Понятие и признаки гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ понятия и определение особенностей принципов гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
- изучить понятие гражданства;
- рассмотреть основные принципы гражданства;
- охарактеризовать основания приобретения гражданства;
- рассмотреть прекращение гражданства Российской Федерации;
- проанализировать правовое регулирование решения вопросов о гражданстве Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...6
1.1. Понятие гражданства………………………………………………………...6
1.2. Основные принципы гражданства…………………………………………13
2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРИТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………….19
2.1. Основания приобретения гражданства……………………………………19
2.2. Прекращение гражданства Российской Федерации………………………22
2.3. Правовое регулирование решения вопросов о гражданстве Российской Федерации………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....36

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки гражданства курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...6

1.1. Понятие гражданства………………………………………………………...6

1.2. Основные принципы гражданства…………………………………………13

2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИОБРИТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………….19

2.1. Основания приобретения гражданства……………………………………19

2.2. Прекращение гражданства Российской Федерации………………………22

2.3. Правовое  регулирование решения вопросов  о гражданстве Российской Федерации………………………………………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый закон "О Гражданстве Российской Федерации имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства.

       Гражданство - один из основных элементов правового  статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства  и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.

       Такое понимание гражданства получает все большее распространение  в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

       Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и новым Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». До этого закона на территории Российской Федерации действовали Закон СССР «О гражданстве СССР», постановление Верховного Суда СССР от 23 мая 1990 г. «О порядке введения в действие Закона СССР» «О гражданстве СССР», Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» и другие нормативные акты. Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются их Конституциями и соответствующими законодательными актами.

       Действующая Конституция Российской Федерации  расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы  в этой области отнесены к основам  конституционного строя.

       Сущность  связей по гражданству сводилась  к таким его признакам, как  распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению  его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.

       Этот  новый подход означает признание  человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными  взаимной ответственностью.

       Актуальные  вопросы гражданства РФ исследовались в работах: Авакъяна С.А, Авдеенко М.П., Айрапетова Н., Баглая М.В, Габрибичидзе Б.Н., Гранкина И. В, Бархатова Е.Ю., Ковешникова Е.М., Козлова Е.И., Кутафина О.Е., В.В.Лазарева, Е.И.Козлова, Лучина О.В, Чиркина В. Е. и др.

       Объектом  исследования выступают общественные отношения, связанные правовым регулированием вопросов гражданства в РФ.

       Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, а так же нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, касающиеся вопросов гражданства РФ.

       Целью данной работы является анализ понятия  и определение особенностей принципов  гражданства в Российской Федерации.

       В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие  задачи:

       - изучить понятие гражданства;

       - рассмотреть основные принципы  гражданства;

       - охарактеризовать основания приобретения  гражданства;

       - рассмотреть прекращение гражданства  Российской Федерации;

       - проанализировать правовое регулирование решения вопросов о гражданстве Российской Федерации.

       Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

1.1. Понятие гражданства 

       В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов - Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы государственной власти и системы местного самоуправления, немаловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. По Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами.

       Вопросы подданства и гражданства поднимались  в работах ряда дореволюционных  российских ученых. Так, Н.О. Куплеваский  следующим образом формулировал сущность подданства: «Подданством или гражданством называется постоянная связь отдельного лица с определенною страною и ее правительством, основанная на обязанности «верности» и «подчинения». Одно подчинение не составляет еще подданнической связи. Подчиняться властям данной страны должны и живущие в ней иностранцы, только обязанность верности, основанная на нравственном долге каждого гражданина, по мере своих сил всячески способствовать благосостоянию государства, отличает подданнические отношения от других случайных отношений»1

       Ф.Ф. Кокошкин рассматривал эти вопросы применительно к населению как главному элементу государства. Он исходил из того, что люди, которые входят в состав государства, являются, прежде всего, субъектами, с которыми государство связано известными юридическими отношениями. Поскольку государство является субъектом прав, то это предполагает наличие других субъектов, по отношению к которым оно имеет права и обязанности. Такими субъектами и являются люди, населяющие государственную территорию. Государство имеет по отношению к ним права и обязанности точно так же, как и они по отношению к государству.

       Ф.Ф. Кокошкин отмечал, что в широком  смысле слова подданными или гражданами являются все лица, находящиеся на государственной территории. Все  они подчиняются государственной  власти и состоят в юридических отношениях с ней, не исключая и иностранцев, живущих в пределах государства. Но из всей массы граждан в этом широком смысле слова выделяются подданные или граждане в собственном смысле слова. Они состоят по отношению к государству в более тесных отношениях, чем остальные жители государственной территории и имеют такие права и обязанности, каких не имеют эти последние. К подданным в узком смысле слова не относятся прежде всего иностранцы, т.е. подданные другого государства, пребывающие на государственной территории. Их называют «временными» подданными2.

