Понятие и признаки гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ понятия и определение особенностей принципов гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
- изучить понятие гражданства;
- рассмотреть основные принципы гражданства;
- охарактеризовать основания приобретения гражданства;
- рассмотреть прекращение гражданства Российской Федерации;
- проанализировать правовое регулирование решения вопросов о гражданстве Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...6
1.1. Понятие гражданства………………………………………………………...6
1.2. Основные принципы гражданства…………………………………………13
2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРИТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………….19
2.1. Основания приобретения гражданства……………………………………19
2.2. Прекращение гражданства Российской Федерации………………………22
2.3. Правовое регулирование решения вопросов о гражданстве Российской Федерации………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....36

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки гражданства курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

       В начале 60-х годов прошлого столетия при определении гражданства  вместо формулы «принадлежность лица к государству» все чаще стала использоваться формула «правовая связь лица с определенным государством».

       Так, Д.Л. Златопольский подчеркивал, что  гражданство не есть какое-либо право  или совокупность прав. Оно является необходимым условием, определяющим правовой статус гражданина, влекущим распространение на него правовых норм данного государства6.

       Гражданство означает вполне определенную, устойчивую связь лица с государством, имеющую  известные правовые последствия. Прежде всего, оно определяет правовое положение лица внутри государства. Это означает, что данное лицо, являясь гражданином государства, обладает теми основными правами и обязанностями, которые закреплены в конституции и составляют основу его правового положения. Именно потому, что данное лицо является гражданином определенного государства, оно обладает политическими, имущественными, трудовыми, жилищными, семейными и другими правами, а также имеет обязанности, закрепленные в законах и других актах государственных органов.

       Однако  гражданство, указывал Д.Л. Златопольский, определяет правовое положение лица не только внутри, но и вне государства, в международном общении. Это означает, что гражданин данного государства, находясь вне его пределов, имеет право на дипломатическую защиту своих прав и законных интересов со стороны органов государства, гражданином которого он является.

       Таким образом, делал вывод Д.Л. Златопольский, гражданство есть устойчивая правовая связь лица с государством, определяющая его правовое положение не только внутри государства, но и вне его, в международном общении. Эта  правовая связь, подчеркивал он, не ограничена пространственными пределами данного государства и является бессрочной; как правило, она возникает одновременно с рождением человека и продолжается до его смерти.

       Основной  целью определения гражданства  является, прежде всего, формулирование признаков, которые позволили бы отграничить его обладателей от всех других лиц, проживающих на территории данного государства. В качестве такого признака законодатель, как, впрочем, и многие исследователи этого вопроса, предлагают сегодня правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

       В своей совокупности граждане России образуют многонациональный народ  Российской Федерации. Народ, в отличие  от населения страны, - категория  политическая, так как он является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Поэтому принадлежность к народу и выражает сущность российского гражданства. В принципе существование государства зависит не от существования гражданства, а от существования индивидов, подчиненных его правопорядку. Однако именно граждане придают каждому государству его специфические черты, отличающие его от любого другого государства.

       В силу всего вышесказанного наиболее правильным представляется определять гражданство как принадлежность лица к народу государства, порождающую устойчивую правовую связь лица с государством и выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Такое определение в полной мере соответствует тем смысловым значениям, в которых сегодня обычно употребляется термин «гражданство».

       На  самом деле возникновение гражданства  связано с возникновением правовых категорий, относящихся к территориальному верховенству, которые, как правило, появляются гораздо позже, чем любое  из известных нам античных государств. Разумеется, существование гражданства вытекает из государственной организации общества. Оно является юридическим оформлением состава населения государства. Без такого оформления гражданства не существует, а существует лишь население, являющееся «придатком» соответствующей территории7.

       Таким образом, гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы. 

1.2. Основные принципы  гражданства 

       Провозглашая  приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя (ст. 2), Конституция в той же гл. 1 устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации (ст. 6). Это обусловлено тем, что гражданство - первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего ее взаимоотношения с государством.

       Конституционные нормы о гражданстве действуют  в единстве с конкретизирующими  их законодательными положениями. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство  в Российской Федерации относится  к ведению Федерации, а пункт «а» ст. 89 возлагает решение вопросов гражданства России на Президента РФ. Отношения, касающиеся гражданства, регламентируются законом о гражданстве 2002 г.. Определенный в Законе механизм его реализации конкретизирован в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации8; Инструкции по рассмотрению заявлений в органах внутренних дел Российской Федерации об изменении гражданства9. Нормы о гражданстве содержатся и в ряде других актов, например конституциях республик, Семейном кодексе, а также в международных договорах России.

