Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Теоретическая цель - познание закономерностей возникновения и развития преступности в сфере потребительского рынка, разработка проблемных и дискуссионных вопросов декриминализации рыночных отношений, прикладная цель - формирование и совершенствование системы мер криминологического и уголовно-правового контроля над рассматриваемым явлением.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка
§ 1. Государственное регулирование отношений на потребительском рынке (историко-правовой аспект)
§ 2. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие
§ 3. Система преступлений и уголовно-правовая характеристика, совершаемых, на потребительском рынке
Глава 2. Меры борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка
§ 1. Координация противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка
§ 2. Роль и место органов внутренних дел в противодействии преступлениям в сфере потребительского рынка России
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

file_440475гражд.право.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

Как было уже  нами отмечено, при рассмотрении сферы  торговли как элемента потребительского рынка делаются попытки сузить ее, ограничив только реализацией товаров. Но именно такая тенденция находит свое отражение при трактовке понятия "потребительский рынок" не только среди ученых, она просматривается и в позиции законодателя. Так, например, в п. 2 ст. 33 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании"41 закреплено положение о том, что в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Однако Я.Е. Парций совершенно справедливо и верно отмечает, что "закон не дает определение стадии обращения продукции"42.

Несколько рассуждений  о понятиях "оборот" и "обращение". В гражданском законодательстве, как правило, используется термин "оборот". Термин же "обращение" не использовался законодателем ранее, а поэтому не может быть его однозначного толкования. Поскольку "оборот" связывается законодателем с реализацией товаров, работ, услуг, термин "обращение" толкуется государственными контрольно-надзорными органами по аналогии с ним.

Отсюда мы можем  сделать завершающий вывод о  необходимости ввести в нормативно-правовые акты понятие "потребительский рынок". Попытаемся представить его редакцию.

Потребительский рынок - это общественно-правовые отношения, возникающие между государством, изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом и потребителем (гражданином) в процессе изготовления, исполнения, реализации, эксплуатации, утилизации и других стадий прохождения жизненного цикла товаров, работ и оказания услуг.

В качестве субъекта потребительского рынка мы указываем на "потребителя-гражданина". При этом мы считаем, что целесообразно в указанном определении рассматривать данный субъект только с позиции закона о защите прав потребителей в качестве исключительно гражданина, использующего товары (работы, услуги) для личных, бытовых нужд. Целью Закона "О защите прав потребителей" является защита слабого субъекта рынка - гражданина путем создания ему наиболее благоприятных условий, что, на наш взгляд, является безусловно важным направлением государственного регулирования.

С нашей позиции, до определенного момента (он наступит тогда, когда рынок станет не таким  криминогенным, а более цивилизованным) существование Закона РФ "О защите прав потребителей", закрепляющего  для более слабой стороны - физического лица определенные льготные условия защиты его нарушенных прав, необходимо и оправданно.

Одним из важнейших аспектов экономической безопасности Российского  государства является обеспечение  защиты прав и законных интересов  добросовестных участников рыночных отношений - производителей и потребителей товаров и услуг. Тенденции развития преступности на территории Российской Федерации выражаются помимо прочего в увеличении количества преступлений, совершаемых на потребительском рынке, которые представляют серьезную угрозу безопасности личности, общества и государства.

Посягательства в сфере  потребительского рынка - чуть ли не обыденное  явление современной жизни. Общество уже успело перейти от жизни при  административной экономике к рыночному укладу. Однако за период трансформации многие процессы на потребительском рынке проходили хаотично, вызывая повышенный интерес со стороны криминального элемента.

Посягательства, связанные  с ограничением свободной конкуренции, могли возникнуть только при формировании укладов рыночной экономики. Иные посягательства трансформировались из преступлений, ранее мало характерных для потребительского рынка.

Происходящие перемены привели к криминализации многих посягательств в сфере потребительского рынка, а также к их дифференциации. Безусловно, лишь в Средние века ученые всерьез приступили к исследованию механизмов товарообмена, отношений между участниками той или иной сферы взаимоотношений в экономическом, рыночном смысле. Начали разрабатываться первые термины и принципы, связанные с рынком и потреблением, выводиться и подтверждаться (или опровергаться) первые законы рыночной экономики. Со временем теоретическая и эмпирическая базы знаний в сфере рыночной экономике стали накапливаться, а также трансформироваться под влиянием новых общественных реалий.

Структурно-логический анализ понятия "потребительский рынок" предопределяет необходимость рассмотреть  понятия "рынок", "потребительский  рынок" с экономической и правовой точек зрения.

Следует отметить, что  относительно понятия рынка в экономической литературе существует бесчисленное множество мнений.

Приведем некоторые  из трактовок понимания рынка  в широком смысле. Рынок представляет собой:

1) обмен, организованный  по законам товарного производства  и обращения, совокупность отношений товарного обмена;

2) механизм взаимодействия  покупателей и продавцов, отношение  спроса и предложения;

3) сферу обмена внутри  страны и между странами, связывающую  между собой производителей и  потребителей продукции.

Легальное определение рынка сформулировано в законодательстве в отношении товарного рынка и рынка финансовых услуг.

