граждане стран-участниц, впервые
опубликовавшие свои
2) лица без гражданства, имеющие местожительство в странах - участницах Конвенции;
3)
авторы, являющиеся гражданами
4) авторы - граждане стран, не участвующих в Конвенции, - в отношении произведений, впервые опубликованных в стране - участнице Конвенции;
5)
правопреемники автора - на их
счет Конвенция не
Информация о работе Практика охраны интеллектуальной собственности в зарубежных странах