Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Теоретическая цель - познание закономерностей возникновения и развития преступности в сфере потребительского рынка, разработка проблемных и дискуссионных вопросов декриминализации рыночных отношений, прикладная цель - формирование и совершенствование системы мер криминологического и уголовно-правового контроля над рассматриваемым явлением.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка
§ 1. Государственное регулирование отношений на потребительском рынке (историко-правовой аспект)
§ 2. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие
§ 3. Система преступлений и уголовно-правовая характеристика, совершаемых, на потребительском рынке
Глава 2. Меры борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка
§ 1. Координация противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка
§ 2. Роль и место органов внутренних дел в противодействии преступлениям в сфере потребительского рынка России
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

file_440475гражд.право.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

 

Выводы по 1 главе

 

Преступления в сфере  потребительского рынка - это деяния, посягающие на основные права потребителей, создающие угрозу здоровым конкурентным отношениям при купле-продаже товаров (работ, услуг), связанные с производством, хранением, перевозкой либо сбытом некачественных, фальсифицированных товаров (работ, услуг) либо их фальсификацией в процессе реализации, а также деяния, препятствующие законной предпринимательской деятельности.

С теоретической точки  зрения целесообразно выделить следующие  группы преступлений в сфере потребительского рынка:

1. Правонарушения против  прав потребителей.

2. Посягательства на порядок законной конкуренции на рынке.

3. Преступления против  установленного порядка производства, перевозки, хранения, реализации  товаров (работ, услуг).

Подводя итог уголовно-правовой характеристике преступлений в сфере  потребительского рынка, в целом существующая нормативно-правовая база, хотя и не вполне совершенна, тем не менее, позволяет осуществлять эффективную борьбу с экономическими преступлениями в сфере потребительского рынка.

 

Глава 2. Меры борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка

§ 1. Координация противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка

 

Криминологическая безопасность - понятие емкое и многогранное. Принято считать, что это объективное  состояние защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и угроз таких посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами (явлениями и процессами), а также осознание людьми, независимо от их статуса, такой своей защищенности58.

Обеспечение криминологической  безопасности - фундаментальная задача государства и его структур. От степени выполнения этой задачи зависит  нормальное функционирование общества.

Один из сегментов  криминологической безопасности - безопасность потребительского рынка. Происходящие здесь процессы приняли весьма опасные формы и тенденции, по сути, превратили потребительский рынок в наиболее криминогенный сектор экономики, поставив под угрозу экономическую безопасность России.

Весьма красноречивы данные уголовной статистики. В 2005 г. в сфере потребительского рынка зарегистрировано 129 тыс. преступлений, в 2006 г. - 145,5 тыс., в 2007 г. - 149,4 тыс. Это практически треть всех преступлений экономической направленности. Не менее весомы данные о материальных последствиях этих преступлений. По расследованным уголовным делам только в 2007 г. преступлениями в сфере потребительского рынка причинен ущерб в сумме 37,5 млрд. руб. Сумма изъятой из оборота продукции в денежном эквиваленте, а также ценностей и денежных средств превысила 12 млрд. руб. Кроме того, пресечено 380 тыс. административных правонарушений. В ходе проверок объектов рыночной торговли из незаконного оборота изъято материальных ценностей почти на миллиард рублей59.

Между тем приведенные  данные только приблизительно характеризуют истинное положение вещей. Статистика фиксирует лишь выявленные и получившие правовую оценку факты нарушений. Латентная часть остается за пределами статистического наблюдения. Познание скрытой части преступности в сложившейся ситуации представляется весьма актуальным, ибо латентная преступность порождает серьезные негативные последствия. В частности, значительно затрудняет или даже способствует невозможности объективной оценки действительных масштабов преступности, выработки управленческих решений и эффективного противодействия ей. Ведь сплошь и рядом приходится сталкиваться с фактами реализации некачественного продовольственного сырья, пищевых продуктов, лекарственных средств. В этом секторе социальной жизни нередко таится реальная угроза здоровью населения. Повсеместно не соблюдается законодательство о защите авторских прав, широко распространены случаи производства и продажи фальсифицированной продукции, контрафактных аудио- и видеоматериалов, незаконного использования товарных знаков. Согласно экспертным оценкам, по отдельным видам товаров объем подделок давно превысил объемы производства оригиналов.

Следовательно, нужно  создать систему условий, которые  бы позволили и потребителю, и  предпринимателю чувствовать себя защищенными, систему, в которой каждый член общества был бы уверен, что его жизни, здоровью, имуществу, чести и свободе не угрожает опасность. При этом исходить из того, что криминологическая безопасность потребительского рынка - явление социальное, требующее для защиты прав и свобод потребителей и предпринимателей вмешательства государственных органов. Тогда можно задействовать основные принципы обеспечения безопасности: а) защиту прав и свобод потребителей и предпринимателей; б) превентивное влияние на причины и условия, способствующие преступным проявлениям, обуславливающие возникновение угрозы преступных посягательств в сфере потребительского рынка.

Не менее важно, на наш взгляд, рассматривать влияние  криминализации потребительского рынка  на экономическую безопасность России. Для его преодоления необходимо соблюдать следующие принципы: законность; эффективное функционирование государственной системы предупреждения преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка; взаимная ответственность граждан, общества и государства за состояние обеспечения криминологической безопасности; приоритет мер профилактики и пресечения преступных посягательств в целях предотвращения самих преступлений либо наступления вредных последствий их совершения.

Защищенность экономических  интересов государства вообще и интересов потребительского рынка в частности обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать соответствующие механизмы реализации и защиты. Абсолютно совершенных государственных механизмов, безусловно, нет, но государственное регулирование экономики, на наш взгляд, является приближенным именно к таковому. Это инструмент проведения государственной политики, которая зависит от правильно избранной модели экономического развития, разработки инструментария экономических преобразований, улавливающих происходящие в обществе закономерности развития60.