       Применительно к населению как к элементу государства рассматривал вопросы  подданства и А.А. Жилин. Он был не согласен с теми учеными, которые  полагали, что различие между подданными и иностранцами заключается в том, что связь первых с государством имеет юридический, а вторых - фактический характер, усматривал фактический характер связи иностранцев с государством в том, что отношения иностранцев к государству обусловливаются простым фактом пребывания их на территории государства, а также в том, что эти отношения могут быть во всякое время свободно прекращены государством путем высылки иностранцев из пределов государственной территории.

       А.А. Жилин полагал, что отношения  государства к иностранцам во всех цивилизованных государствах нормируются правом и суть отношения юридические. То, что они возникают в зависимости от известных фактических условий и более или менее свободно могут быть прекращаемы волею государства, делает их, по мнению А.А. Жилина, лишь менее устойчивыми, но не лишает их правового характера.

       В.В. Сокольский рассматривал вопросы подданства и гражданства с точки зрения народа как элемента государства. Он исходил из того, что слово «народ» употребляется в двояком смысле - этническом и политическом. Народ в этническом смысле есть совокупность лиц одного происхождения и одной культуры, нравственное и духовное единение которых выражается главным образом в единстве языка, обычаев и весьма часто в единстве религии. Народ в политическом смысле есть совокупность всех лиц, состоящих членами данного государственного союза, составляющих личный элемент государства3.

       В отличие от Ф.Ф. Кокошкина и В.В. Сокольского Н.М. Коркунов рассматривал вопросы подданства в рамках учения о субъектах государственного права. Он подчеркивал, что в отличие от подданного, у которого с государством юридическое отношение, у иностранца - только фактическое. Нахождение иностранца в пределах государства всегда остается только фактом и никогда не составляет для него права. Государство не обязано его терпеть на своей территории. Раз пребывание его оно находит для себя почему-либо неудобным, оно может его во всякое время удалить, и с удалением его прекращаются всякие отношения к государству. Напротив, отношение подданного к государству - юридическое, складывающееся из: 1) права подданного находиться в пределах государства и 2) права государства оказывать ему защиту и в пределах других государств. Этим правам соответствуют обязанности: со стороны подданного - обязанность подданнической верности, со стороны государства - обязанность при всяких условиях терпеть подданного на своей территории и пускать его в свои пределы. «Эти права и обязанности, - писал Н.М. Коркунов, - непременно предполагаются подданством. Все другие права, гражданские и публичные, не составляют необходимой принадлежности подданства»4.

       К этому основному различию, заключающемуся в том, что только подданные имеют  юридическую связь с государством, имеют право находиться в нем, Н.М. Коркунов добавлял еще различие в правах. Он отмечал, что, во-первых, иностранцам обыкновенно не предоставляется политических прав, а только одни гражданские права и, во-вторых, и гражданские права предоставляются им с некоторыми ограничениями.

       Согласно  самым распространенным в советской  литературе определениям гражданство рассматривалось как: 1) правовая связь физического лица и социалистического государства; 2) политико-правовая связь личности и социалистического общества; 3) принадлежность лица к социалистическому государству; 4) правоотношение между лицом и государством.

       С.С. Кишкин отмечал терминологическую  двойственность понятия гражданства, включающего гражданство как  формальную принадлежность к государству  и гражданство как активное участие  в политической и общественно-хозяйственной  жизни страны. По его мнению, иностранец, проживающий на территории РСФСР для трудовых занятий и принадлежащий к рабочему классу, а равно к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, является гораздо более гражданином, чем какой-нибудь самый прирожденный гражданин, лишенный избирательных прав

       Рассматривая  гражданство с юридической точки  зрения, как весьма общую и формальную категорию, С.С. Кишкин считал, что гражданство  есть личная связь индивида с государством, обусловливающая возможность определяемости данного лица всеми элементами правовой и политической системы страны. Он полагал, что проблема гражданства есть, по существу, не столько юридическая, сколько проблема политическая.

       А.М. Турубинер понимал под гражданством принадлежность какого-либо лица к  определенному государству, влекущую за собой распространение на данное лицо всех законов, регулирующих положение граждан этого государства.

       С его точки зрения, в то время  как власть государства распространяется на иностранцев лишь тогда, когда  они проживают на его территории, на граждан власть государства распространяется и тогда, когда они находятся за границей. Что касается граждан, находящихся за границей, то они пользуются дипломатической защитой своего государства5.

       По  мнению В.Н. Дурденевского, сущность состояния гражданства состоит в том, что гражданство есть сочленство в государстве. Это устойчивая правовая общность лица с данным государством, дающая возможность участия во власти государства и не ограниченная его пределами. Это общность: ибо гражданство существует и исчезает вместе с данным государством. Это общность устойчивая: она в принципе бессрочна и не ограничена пространственными рамками; она следует за гражданином и в открытое море, и в другое государство и расторгается лишь в виде исключения, обычно продолжаясь до смерти. Эта общность правовая - на гражданина распространяется действие законов государства.

Информация о работе Понятие и признаки гражданства РФ