Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:33, реферат
Конституционный статус гражданина - понятие, которое отображает только то, что присущий всем и каждому члену общества, и "оставляет" за своими рамками все частное, индивидуальное, которое касается конкретных лиц или групп лиц. Поэтому к конституционному статусу гражданина входят лишь общие для всех субъективные права и обязанности, которые у субъектов постоянно возникают и прекращаются в зависимости от выполнения ими тех или других профессиональных функций, общественного положения, характера правоотношений, в которые они вступают, других обстоятельств.
Не считаются добровольным приобретением другого гражданства такие случаи:
а) одновременное приобретение ребенком по рождению гражданства Украины и гражданства другого государства или держав;
б) приобретение ребенком, который является гражданином Украины, гражданства своих усыновителей вследствие усыновления ее иностранцами;
в) автоматическое приобретение гражданином Украины другого гражданства вследствие бракосочетания с иностранцем;
г) автоматическое приобретение гражданином Украины, который достиг совершеннолетие, другого гражданства вследствие применения законодательства о гражданстве иностранного государства, если таковой гражданин Украины не получил документ, который подтверждает наличие у него гражданства другого государства;
2) приобретение лицом гражданства Украины на основании статьи 9 этого Закона вследствие обмана, сознательного представления неправдивых сведений или фальшивых документов;
3) добровольное вступление на воинскую службу другого государства, которая соответственно законодательству этого государства не является всеобщей воинской обязанностью или альтернативной (невоенной) службой.
Лицо, которое подало заявление о выходе из гражданства Украины или в отношении которого оформляется потеря гражданства, до издания указа Президента о прекращении гражданства Украины пользуется всеми правами и несет все обязанности гражданина.
4. Система органов, которые принимают участие в решении вопросов гражданства Украины
Многочисленные и разнообразные органы исполнительной власти образуют соответствующую систему, эффективность деятельности которой зависит от степени упорядоченности, организованности, слаженности во всех звеньях. В единую систему их объединяют содержание деятельности -- исполнительно-распорядительное и общая основа учреждения (образования) -- государственная собственность. Каждый орган исполнительной власти -- от центрального до местного -- выступает субъектом права государственной собственности, наделяется статусом юридического лица и вместе с тем решает разные вопросы оперативного управления и охраны этой собственности.
Итак, органы исполнительной власти -- не просто общность однородных единиц, а целостная система, т. е. такая совокупность, в которой все составные части (отдельные органы и их структурные подразделения) взаимосвязаны и вместе с тем составляют самостоятельные подсистемы со своими особенностями структуры, функций, компетенции.
Эта система строится
на началах единства и целостности государственной
территории, объединения принципов централизации
и децентрализации, сбалансированности
социально-экономического развития регионов
в зависимости от административно-
Построение и совершенствование
системы и подсистем органов исполнительной
власти происходят с учетом необходимости
единого центра руководства экономическими
и социальными делами на основании планирования,
рыночных отношений, равенства всех форм
собственности, объединения отраслевого
и территориального принципов управления,
их централизации с соответствующей самостоятельностью
регионов и отдельных административно-
Президент принимает решение и издает указы о принятии в гражданство Украины и о прекращении гражданства Украины, определяет порядок производства по заявлениям и представлениям по вопросам гражданства и выполнения принятых решений, утверждает Положение о Комиссии при Президенте по вопросам гражданства. Все вопросы, касающиеся гражданства Украины, возлагаются на эту комиссию.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданства раз в полугодие информирует комиссию по вопросам гражданства о выполнении решений Президента по вопросам гражданства.
Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения осуществляют полномочия в отношении лиц, которые согласно действующему законодательству Украины являются постоянно проживающими за границей, а также принимают решение об оформлении получения гражданства Украины в отношении лиц, родившихся за ее пределами .
Решение по вопросам гражданства, принятые специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам гражданства, МИД и их органами, могут быть обжалованы в установленном законом порядке в суде.