       Закон о гражданстве 2002 года установил  следующие принципы гражданства:

       1. Принципы гражданства Российской  Федерации и правила, регулирующие  вопросы гражданства Российской  Федерации, не могут содержать  положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

       2. Гражданство Российской Федерации  является единым и равным независимо  от оснований его приобретения.

       3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

       4. Гражданин Российской Федерации  не может быть лишен гражданства  Российской Федерации или права  изменить его.

       5. Гражданин Российской Федерации  не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

       6. Российская Федерация поощряет  приобретение гражданства Российской  Федерации лицами без гражданства,  проживающими на территории Российской  Федерации.

       7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

       В законе 1991 года принципы гражданства  отдельно не были выделены, однако анализ общих положений закона показывает, что в целом он исходил из тех  же принципов. Это в первую очередь объясняется тем, что в обоих законах принципы определялись на основе общепринятых международных принципов. При этом следует учитывать, что принципы гражданства устанавливаются не только законом.

       Главные принципы гражданства, которые закреплены в ч. 1 ст.6 Конституции РФ - это принципы единство и равенства независимо от оснований приобретения.

       Принцип единого гражданства связывался до сих пор и в теории, и в  законодательстве с федеративным устройством  России, наличием в ее составе государств-республик, существованием в большинстве из них наряду с гражданством Российской Федерации гражданства республики.

       Конституционный принцип равного гражданства  означает, что оно является таковым  для всех российских граждан независимо от оснований приобретения. Не устанавливаются никакие ограничения, различия в правовом статусе граждан, категории граждан в зависимости от того, как и когда они приобрели гражданство Российской Федерации. Конкретным проявлением этого принципа является полное равноправие женщин и мужчин при решении вопросов о российском гражданстве. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменения гражданства.

       В Конституции и Законе о гражданстве  определены и иные принципы российского гражданства: недопустимость лишения гражданина Российской Федерации своего гражданства или права изменить его; возможность иметь двойное гражданство; сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами России; защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами.

       Еще одним важным принципом является то, что гражданин не может быть лишен гражданства. Это положение  полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека. Этот принцип впервые закреплен был в законе о гражданстве 1991 г., затем в Конституции РФ и повторен в законе о гражданстве 2002 года. Он гарантирует право человека на гражданство, свободное осуществление гражданами своих прав и свобод без боязни утратить гражданство, например за инакомыслие или длительное проживание за границей. А именно по этим и им подобным причинам лишались советского гражданства, а порой и высылались за пределы страны многие лица и группы лиц на протяжении всей истории развития Советского государства10.

       Закон о гражданстве особо оговаривает, что проживание гражданина России за ее пределами не прекращает его гражданства  и что российские граждане за границей пользуются защитой и покровительством Российской Федерации. В то же время, согласно ст. 61 Конституции, гражданин России не может быть выслан за пределы страны, а также выдан (это касается преступников) другому государству ни по каким основаниям. Этому конституционному положению противоречила норма ст. 1 (ч. 3) Закона о гражданстве 1991 года, исходя из которой возможна выдача российского гражданина другому государству на основании закона или международного договора Российской Федерации. В данной части указанная норма Закона фактически утратила силу, так как Конституция - правовой акт высшей юридической силы - решила вопрос иначе. Закон о гражданстве 2002 года повторил конституционную норму в качестве одного из принципов.

       Вместе  с тем Конституция гарантирует  право изменить свое гражданство. Это  право может быть реализовано  путем выхода из российского гражданства или выбора гражданства (оптации). Изменение гражданства осуществляется только на основе добровольного волеизъявления лица, но не может быть односторонней акцией, так как гражданство характеризуется взаимной ответственностью государства и личности и регламентируется законом.

       Закон о гражданстве указывает на основания, по которым может быть отказано в  выходе из гражданства. Это касается граждан, проживающих или намеревающихся поселиться в стране, не связанной  с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющих либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из законов.

       Закон одновременно определяет случаи, когда  выход из гражданства не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого, либо обязан отбыть наказание на основе вступившего в законную силу приговора суда. Сходным образом решаются названные вопросы и в обоих законопроектах о гражданстве.

       Предусмотренные Законом о гражданстве основания, препятствующие изменению гражданства, лишь на время откладывают возможность  реализации данного права и соответствуют положениям ч. 3 ст. 55 Конституции о допустимости ограничения федеральным законом прав и свобод только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны.

       Говоря  о принципах нужно отметить, что закон 2002 года предусматривает предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (ст.7). Но в законе не дается определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями.

       В целом следует признать, что действующее  законодательство о гражданстве  определило основные принципы гражданства, которые в целом соответствуют  общепринятым международным принципам. При этом в каждом государстве  регулирование вопросов порядка приобретения и прекращения гражданства имеет некоторые особенности11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие и признаки гражданства РФ