Существует мнение о  тождественности понятий государственного регулирования и государственного управления на том основании, что  они имеют одно и то же целевое  назначение61. Очевидно, что содержание государственного регулирования несколько уже управленческой деятельности. Это, скорее, элемент управленческой деятельности, которая есть "упорядочение тех или иных действий, подчиненных определенному порядку"62. Важно здесь то, что применительно к теме регулирование включает прямой административный контроль и экономическое стимулирование или, напротив, ограничение тех или иных видов деятельности. Одна из задач такого регулирования - обеспечение криминологической безопасности потребительского рынка.

Противодействие правонарушениям  и преступлениям в сфере потребительского рынка на территориях конкретных регионов (городов, районов, областей) Российской Федерации осуществляется через сложную систему органов  различных государственных институтов, правоохранительных органов и общественных организаций, выполняющих присущими им методами и приемами широкий спектр достаточно автономных управленческих, финансовых и оперативно-служебных задач. Очевидно, что для максимальной реализации их потенциала деятельность их должна быть согласованной, сочетаться по ряду параметров как пространственного, так и временного характера. Такое оптимальное сочетание достигается различными инструментами, самым важным из которых является координация, которая в теории рассматривается как процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность и устойчивость управления деятельностью63.

Потребность в координации в различных частях системы противодействия противоправным деяниям на потребительском рынке неодинакова. Здесь действует правило, согласно которому чем теснее взаимозависимость структурных единиц, тем больше необходимость в координации. В организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение необходимого уровня координации требует от всех звеньев руководства серьезных организационных усилий.

Наименьшая взаимозависимость  в нашей системе существует между  органами, чья деятельность напрямую связана с организационно-управленческой, контрольной, экономической и правовой защитой порядка функционирования хозяйствующих субъектов (производителей и предпринимателей), обеспечением их законных прав и прав потребителей и для которых задача противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка является факультативной64. К таким органам относятся:

1. На федеральном уровне:

- Министерство экономического  развития и торговли РФ (осуществляет  функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли и т.п.);

- Министерство промышленности  и энергетики РФ (функции в  сфере разработки, принятия, применения  и исполнения на обязательной  или добровольной основе требований  к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, оценки соответствия);

- Министерство сельского  хозяйства РФ (выработка государственной  политики и нормативно-правовое  регулирование в сфере агропромышленного  комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции);

- Федеральная налоговая  служба РФ (функции по контролю  и надзору за соблюдением законодательства  Российской Федерации о налогах  и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью  внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции);

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка);

- Федеральная антимонопольная служба (осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы);

- Российская транспортная инспекция (осуществляет специальные разрешительные, контрольные и отдельные надзорные функции в сфере транспортных услуг) и др.

2. На региональном  уровне: Министерство экономики;  Департамент продовольственных  ресурсов, Департамент потребительского рынка и услуг и Департамент финансов Правительства; Комитет по управлению имуществом; Центр госсанэпидемнадзора; акцизная таможня; Лицензионная палата; Регистрационная палата; Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства; Земельный Комитет; Управления (отделы) по контролю над отдельными видами продукции; территориальные органы Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития России, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и др.

Потребность в координации  в среде номинальной зависимости  минимальна, поскольку каждый из вышеперечисленных  органов противодействия правонарушениям  и преступлениям на потребительском рынке самодостаточен в сфере своей компетенции. Эта потребность в полной мере удовлетворяется по схеме индивидуальной координации, т.е. возложением функции координации на конкретное должностное лицо. В нашем случае - на заместителя Председателя Правительства РФ65 или Правительства субъекта РФ, координационная роль которого активизируется в основном при возникновении споров по предметам ведения органов противодействия противоправным деликтам в сфере потребительского рынка.

Высокую актуальность координационная работа имеет в отношениях обоюдной взаимозависимости, при которой существует зависимость результатов деятельности одних субъектов правопорядка на потребительском рынке от работы других, имеющая циклический характер. Эта зависимость проявляется среди правоохранительных органов, и здесь отсутствие координации может привести к трагическим результатам.

Дело в том, что в  процессе работы на потребительском  рынке правоохранительные органы сталкиваются со многими трудностями. Некоторые  из них определяются тем, что отдельные лица и преступные группы совершают преступления на объектах потребительского рынка, которые относятся к компетенции различных правоохранительных органов или даже различных служб одного органа. Например, при перемещении через таможенную границу Российской Федерации алкогольной продукции правонарушитель уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, то есть совершает преступление, относящееся к подследственности таможенных органов; сбывает немаркированную алкогольную продукцию, чем совершает преступление, относящееся к подследственности органов внутренних дел. Все эти преступления совершаются одним и тем же правонарушителем, причем нередко в разных регионах области. Возникает вопрос: кто должен заниматься расследованием данных преступлений?

Как правило, на практике "свой" состав преступления расследует на "своей" территории уполномоченное на то ведомство. А так называемое перетягивание каната между ведомствами  нередко приводит к некачественному, одностороннему расследованию преступлений и уходу преступников от уголовной ответственности.

Подобные противоречия отчасти разрешаются по принципу групповой координации, т.е. на коллегиях, совещаниях, специально посвященных  этому вопросу и возглавляемых  руководителем-координатором. Роль таких координаторов среди правоохранительных органов - субъектов противодействия правонарушениям и преступлениям на потребительском рынке на сегодняшний день исполняют Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры. Координация деятельности правоохранительных органов с учетом криминальной обстановки может проводиться на межрегиональном уровне по поручению руководителей федеральных правоохранительных органов или по согласованию с ними.

Информация о работе Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка