Понятие и принципы приватизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Термин "приватизация" родился в недрах команды Явлинского при подготовке документов к программе "500 дней". Этот термин родился в конце 80-х годов, когда нашей стране требовалась смена экономических постулатов и принципов. В настоящее время, когда «приватизационный бум» в России закончился, экономисты и государственные деятели подводят итоги. Часть, из них характеризуя приватизацию, говорят о сплошных ошибках недочетах. Так, по словам председателя Счетной палаты Сергея Степашина «приватизация в России прошла не по правилам. 90% российских предприятий приватизированы с нарушениями законодательства, однако пересмотр итогов приватизации подорвет российскую экономику». По его мнению, приватизация была проведена поспешно, по политическим причинам, чтобы создать так называемый "средний класс". В то время многих законодательных актов попросту не существовало. Видные экономисты отмечают, что: давать оценку процесса приватизации в России, оглядываясь в прошлое, гораздо легче, чем осуществлять предварительную разработку ее программы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Значение приватизации………………………………………………. 4
2.Понятие акционерной формы организации предприятия....……..5
3.Возникновение приватизационного процесса…………………….. 8
4.Процесс приватизации и акционирования в России………………12
4.1Первый этап…………………………………………………………14
4.2Второй этап………………………………………………………….15
4.3Третий этап…………………………………………………………..17
5.Общие итоги и перспективы приватизации………………………….19
Заключение……………………………………………………………...…..21
Список использованной литературы…………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 44.75 Кб (Скачать)

   Малые предприятия, к которым не применялась  процедура акционирования, подлежали  продаже любому покупателю через  аукционы или выставлялись на торги  на конкурсной основе. Эти предприятия  могли выкупаться и лицами, работающими  на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые  заключили с государством договор  аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.

   На  средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два  этапа. Сначала проводилось их акционирование (преобразование в акционерные общества открытого типа), то есть изменение  организационно-правовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые  распределялись между членами трудового  коллектива, руководством предприятия  и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору коллектива. Часть акций  могла закрепляться в государственной  или муниципальной собственности. В органы управления таких обществ  назначались представители РФ, субъектов  РФ или муниципальных образований.

Как известно, стержнем российской приватизационной программы стала модель массовой приватизации, которая объединила широкомасштабную корпоратизацию и распределение приватизационных чеков среди граждан России. Важными элементами этой модели стали закрытая подписка на акции среди инсайдеров, система чековых аукционов и система посредников - чековых инвестиционных фондов. Его важнейшим итогом, с точки зрения перспектив развития новой системы прав собственности, стало формирование новых институтов: корпоративного сектора экономики (более 30 000

АО), рынка  корпоративных ценных бумаг, системы  институциональных инвесторов, а  также около 40 млн. формальных акционеров по итогам массовой приватизации. Не менее важно, на наш взгляд, и осознание реально достижимых целей приватизации в переходной экономике на разных этапах трансформации. Будет наивным оценивать итоги реализации этой модели только по официальным целям, которые были записаны в программах приватизации. Реальная цель, на наш взгляд, была лишь одна: временное массовое распределение и закрепление формальных прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов в расчете на последующие трансакции в пользу эффективных ответственных собственников.

4.1 Первый этап.

     Приватизационный  чек (ваучер) представлял собой государственное  свидетельство о праве собственности  его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной собственности. Он использовался в качестве платежного средства, имел целевое назначение и ограниченный срок реализации.

     Номинальная стоимость приватизационного чека была определена с учетом стоимости  объектов, подлежащих приватизации, и  численности населения России. Низкая номинальная стоимость чека была обусловлена тем, что имущество, подлежащее приватизации, оценивалось  исходя из балансовой стоимости.

     Всего для проведения приватизации было выпущено в обращение

151,450 млн. приватизационных  чеков. На специализированных  чековых аукционах за приватизационные  чеки было продано 16 462 предприятия  с суммарным уставным капиталом  1421 млрд. руб. В результате ваучерной приватизации (к середине 1994 г.) в частную собственность перешли до 70% предприятий промышленности.

За два года в частные руки была передана и  большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб  быта). К концу

1994 г. в абсолютном  числе регионов России процесс  малой приватизации по существу  завершился. Что касается средних,  крупных и крупнейших государственных  предприятий, то к середине

1994 г. на их  базе было создано 20 тыс. акционерных  обществ.

Из трех возможных  вариантов льгот явное предпочтение в

России было отдано второму варианту, позволяющему трудовому коллективу получить контрольный  пакет акций. Этот вариант льгот  избрали до 75% предприятий, ставших  акционерными. Данная форма была призвана перекрыть возможности установления внешнего контроля над предприятием. Однако преимущества этого варианта сразу же терялись вследствие последовавшей  скупки акций у членов трудовых коллективов  предприятия администрацией или  внешними покупателями. В этой сфере  активно действовали около 640 чековых  инвестиционных (ваучерных) фондов, которые скупили за бесценок более трети всех ваучеров (у 22,8 млн. человек, или у 15,4 % населения РФ). По имеющимся оценкам, всего в ЧИФы было вложено более 40% ваучеров, которые в подавляющем большинстве не обеспечили даже минимальных дивидендов, поскольку практически все они быстро прекратили свое существование. Поэтому основная часть работников предприятий лишь формально и на короткий период стали акционерами. Кроме того, владение единичными акциями никогда и нигде не делало никого реальными совладельцами предприятий.

Поскольку же по официальным данным стали акционерами  около

40 млн. граждан  страны, а более 1 млн. - владельцами  малого бизнеса, то эта стадия  называется "народной". Однако  было бы ошибкой делать акцент  только на количественной стороне  результатов приватизации и не обратить внимание на принципиальные недостатки ваучерной приватизации и на ее экономические итоги.

Модели приватизации государственного имущества с использованием ваучеров, безвозмездно распределяемых среди населения, внутренне присущи  серьезные недостатки. Это следующие  недостатки ваучерной приватизации:

Первый состоит  в принципиальной невозможности  для участников приватизации в условиях неразвитости рыночных отношений (в  особенности фондового рынка) адекватно  оценить рыночную стоимость приобретенного в обмен на ваучеры имущества  предприятия.

Вторым недостатком  является то, что равномерное распределение  приватизационных чеков приводит к  распределению титулов собственности  между многими акционерами. При  этом их возможности участвовать в управлении делами акционерного общества минимальны. Поэтому его деятельность в большинстве случаев подчиняется реализации интересов менеджеров, а не собственников капитала - работников приватизированных предприятий.

Наиболее интенсивно приватизация происходила в 1993-

1994 гг.. Для 1995-1999 гг. характерно неуклонное и стабильное снижение темпа вовлечения новых объектов. По данным

Мингосимущества РФ, на 1 января 2000 г. в сектор приватизированных  предприятий входили около 130 000 предприятий

(58,9% от общего  числа предприятий РФ к моменту  начала приватизации). Одновременно  по итогам приватизации 1992-1999 гг. в распоряжении государства осталось  значительное количество пакетов  акций предприятий (3100 закрепленных  с учетом «золотой акции» и  7000-8000 непроданных), проблема продажи  которых стала ключевой для  собственно приватизационной политики 1995-1999 гг.

Нерешенные в  рамках модели 1992-1994 гг. задачи - прежде всего реструктурирование предприятий  и привлечение инвестиций - требовали  формирования такой приватизационной модели, которая хотя бы частично могла  компенсировать предприятиям, по сути, внеэкономические методы продаж на первом этапе.

4.2 Второй этап.

С началом «денежного»  этапа задача максимизации доходов  федерального бюджета стала доминирующей, поэтому дилемма «инвестиции - бюджет»  в 1995-2000 гг. была решена в пользу последнего. В целом применительно к 1995-2000 гг. непосредственно в сфере приватизации можно говорить о трансформации  единой приватизационной политики в  спонтанный процесс «сброса» остаточных пакетов акций, который переходит  на региональный уровень. Для этого  периода стало характерным также  использование квази-приватизационных инструментов для привлечения политических союзников среди региональной элиты и крупнейших финансовых группировок. Продолжался и процесс консолидации и интенсивного дальнейшего перераспределения собственности между крупнейшими финансовыми альянсами и компаниями - естественными монополиями. Важнейшими стратегическими задачами денежного этапа приватизации были:

o привлечение внешних инвесторов для долгосрочных инвестиций;

o обеспечение предприятий средствами для технического перевооружения;

o пополнение доходной части государственного бюджета.

К декабрю 1994 г. было приватизировано уже 110 тыс. предприятий  госсектора из 240 тыс., существовавших в дореформенной России. Однако в 1995 г. было приватизировано всего  около 6 тыс. предприятий, поскольку  приватизационные процессы резко замедлились. Начиная со второй половины 1995 г., приватизация приняла характер вялотекущего процесса. Всего к началу 1996 г. оставалось еще 43,3% государственных предприятий.

Кроме того, государству  принадлежала также значительная часть  акций приватизированных предприятий.

Предполагалось, что переход к денежной модели приватизации значительно повысит  поступления не только в бюджеты  всех уровней государственной власти, но и в бюджеты предприятий. Было установлено, что 51% от продажи акций  приватизируемого предприятия переводится  на специальный счет самого предприятия  для его инвестиционных целей. Однако заметных изменений не произошло: выручка  от приватизации в 1996 г. составила менее 1 % доходов федерального бюджета. В  среднем за 1 приватизируемый объект получено менее 40 тыс. долл., что примерно равнялось стоимости двухкомнатной  квартиры в Москве.

Таким образом, основным результатом денежного  этапа приватизации также является количественное сокращение государственной  собственности. В результате массовой приватизации и форсированного развития частного сектора доля государственного (включая муниципальный) и частного секторов в общей занятости населения  практически сравнялась (37,6 и 37,4%), возрос сектор со смешанной формой собственности (23,7%), доля занятых в добровольно-общественном

Хорошо известна и практика проведения залоговых  аукционов конца 1995 г. Хронический  бюджетный кризис и провал бюджетного задания по приватизации на 1995 г. стали  одним из наиболее весомых стимулов для реализации этой схемы. Состоявшиеся 12 аукционов по ряду крупнейших российских предприятий в совокупности принесли в бюджет 5,1 трлн. рублей, включая 1,5 трлн. рублей погашенной задолженности  предприятий государству.

Среди фактических  победителей доминировали два крупных  российских банка - «ОНЭКСИМ» и «Менатеп».

Вне зависимости  от юридической «оболочки», эти аукционы представляли собой в значительной степени завуалированный самовыкуп пакета акций предприятиями, либо прямую неконкурентную продажу пакета акций заинтересованным банкам. Вместе с тем целый ряд судебных разбирательств и проверок легитимности этих сделок в 1996-1997 г. не позволяет делать каких-либо выводов о нарушениях правового характера, допущенных в ходе залоговых аукционов и последующей продажи предмета залога. Это, тем не менее, дает основания не столько для выводов о прозрачности состоявшихся сделок, сколько о несовершенстве имевшейся на соответствующий момент нормативно-правовой базы. Очевидно, что практически все залогодержатели были заинтересованы получить данные пакеты в собственность и при этом минимизировать соответствующие финансовые затраты. Наиболее предпочтительным вариантом стала квази-открытая продажа заложенного пакета акций и приобретение его в собственность через аффилированных лиц.

К началу 1998 г. этот вариант уже использован в  отношении пакетов акций нефтяных холдингов «ЮКОС» (45% вначале и 33,3% после «разводнения», квалифицированный  контроль банка

«Менатеп»), «Сиданко» (51%, контроль ОНЭКСИМбанка), "Сибнефть"

(51%, формально  "Нефтяная финансовая компания"),

«Сургутнефтегаз» (40,12%, фактический самовыкуп эмитентом),

"ЛУКОЙЛ" (5%, фактический самовыкуп эмитентом), а также РАО

"Норильский  никель" (38%, контроль ОНЭКСИМбанка). Хорошо известны скандалы, сопровождавшие большинство из этих сделок.

Пожалуй, наиболее бесконфликтно прошли продажи заложенных пакетов акций НК «Сургутнефтегаз» и "ЛУКОЙЛ", являвшиеся тривиальным самовыкупом акций компаниями-эмитентами через посредничество управляющих компаний их пенсионных фондов. Во всех описанных случаях также обращает на себя внимание крайне малое превышение стартовой цены и, соответственно, незначительная выручка государства. Главные причины этого - отсутствие реальной конкуренции, «договорной» характер ряда аукционов, неудовлетворительно сформулированные требования и условия приватизационных сделок.

Со 2 августа 1997 г. официально вступил в силу новый  закон

"О приватизации  государственного имущества и  об основах приватизации муниципального  имущества РФ"(N 123-ФЗ, подписан

Президентом РФ 21 июля 1997 г.). Среди основных новаций необходимо выделить следующие: акцент (уже в самом названии) не на предприятия, а на имущество (имущественные доли государства); в программе приватизации предусмотрены список приватизируемых в течение года объектов (зависит от текущей конъюнктуры) и список стратегических объектов, приватизация которых запрещена (их можно приватизировать только на основании федерального закона); расширен набор методов приватизации (за счет легализации уже имевшей место продажи производных ценных бумаг); льготы работникам предприятий возможны (скидка 5-10% продажной цены акций и др.), но могут быть отменены или приобрести более гибкий характер; стоимость "имущественных комплексов" определяется совокупно на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости; введены коммерческие конкурсы с инвестиционными условиями, а инвестиционные конкурсы отменены; восстановлено понятие "аренда с выкупом", но "по рыночной стоимости".

4.3 Третий этап.

Некоторые наблюдатели  связывают начало третьего - после

Информация о работе Понятие и принципы приватизации