Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа
Термин "приватизация" родился в недрах команды Явлинского при подготовке документов к программе "500 дней". Этот термин родился в конце 80-х годов, когда нашей стране требовалась смена экономических постулатов и принципов. В настоящее время, когда «приватизационный бум» в России закончился, экономисты и государственные деятели подводят итоги. Часть, из них характеризуя приватизацию, говорят о сплошных ошибках недочетах. Так, по словам председателя Счетной палаты Сергея Степашина «приватизация в России прошла не по правилам. 90% российских предприятий приватизированы с нарушениями законодательства, однако пересмотр итогов приватизации подорвет российскую экономику». По его мнению, приватизация была проведена поспешно, по политическим причинам, чтобы создать так называемый "средний класс". В то время многих законодательных актов попросту не существовало. Видные экономисты отмечают, что: давать оценку процесса приватизации в России, оглядываясь в прошлое, гораздо легче, чем осуществлять предварительную разработку ее программы.
Введение……………………………………………………………………3
1.Значение приватизации………………………………………………. 4
2.Понятие акционерной формы организации предприятия....……..5
3.Возникновение приватизационного процесса…………………….. 8
4.Процесс приватизации и акционирования в России………………12
4.1Первый этап…………………………………………………………14
4.2Второй этап………………………………………………………….15
4.3Третий этап…………………………………………………………..17
5.Общие итоги и перспективы приватизации………………………….19
Заключение……………………………………………………………...…..21
Список использованной литературы…………………………………….23
Малые предприятия, к которым не применялась процедура акционирования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или выставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выкупаться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На
средних и крупных предприятиях
приватизация проходила в два
этапа. Сначала проводилось их акционирование
(преобразование в акционерные общества
открытого типа), то есть изменение
организационно-правовой формы предприятия.
Затем выпускались акции, которые
распределялись между членами трудового
коллектива, руководством предприятия
и внешними физическими и юридическими
лицами в пропорциях, определенных
по выбору коллектива. Часть акций
могла закрепляться в государственной
или муниципальной
Как известно, стержнем российской приватизационной программы стала модель массовой приватизации, которая объединила широкомасштабную корпоратизацию и распределение приватизационных чеков среди граждан России. Важными элементами этой модели стали закрытая подписка на акции среди инсайдеров, система чековых аукционов и система посредников - чековых инвестиционных фондов. Его важнейшим итогом, с точки зрения перспектив развития новой системы прав собственности, стало формирование новых институтов: корпоративного сектора экономики (более 30 000
АО), рынка корпоративных ценных бумаг, системы институциональных инвесторов, а также около 40 млн. формальных акционеров по итогам массовой приватизации. Не менее важно, на наш взгляд, и осознание реально достижимых целей приватизации в переходной экономике на разных этапах трансформации. Будет наивным оценивать итоги реализации этой модели только по официальным целям, которые были записаны в программах приватизации. Реальная цель, на наш взгляд, была лишь одна: временное массовое распределение и закрепление формальных прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов в расчете на последующие трансакции в пользу эффективных ответственных собственников.
4.1 Первый этап.
Приватизационный
чек (ваучер) представлял собой
Номинальная
стоимость приватизационного
Всего для проведения приватизации было выпущено в обращение
151,450 млн. приватизационных
чеков. На специализированных
чековых аукционах за
За два года в частные руки была передана и большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу
1994 г. в абсолютном
числе регионов России процесс
малой приватизации по
1994 г. на их базе было создано 20 тыс. акционерных обществ.
Из трех возможных
вариантов льгот явное
России было
отдано второму варианту, позволяющему
трудовому коллективу получить контрольный
пакет акций. Этот вариант льгот
избрали до 75% предприятий, ставших
акционерными. Данная форма была призвана
перекрыть возможности
Поскольку же по официальным данным стали акционерами около
40 млн. граждан
страны, а более 1 млн. - владельцами
малого бизнеса, то эта стадия
называется "народной". Однако
было бы ошибкой делать акцент
только на количественной
Модели приватизации государственного имущества с использованием ваучеров, безвозмездно распределяемых среди населения, внутренне присущи серьезные недостатки. Это следующие недостатки ваучерной приватизации:
Первый состоит в принципиальной невозможности для участников приватизации в условиях неразвитости рыночных отношений (в особенности фондового рынка) адекватно оценить рыночную стоимость приобретенного в обмен на ваучеры имущества предприятия.
Вторым недостатком
является то, что равномерное распределение
приватизационных чеков приводит к
распределению титулов
Наиболее интенсивно приватизация происходила в 1993-
1994 гг.. Для 1995-1999 гг. характерно неуклонное и стабильное снижение темпа вовлечения новых объектов. По данным
Мингосимущества РФ, на 1 января 2000 г. в сектор приватизированных предприятий входили около 130 000 предприятий
(58,9% от общего
числа предприятий РФ к
Нерешенные в рамках модели 1992-1994 гг. задачи - прежде всего реструктурирование предприятий и привлечение инвестиций - требовали формирования такой приватизационной модели, которая хотя бы частично могла компенсировать предприятиям, по сути, внеэкономические методы продаж на первом этапе.