Действия и бездеятельность должностных и служебных лиц, которые нарушают порядок и сроки рассмотрения дел о гражданстве и выполнения решений по вопросам гражданства, также могут быть обжалованы в судебном и административном порядке.
Лица, постоянно проживающие за границей, обжалуют неправомерные действия или бездеятельность должностных лиц дипломатических представительств или консульских учреждений Украины в установленном законом порядке в суде.
Согласно Закону Украины "О гражданстве Украины" вопрос обретения и потери гражданства Украины решаются Президентом Украины и Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Украины. В январе 2009 г. этой Комиссией было рассмотрено 425 дел относительно обретения гражданства Украины лицами и 343 относительно прекращения гражданства Украины. В 2008 г. согласно решений Президента Украины, органов внутренних дел, дипломатических представительств и консульских учреждений Украины приобрели гражданство Украины 45873 лица, прекращено гражданство Украины 5456 лицами.
Среди органов исполнительной власти, которые принимают участие в процедуре получения гражданства и лишения его, Законом Украины "О гражданстве Украины" определен "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданства" (им на сегодня является Министерство внутренних дел Украины), Министерство иностранных дел Украины и дипломатические представительства и консульства Украины, которые согласно статей 24-25 должны принимать документы относительно выхода из гражданства Украины, изучать наличие оснований для выхода из гражданства и проверять все необходимые документы, изымать при выходе из гражданства Украины паспорта гражданина Украины и определенные в Законе другие документы.
Необходимо обратить внимание на отсутствие в Законе Украины "О гражданстве Украины" среди органов государственной власти, определенных в соответствующих вопросах, Государственной пограничной службы Украины и Государственной таможенной службы Украины, которые по профилю своих полномочий могут быть действенным механизмом выявления у граждан Украины документов, которые свидетельствуют о наличии у них гражданства других государств.
Заключение
Все вышеизложенное позволяет внести предложения для дальнейшего нормативно-правового и организационно-управленческого усовершенствования института гражданства в Украине. Инициатива относительно их практического воплощения могла бы принадлежать Главе государства и предусматривать:
- внесение изменений в Закон Украины "О гражданстве Украины" в части дополнения принципов, на которых основывается законодательство Украины о гражданстве, принципом недопустимости двойного и множественного гражданства с одновременным законодательным определением сути этих понятий с целью их однозначного понимания субъектами применения, а также внедрение обязанности гражданина сообщать соответствующим органам государственной власти о получении им гражданства другого государства;
- установление обязательства в Законе Украины "О гражданстве Украины" для Государственной пограничной службы Украины и Государственной таможенной службы Украины в случае выявления наличия иностранного паспорта у гражданина Украины сообщать об этом факте и о реквизитах документа в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Украины, Министерство внутренних дел Украины и Министерство иностранных дел Украины с целью соответствующего реагирования;
- внесение изменений в Уголовный кодекс Украины в части введения уголовной ответственности за утаивание двойного (множественного) гражданства;
- внесение изменений в Закон Украины "О правовом статусе заграничных украинцев" путем расширения содержания и объемов гражданских прав на территории Украины для получателей статуса заграничного украинца в трудовой, предпринимательской, социальной, образовательной, медицинской сферах и т.п.;
- активизацию работы Министерства иностранных дел Украины относительно продолжения и углубление практики составления двусторонних или многосторонних международных соглашений относительно предотвращения случаев двойного гражданства.Введение
Гражданство Украины - это стойкая, неограниченная в пространстве правовая связь лица с Украинским государством, основанная на юридическом признании государством этого лица гражданином Украины, вследствие чего лицо и государство приобретают взаимные права и обязанностей в объеме, предусмотренном Конституцией и законами Украины.
Признаками гражданства как определенной связи лица с государством есть:
1) правовой характер;
2) неограниченность в пространстве и времени;
3) максимальный характер взаимных прав и обязанностей.
Эта связь находит свое выявление в распространении на соответствующее лицо суверенной власти государства независимо от места ее проживания - на территории государства или за ее пределами.