В ст. 4 (п. 4) Федерального закона "О защите конкуренции" утверждается, что товарный рынок - сфера обращения товара (в том  числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами43.

Данный подход к определению  рынка как к сфере обращения  товаров, не претендуя на универсальность  и полный охват всех элементов  раскрываемого понятия, может служить  отправной точкой для анализа многих явлений, возникающих на рынке.

По мнению С.М. Зорина, "потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной  экономики, где реализуются повседневные потребности населения, уровень  удовлетворения которых в конечном счете определяет эффективность функционирования экономики в целом"44.

По мнению А.Н. Чаплиной, "в настоящее время потребительский  рынок рассматривается с позиций  отраслевого подхода как некоторая  механическая совокупность отдельных  отраслей торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Потребительский рынок - это подсистема социально ориентированной экономики, главным активом которой являются социально-трудовые отношения. Ее формируют человеческий фактор и субъекты хозяйствования, производящие материальные и нематериальные товары и услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие человека"45.

Переходя к правовому  определению потребительского рынка, также остановимся на некоторых  авторских дефинициях, однако прежде всего необходимо отметить, что само понятие "потребитель" уже имеется в нормативно-правовом акте, в частности в Федеральном законе "О защите прав потребителей". В преамбуле к Закону определено, что потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности46.

В целом большинство  авторов рассматривает проблему и понятие потребительского рынка в двух аспектах. Первым выступает специфика административно-правового регулирования потребительского рынка.

Во втором рассмотрение потребительского рынка ведется  сквозь призму субъекта - потребителя  и специфики защиты его прав. Данный аспект раскрыт в большинстве имеющихся работ.

Потребительский рынок - это общественно-правовые отношения, возникающие между государством, изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом и потребителем (гражданином) в процессе изготовления, исполнения, реализации, эксплуатации, утилизации и других стадий прохождения жизненного цикла товаров, работ и оказания услуг.

В последнее время  в литературе появилось несколько  достаточно точных определений потребительского рынка, которые отражают его сущность как:

а) систему соответствующих  правовых отношений;

б) возникающих с участием определенного субъекта - потребителя;

в) происходящих в ходе осуществления определенного рыночного  процесса - производства и продажи  товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Следует отметить, что  данную путаницу прекратило принятие Федерального закона "О розничных  рынках..."47, уточнившее, что "розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места".

§ 3. Система преступлений и уголовно-правовая характеристика, совершаемых, на потребительском рынке

 

Уточнение понятия потребительского рынка позволяет нам перейти  к четкому определению понятия  посягательств в сфере потребительского рынка. К посягательствам в сфере  потребительского рынка должны, на наш взгляд, относиться виновные деяния субъектов правоотношений в сфере потребительского рынка, направленные на нарушение системы функционирования потребительского рынка и его отдельных элементов, охраняемых законом.

При этом систему данных посягательств следует отличать от правонарушений в сфере потребительского рынка, которые охватывают всю полноту противоречащих закону вмешательств в сферу функционирования потребительского рынка.

Правонарушения в сфере  потребительского рынка представляют собой самостоятельный вид, которому присущи как общие социально-правовые признаки (противоправность, виновность, наказуемость), так и специфические (специальный субъект, особый объект посягательства), что свидетельствует о реальности проступка в объективном мире и возможности его выделения из всей массы противоправных деяний.

В зависимости от степени  общественной опасности посягательств  в сфере потребительского рынка  следует выделять преступления и  административные проступки в сфере  потребительского рынка.

Под преступлениями в сфере потребительского рынка следует понимать общественно опасные деяния, посягающие на охраняемые уголовным законом общественные отношения, связанные с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг потребителям, виновно совершаемые субъектами данных отношений.

Административным проступком следует назвать противоправное деяние, посягающее на охраняемые законом  общественные отношения, связанные  с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием  услуг потребителям, виновно совершаемые субъектами данных отношений при осуществлении деятельности, которая сама по себе носит или может носить законный характер, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Следует отметить, что  большинство составов здесь сконцентрировано в гл. 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской  деятельности".

Итак, потребительский  рынок является важнейшей стратегической частью экономической системы России. Именно он в конечном итоге определяет социальную стабильность посредством влияния на жизнь каждого гражданина.

К основным признакам  преступлений на потребительском рынке  нами предлагается относить:

1) противоправность деяния;

2) общественную опасность  деяния;

3) наличие ответственности  за деяние, предусмотренной УК  РФ;

4) наличие посягательства  на общественные отношения, связанные  с производством и продажей  товаров, выполнением работ или  оказанием услуг потребителям;

5) субъекта деяния - субъекта  отношений на потребительском  рынке.

Преступление, имеющее  одновременно все указанные признаки, и относится нами к категории  преступлений в сфере потребительского рынка.

Выделяя группу преступлений в сфере потребительского рынка, мы в отличие от целого ряда исследователей не преследовали цели упорядочения или классификации норм уголовного права.

Отнесение тех или  иных составов к преступлениям на потребительском рынке в рамках настоящего исследования несет цель выявления тех деяний, предупреждение которых позволит достичь условий оптимального с точки зрения закона функционирования потребительского рынка.

Информация о работе Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка