Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа
Термин "приватизация" родился в недрах команды Явлинского при подготовке документов к программе "500 дней". Этот термин родился в конце 80-х годов, когда нашей стране требовалась смена экономических постулатов и принципов. В настоящее время, когда «приватизационный бум» в России закончился, экономисты и государственные деятели подводят итоги. Часть, из них характеризуя приватизацию, говорят о сплошных ошибках недочетах. Так, по словам председателя Счетной палаты Сергея Степашина «приватизация в России прошла не по правилам. 90% российских предприятий приватизированы с нарушениями законодательства, однако пересмотр итогов приватизации подорвет российскую экономику». По его мнению, приватизация была проведена поспешно, по политическим причинам, чтобы создать так называемый "средний класс". В то время многих законодательных актов попросту не существовало. Видные экономисты отмечают, что: давать оценку процесса приватизации в России, оглядываясь в прошлое, гораздо легче, чем осуществлять предварительную разработку ее программы.
Введение……………………………………………………………………3
1.Значение приватизации………………………………………………. 4
2.Понятие акционерной формы организации предприятия....……..5
3.Возникновение приватизационного процесса…………………….. 8
4.Процесс приватизации и акционирования в России………………12
4.1Первый этап…………………………………………………………14
4.2Второй этап………………………………………………………….15
4.3Третий этап…………………………………………………………..17
5.Общие итоги и перспективы приватизации………………………….19
Заключение……………………………………………………………...…..21
Список использованной литературы…………………………………….23
"чекового" и "денежного" - этапа приватизации, с понятием
"индивидуальный проект". Хотя этот термин и не был легализован в новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах" была оформлена в
Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. N 363 "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997 г.).
Согласно этому документу, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта.
Опыт крупнейших
сделок и в целом практики приватизации
1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований
для выводов о радикальных
новациях. Темпы приватизации резко
сократились. С октября 1997 г. мобилизация
свободных денежных ресурсов с целью
установления контроля над новыми объектами
становилась все более
Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной" приватизацией". В 1998 г. приватизация принимала все более "точечный" характер. Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет
В 2000 г. приватизация
как элемент экономических
Запада, чешская купонная схема).
С точки зрения
дальнейших системных преобразований,
приватизация со всей очевидностью уступила
место вопросам корпоративного управления
и реструктурирования приватизированных
предприятий. С точки зрения пополнения
доходов бюджета (с 1999 г. - финансирования
бюджетного дефицита), на первый план вышли
задачи рационализации использования
и повышения эффективности
Следует заметить также, что в регионах существует две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, невыполнение принятых в последние годы решений о приватизации, с другой стороны стремление региональных властей установить контроль над максимально возможным числом предприятий региона, в том числе находящихся в федеральной собственности.
Объективным негативным
фактором стало развертывание кризиса
на финансовых рынках в 1997-1998 г., что
также снижало эффективность
приватизационных сделок, наиболее важных
для бюджета. С учетом падения
привлекательности для
(по крайней мере, до середины 1999 г.) особенно ограниченными.
Принятие нового закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ" не стало весомым стимулом для ускорения приватизации в 1998-1999 гг. Одним из сдерживающих факторов является непринятие
Государственной
Думой проекта закона «Об утверждении
государственной программы
5. Общие итоги и перспективы приватизации.
Положительные
результаты приватизации связаны, главным
образом, с системной трансформацией
экономического строя России, в том
числе с устранением монополии
госсобственности в стране и формированием
основы многоукладной экономики. Важными
результатом является также то, что
приватизационные программы реализованы
в целом без социальных потрясений,
с обеспечением минимально необходимых
предпосылок для включения
О появлении
тенденции улучшения
Очевидно, что
эффективность работы любой компании
связана не столько с видами собственности,
сколько с компетентностью
Сравнение с практикой других стран Восточной Европы показывает, что хотя во многих из них, как и в России, при решении проблем приватизации преобладали политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии,
Польше. Намного
хуже, чем в России результаты приватизации
почти в двух десятках бывших социалистических
стран и союзных республик
бывшего СССР. Сопоставление таких
параметров, как уровень и динамика
реальных доходов, инфляция, глубина
и продолжительность
В большинстве переходных экономик игнорировался опыт таких стран, как Франция, Великобритания или Италия, где в ходе развития рыночных систем приватизационные процессы сменялись процессами национализации. Во всех случаях эти решения были призваны обеспечивать эффективное функционирование предприятий и национальной экономики в целом. Программы приватизации для всех отраслей и компаний тщательно готовились и не менее тщательно контролировалось их реализация. Для этих целей разрабатывалось законодательство не только о разгосударствлении собственности, но и ее "деприватизации" в случае неэффективного использования, поскольку частная собственность - это не столько право на получение выгоды (в виде присвоения конечного результата), сколько определенное поведение, ответственность за развитие и созидание, способность к воспроизводству за счет собственных ресурсов. В некоторых случаях национализация выполняла корректирующую роль, если в ходе приватизационных процессов возникали непредвиденные провалы рынка.
Этот мировой
опыт обязательно должен учитываться
при совершенствовании и
. К важнейшим
особенностям российской
o Приватизация проводилась не столько по Законам, сколько по
Указам президента и ведомственным нормативным документам
Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
o Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры приватизации", вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).
o Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.
o Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом, в интересах директоров и государственных чиновников.
o При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.
Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.
Таким образом, при ощутимом политическом результате
(возникли слои
мелких и крупных
Потенциал госсектора
для прямого участия в
В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства
РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.
Заключение.
Реформы будут успешными лишь в том случае, если общество в целом и деловые круги окажут давление не только в отношении принятия более справедливого законодательства, но и его соблюдения как сверху, так и снизу. Это предполагает необходимость увеличения количества предприятий всех уровней в сфере производства и услуг. Такое развитие приведет к ослаблению олигархов и монополистов, а также затруднит для российской мафии сохранение своего контроля. В свое время отмена сухого закона в
США уменьшила
влияние американской мафии, так
как при разрешении продажи спиртных
напитков и быстром росте числа
легальных баров и магазинов
стало значительно труднее
Представляется, что определенный шанс для создания недостающей сбытовой инфраструктуры могли бы со временем дать “рынки на обочинах”, разрешенные в течение короткого периода, но быстро ликвидированные. Конечно, во многих случаях люди шли на такую торговлю от безысходности, однако в Китае и Польше, например, подобные рынки послужили стартовыми инкубаторами предприятий.
Они позволили создать сбытовую и в конечном итоге производственную инфраструктуру, которая теперь успешно функционирует.
На мой взгляд, задача состоит в том, чтобы активизировать тех, кто пытался ранее начать свое дело. Это потребует отмены регулирующих и разрешительных положений, служивших в качестве ограничителей, а также ликвидации ряда прерогатив местной и региональной бюрократии. Устранение бюрократических помех и коррупции – одна часть процесса. Открыв двери для новых предприятий, необходимо облегчить их создание с помощью предоставления доступного кредита, однако российские банки до сих пор были склонны избегать этого. Европейский банк реконструкции и развития выделил небольшой ссудный фонд, на аналогичные цели направляется и некоторая часть помощи США.