4.2 Второй этап.
С началом «денежного»
этапа задача максимизации доходов
федерального бюджета стала доминирующей,
поэтому дилемма «инвестиции - бюджет»
в 1995-2000 гг. была решена в пользу последнего.
В целом применительно к 1995-2000
гг. непосредственно в сфере
o привлечение внешних инвесторов для долгосрочных инвестиций;
o обеспечение предприятий средствами для технического перевооружения;
o пополнение доходной части государственного бюджета.
К декабрю 1994 г. было приватизировано уже 110 тыс. предприятий госсектора из 240 тыс., существовавших в дореформенной России. Однако в 1995 г. было приватизировано всего около 6 тыс. предприятий, поскольку приватизационные процессы резко замедлились. Начиная со второй половины 1995 г., приватизация приняла характер вялотекущего процесса. Всего к началу 1996 г. оставалось еще 43,3% государственных предприятий.
Кроме того, государству
принадлежала также значительная часть
акций приватизированных
Предполагалось,
что переход к денежной модели
приватизации значительно повысит
поступления не только в бюджеты
всех уровней государственной
Таким образом, основным результатом денежного этапа приватизации также является количественное сокращение государственной собственности. В результате массовой приватизации и форсированного развития частного сектора доля государственного (включая муниципальный) и частного секторов в общей занятости населения практически сравнялась (37,6 и 37,4%), возрос сектор со смешанной формой собственности (23,7%), доля занятых в добровольно-общественном
Хорошо известна и практика проведения залоговых аукционов конца 1995 г. Хронический бюджетный кризис и провал бюджетного задания по приватизации на 1995 г. стали одним из наиболее весомых стимулов для реализации этой схемы. Состоявшиеся 12 аукционов по ряду крупнейших российских предприятий в совокупности принесли в бюджет 5,1 трлн. рублей, включая 1,5 трлн. рублей погашенной задолженности предприятий государству.
Среди фактических победителей доминировали два крупных российских банка - «ОНЭКСИМ» и «Менатеп».
Вне зависимости от юридической «оболочки», эти аукционы представляли собой в значительной степени завуалированный самовыкуп пакета акций предприятиями, либо прямую неконкурентную продажу пакета акций заинтересованным банкам. Вместе с тем целый ряд судебных разбирательств и проверок легитимности этих сделок в 1996-1997 г. не позволяет делать каких-либо выводов о нарушениях правового характера, допущенных в ходе залоговых аукционов и последующей продажи предмета залога. Это, тем не менее, дает основания не столько для выводов о прозрачности состоявшихся сделок, сколько о несовершенстве имевшейся на соответствующий момент нормативно-правовой базы. Очевидно, что практически все залогодержатели были заинтересованы получить данные пакеты в собственность и при этом минимизировать соответствующие финансовые затраты. Наиболее предпочтительным вариантом стала квази-открытая продажа заложенного пакета акций и приобретение его в собственность через аффилированных лиц.
К началу 1998 г. этот
вариант уже использован в
отношении пакетов акций
«Менатеп»), «Сиданко» (51%, контроль ОНЭКСИМбанка), "Сибнефть"
(51%, формально
"Нефтяная финансовая компания"
«Сургутнефтегаз» (40,12%, фактический самовыкуп эмитентом),
"ЛУКОЙЛ" (5%, фактический самовыкуп эмитентом), а также РАО
"Норильский никель" (38%, контроль ОНЭКСИМбанка). Хорошо известны скандалы, сопровождавшие большинство из этих сделок.
Пожалуй, наиболее бесконфликтно прошли продажи заложенных пакетов акций НК «Сургутнефтегаз» и "ЛУКОЙЛ", являвшиеся тривиальным самовыкупом акций компаниями-эмитентами через посредничество управляющих компаний их пенсионных фондов. Во всех описанных случаях также обращает на себя внимание крайне малое превышение стартовой цены и, соответственно, незначительная выручка государства. Главные причины этого - отсутствие реальной конкуренции, «договорной» характер ряда аукционов, неудовлетворительно сформулированные требования и условия приватизационных сделок.
Со 2 августа 1997 г. официально вступил в силу новый закон
"О приватизации
государственного имущества и
об основах приватизации
Президентом РФ 21 июля 1997 г.). Среди основных новаций необходимо выделить следующие: акцент (уже в самом названии) не на предприятия, а на имущество (имущественные доли государства); в программе приватизации предусмотрены список приватизируемых в течение года объектов (зависит от текущей конъюнктуры) и список стратегических объектов, приватизация которых запрещена (их можно приватизировать только на основании федерального закона); расширен набор методов приватизации (за счет легализации уже имевшей место продажи производных ценных бумаг); льготы работникам предприятий возможны (скидка 5-10% продажной цены акций и др.), но могут быть отменены или приобрести более гибкий характер; стоимость "имущественных комплексов" определяется совокупно на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости; введены коммерческие конкурсы с инвестиционными условиями, а инвестиционные конкурсы отменены; восстановлено понятие "аренда с выкупом", но "по рыночной стоимости".
4.3 Третий этап.
Некоторые наблюдатели связывают начало третьего - после