Система конституционно-правовых норм, которые регулируют вопрос гражданства, составляет главный конституционно-правовой институт - институт гражданства. Источниками этого института есть:
1. Конституция Украины.
2. Закон Украины "О гражданстве Украины".
3. Действующие международные договоры Украины по вопросам гражданства.
4. Подзаконные акты.
Нормы этих актов, исходя из признания права на гражданство как естественного права человека, закрепляют принципы гражданства и регламентируют порядок обретения и прекращение гражданства, полномочие органов государственной власти и других организаций, которые принимают участие в решении вопросов гражданства и порядок их решения.
Конституционный статус гражданина - понятие, которое отображает только то, что присущий всем и каждому члену общества, и "оставляет" за своими рамками все частное, индивидуальное, которое касается конкретных лиц или групп лиц. Поэтому к конституционному статусу гражданина входят лишь общие для всех субъективные права и обязанности, которые у субъектов постоянно возникают и прекращаются в зависимости от выполнения ими тех или других профессиональных функций, общественного положения, характера правоотношений, в которые они вступают, других обстоятельств.
Конституционный статус гражданина - единый, неделимый и одинаковый для всех.
К понятию правового статуса входят такие основные элементы (они представляют его содержание и структуру): гражданство; общая правоспособность; принципы правового статуса; конституционные права, свободы и обязанности граждан; гарантии прав и свобод; соответствующие правовые нормы.
Принципы гражданства - это те исходные положения, которые определяют важные черты отношений гражданства. Конституция Украины то Закон Украины "О гражданстве Украины" закрепляют принципы гражданства Украины:
1) принцип единого гражданства;
2) принцип равенства гражданства;
3) принцип сохранения гражданства Украины в случае бракосочетания и разрыв брака;
4) принцип сохранения гражданства Украины лицами, которые проживают за пределами государства;
5) принцип защиты государством граждан Украины за границей;
6) принцип недопустимости депортации и экстрадиции граждан Украины;
7) принцип неотъемлемости гражданства;
8) принцип непризнания за гражданами Украины принадлежности к иностранному гражданству.
Относительно актуальности этой работы, то нужно сказать, что гражданство Украины, в наше время очень важная тема, поэтому я считаю, что эта работа есть интересной и актуальной в наше время и заслуживает внимания.
1. Понятие и принципы гражданства Украины
Закон «О гражданстве Украины» определяет правовое содержание гражданства Украины, основания и порядок его получения и прекращения, полномочия органов государственной власти, участвующих в решении вопросов гражданства Украины, порядок обжалования решений по вопросам гражданства, действий или бездеятельности органов государственной власти, их должностных и служебных лиц .
Гражданство Украины - правовая связь между физический лицом и
Украиной, которая находит свое проявление у них взаимных правах и
обязанностях; лицо - физический лицо; гражданин Украины - лицо, которое приобрело гражданство Украины в порядке, предусмотренном законами Украины и международными договорами Украины; иностранец - лицо, которое не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подвергнутым) другой государства или государств; лицо без гражданства - лицо, которое никакое государство согласно своему законодательству не считает своим гражданином; законные представители - родители, усыновителе, родители-воспитатели, приемные родители, патронатные воспитатели, опекуны, опекуны, представители заведений, которые исполняют обязанности опекунов и опекунов; ребенок - лицо возрастом до 18 лет; регистрация гражданства Украины - внесение записи об проживания
лицом гражданства Украины, специально уполномоченным на то органом
в соответствующие учетные документы; проживания на территории Украины на законных основаниях - обитание в Украине иностранца или лица без гражданства, которые имеют в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года отметку о постоянной или временную прописку на территории Украины, или зарегистрировали на территории Украины свой национальный паспорт, или имеют удостоверение на постоянное или временное обитание на территории Украины, или им предоставлен статус беженца или приют в Украине.
Принципы законодательства Украины о гражданстве Законодательство Украины о гражданстве основывается на таких принципах: