Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Теоретическая цель - познание закономерностей возникновения и развития преступности в сфере потребительского рынка, разработка проблемных и дискуссионных вопросов декриминализации рыночных отношений, прикладная цель - формирование и совершенствование системы мер криминологического и уголовно-правового контроля над рассматриваемым явлением.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка
§ 1. Государственное регулирование отношений на потребительском рынке (историко-правовой аспект)
§ 2. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие
§ 3. Система преступлений и уголовно-правовая характеристика, совершаемых, на потребительском рынке
Глава 2. Меры борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка
§ 1. Координация противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка
§ 2. Роль и место органов внутренних дел в противодействии преступлениям в сфере потребительского рынка России
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

file_440475гражд.право.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

Но рассмотрим все же изначально точки зрения правоведов на понятие "потребительский рынок". Анализируя основную массу работ, посвященных  проблеме и понятию "потребительский  рынок", мы увидим, что их авторы рассматривают  проблему как бы с двух сторон (плоскостей). Авторы рассматривают вопрос прежде всего с плоскости административно-правового регулирования потребительского рынка. При этом рассматриваемое понятие преломляется и анализируется через призму административно-правового регулирования и функционирования рынка. Второй момент: большинство авторов ассоциируют понятие "потребительский рынок" с понятием "потребитель", которое, как известно, представлено законодателем в Законе РФ "О защите прав потребителей". К тому же авторы считают, что сам потребительский рынок ограничивается сферой торговли, выполнения работ, оказания услуг. Очевидно, что второй подход, как взгляд на понятие "потребительский рынок", сужает и несколько искажает сущность понятия "потребительский рынок". Но указанную проблему надо рассмотреть в обозначенной выше последовательности.

Правовед Н.Н. Таскаев, анализируя указанную проблему, делает следующее умозаключение  относительно потребительского рынка  и сферы как "области деятельности, связанной с реализацией товаров (услуг), заказом, исполнением, приобретением и использованием работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли"19.

Правовед В.Н. Ульянова несколько расширенно (по сравнению с Н.Н. Таскаевым) трактует вопрос о потребительском рынке, полагая что "потребительский рынок - это есть совокупность отношений по продаже товара, производству и оказанию услуг и работ и осуществлению связанных с их продажей правил, устанавливаемых, контролируемых и охраняемых государством, то есть правил торговли и оказания услуг"20, акцентируя внимание на то, что "к отношениям потребительского рынка следует отнести отношения, возникающие после окончания производственного цикла по поводу реализации произведенной продукции"21.

Взгляд Н.Н. Таскаева примерно совпадает с точкой зрения Г.Б. Царевой, которая, анализируя административно-правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с административными правонарушениями на потребительском рынке, предлагает закрепить в законодательстве следующее понятие потребительского рынка: "Потребительский рынок - это система различных отношений между продавцом и потребителем, между ними и государством в лице его исполнительных органов (должностных лиц), возникающих по поводу продажи (реализации) товара, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения требований к процессу реализации, а также к деятельности продавцов (изготовителей, исполнителей) в связи с реализацией товаров, работ и услуг"22.

В данном определении  автор, исследуя отношения на потребительском рынке, выделяет только два его субъекта: потребителя и продавца, не включая сюда и таких важных субъектов, как изготовитель и исполнитель. Однако все же Г.Б. Царева относит к объекту данных правоотношений "выполнение работ, оказание услуг". К тому же из определения выпадают и такие важные процессы, как производство, и примыкающие к нему процессы, неотделимые от потребительского рынка: проектирование, безопасность эксплуатации и т.п. Следует полагать, что такое разъяснение определения "потребительской рынок" является довольно узким и требует более расширительной трактовки.

Другой правовед, В.М. Безденежных, дает определение  потребительскому рынку как "социально-экономическим  отношениям, в процессе которых на основе рыночных отношений осуществляется реализация товаров и услуг потребителям"23.

Очевидно, для  того чтобы осознать, оценить и  понять значимость такого определения, как "потребительский рынок", а  затем и вывести его "устойчивое" определение, необходимо рассмотреть  хотя бы в обобщенном виде и такие определения, как экономические и правовые категории: "потребление", "потребности", "потребительский рынок" и просто значение слова "рынок", а также и "потребительское право", о существовании которого все чаще говорят современные правоведы. Следует рассмотреть и этимологию слов "потребитель" и "рынок". Исследуем эти вопросы в обозначенной последовательности.

Что такое потребление? "Потребление - это использование  общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса воспроизводства. Потребление распадается на потребление производственное и потребление непроизводственное. В зависимости от вида потребляемых благ различаются потребление материальных благ, имеющих вещную форму, и потребление услуг. По способу удовлетворения потребностей потребление бывает индивидуальным и коллективным. Потребление органически связано с производством, распределением и обменом. Производство осуществляется для потребления и определяет его уровень и структуру. В свою очередь, потребление активно воздействует на производство, стимулируя его развитие"24.

Как видим, энциклопедический  словарь "расчленяет" процесс "потребления" на своеобразные "виды" потребления: личное, непроизводственное и производственное. В контексте привязки различных "видов" потребления к определению "потребительский рынок" необходимо дать понятие и указанным выше видам потребления, тем более что они фигурируют в тексте самого понятия "потребление".

"Потребление  личное - это использование населением  потребительских благ в материально-имущественной форме, а также в форме личных услуг для удовлетворения потребностей в пище, одежде, жилище, образовании, культуре, отдыхе и т.п. "25.

"Потребление  непроизводственное - использование  материальных благ и услуг  населением (личное потребление), учреждениями и организациями непроизводственной сферы (управление, наука, оборона)"26.

"Потребление  производственное - потребление средств  производства и рабочей силы  человека в процессе производства. Результат процесса производства - готовая продукция"27.

Очевидно, что  для полного уяснения проблемы "потребительский  рынок" надо рассмотреть и такие  понятия, как "потребности" и "покупательная  способность". Что же такое "потребности"? "Потребности - нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животному и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры. Существуют потребности общества, и прежде всего экономические. Потребности, как основа общественного производства, объективны. Осознанные обществом, классами и индивидами. Потребности, которые в классовом обществе различны, выступают как их интересы..."28.

О потребности  сказано было давно. Например, основой  для развития производства потребительских  товаров, совершенствования работ  и услуг являлось понятие "потребность", имеющее глубокие экономические и правовые корни. Еще К. Маркс писал: "Без потребности нет производства"29.

"Покупательная  способность - это количество  товаров и услуг, которые можно  купить на определенную сумму  денег... Речь идет о покупательской  способности некоторой суммы  денег, дохода или части дохода (зарплата и т.д.). Например, покупательная способность зарплаты рабочего может измеряться количеством часов, которые он должен отработать, чтобы купить килограмм хлеба или пальто. Эволюция покупательной способности зависит одновременно от эволюции доходов и изменения цен на товары и услуги; они оцениваются, таким образом, ссылкой на индекс цен"30.

Мы специально в несколько расширенном виде рассмотрели вышеуказанные понятия  так, как они преподносятся в  правовой, экономической и финансовой литературе, для того, чтобы еще раз убедиться в многогранности, многоплановости и усложненном понятии "потребительский рынок".

Теперь рассмотрим этимологию слов "потребитель" и "рынок". С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова  толкуют понятие "потребитель" "как лицо или организацию, потребляющую продукты чьего-нибудь производства"31, а понятие "рынок" как "сферу товарного обращения"32.

Экономисты (финансисты) рассматривают понятие "рынок" несколько экстравагантно. Так, "рынок - место встречи спроса и предложения  товаров, услуг и капиталов". Затем это понятие уточняется в широком смысле слова: "Совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте, где происходит товарообмен"33.

Имеется и иное определение "рынка". "Рынок - сфера  товарного обмена; в политико-экономическом значении - предложение и спрос на товары в масштабе мирового хозяйства (мировой, внешний рынок), страны (национальный, внутренний рынок) и ее отдельного района (местный рынок). Рынком также называется определенное место, где происходит торговля"34.

И все же В.И. Даль справедливо указывает, что "потребитель  в народном хозяйстве противостоит производителям, хотя каждый относительно есть и то и другое"35. Иначе говоря - при купле-продаже интересы продавца и потребителя хотя и противоположные, но тем не менее они "совпадают": продавец желает получить деньги за продаваемую вещь, а потребитель желает ее приобрести и уплатить определенную цену. Напротив, другой автор, Л. Лопатников, трактует понятие "рынок" в другой интерпретации - как "пространство, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага и способ этого взаимодействия"36. Следовательно, из жизни современного общества невозможно исключить такие понятия, как "рынок", "потребление", "потребительский рынок", "процесс производства".

Конечно же, потребительский  рынок появился задолго до принятия Закона РФ "О защите прав потребителей", ибо сама сфера потребления имеется  в любом государстве, причем, естественно, независимо от государственного устройства и от любого политического режима и социально-экономического уклада. И тут необходимо сказать о существовании потребительского права, сделав при этом исторический экскурс.

"Потребительское  право - комплексная отрасль права,  состоящая из норм различных  отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан"37.

Различные нормы, защищающие интересы граждан от недобросовестных продавцов, существовали еще в римском праве. В дореволюционной России за обман потребителей могла наступить и уголовная ответственность. "В начале 30-х гг. для защиты потребительских прав в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляло "белые списки" предпринимателей, которые соблюдают определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было стимулом для других торговцев. Однако только общественного давления было явно недостаточно.

Официальным признанием необходимости создания системы  государственного регулирования взаимоотношений с участием потребителей считается выступление президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. Президент впервые сформулировал четыре основных права потребителей: право на безопасность, право на информацию, право быть услышанным и право на здоровую окружающую среду. С тех пор 15 марта 1961 г. ежегодно отмечают Всемирный день защиты потребителей.

Потребительское право как самостоятельная отрасль  законодательства возникло в РФ в  начале 90-х гг. До этого отношения  по удовлетворению потребностей граждан в основном регулировались нормами гражданского законодательства38.

В советский  период потребительский рынок в  силу администрирования в плановой экономике в подавляющем большинстве  был монополизирован государством. Однако все-таки от этого его правовая сущность в интересующем нас аспекте не менялась. Поэтому становится понятен и очевиден некий "социалистический" взгляд О.А. Галичева. Он, например, считал рост потребностей "мотивом перехода к более высокому качеству производства одних изделий и прекращению выпуска других, главным побудительным мотивом развития производства"39. Однако В.Я. Белобрагин еще ранее О.А. Галичева подчеркивал то обстоятельство, что "потребление служит источником информации для управления качеством продукции на стадиях проектирования и производства"40. Иначе говоря - указанные авторы несколько сужали значимость понятия "потребности". Тем не менее отсюда можно сделать минимально два вывода.

Первый. Побудительным  мотивом развития производства как  в советский период, так и в  настоящее время является удовлетворение потребностей, то есть насыщение потребительского рынка.

Второй. Потребительский  рынок - понятие не только многогранное, но и многоплановое. Оно, как уже  отмечено выше, включает в себя не только сферу торговли, выполнения работ, оказания услуг, но и сферу производства товаров на всех стадиях их жизненного цикла, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией. Поэтому представляется, что нельзя из понятия потребительского рынка вычленить такую важную часть, как непосредственно сам процесс производства товаров, так как основная масса недостатков в них, в том числе потенциально опасных для потребителей, возникает именно на стадии производства.

Этот же принцип  распространяется и на выполнение работ  как на элемент потребительского рынка, его можно разделить на следующие стадии: а) подготовка к выполнению работы, в которую входит составление проектно-сметной документации, подготовка сырья и материалов, объекта работ и др.; б) непосредственно процесс выполнения работы и получение конечного овеществленного продукта (товара, результата), то есть все те же стадии, что и при производстве товаров. Заключительная стадия процесса производства - продажа (реализация) товара, ибо не бывает производства без потребления, и наоборот. В этой связи правоведы относят к сфере потребительского рынка весь комплекс по выполнению работ. Поэтому было бы совершенно неосновательным и необоснованным исключение из него такого элемента, как производство продукции, поскольку эти элементы отличаются только конечным приобретателем. При выполнении работ - это конкретное лицо, при производстве товара - неопределенный круг лиц.

Информация о работе Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка