Ответственность перевозчика за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по договору перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного курсового исследования подтверждает особенность правового регулирования транспортных отношений, а именно общегражданское и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту - перевозчику. Судебная практика увеличивается с каждым годом. Помимо этого каждый год вносятся изменения в законодательные акты по регулированию ответственности перевозчиков. В данной работе будет сделана попытка подвести итоги по правовому регулированию ответственности перевозчика и сопревозчика.
Цель данной курсовой работы дать общее определение понятию ответственности перевозчика, ее регулированию в Российском законодательстве, рассказать о видах ответственности, договоре первозки и разделении ответственности между перевозчиком и соперевозчиком.

Содержание

Введение……………………………………………………….……………...…
1. Договор перевозки и его правовое регулирование ……………
1.1 Понятие и виды перевозки ……………
1.2 Характеристика договора перевозки ……………
1.3 Договор перевозки пассажиров и багажа ……………
1.4 Договор перевозки грузов в пользу третьего лица ……………
1.5 Взаимоотношение грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки

……………
2. Общая характеристика гражданско – правовой ответственности по договору перевозки
……………
3. Виды ответственности за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров и багажа
……………
3.1 Обязанности перевозчика ……………
3.2 Правовое положение соперевозчика ……………
3.3 Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
……………
3.4 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
……………
3.5 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира
……………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

Ответственность перевозчика (курсовая).docx

— 64.75 Кб (Скачать)

       Кроме возмещения ущерба, связанного  с утратой груза, перевозчик  обязан возвратить плату за  перевозку груза и иные причитающиеся  перевозчику платежи пропорционально  количеству утраченного, недостающего  или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не  входит в стоимость груза. Входила  ли провозная плата в стоимость  груза, определяется исходя из  условий договора купли-продажи  перевозившегося в качестве груза  товара.

     Если  утрачен или поврежден багаж, морской перевозчик возмещает пассажиру  не только реальную стоимость утраченного (поврежденного) багажа, но и ущерб, причиненный тем, что багаж не выдан пассажиру в разумный срок после прибытия судна, на котором багаж перевозился или должен был перевозиться (ст. 186 КТМ).

       В п. 4 ст. 796 устанавливается порядок  оценки судом документов, подтверждающих  несохранность груза (багажа), в случаях, когда они составлены перевозчиком в одностороннем порядке. При этом указываются такие документы, как коммерческий акт и акт общей формы. Этими актами удостоверяются обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров при соответствующих перевозках (ст. 119 УЖТ, ст. 402 КТМ, ст. 160 КВВТ, ст. 124 ВК). Коммерческие акты и акты общей формы составляются перевозчиком по заявлениям грузоотправителей, грузополучателей и получателей багажа. Формы коммерческого акта и акта общей формы, а также порядок их составления устанавливаются правилами перевозок грузов и правилами перевозок пассажиров и их багажа. Коммерческий акт подписывают перевозчик, а также грузополучатель, пассажир, получатель, если они участвуют в проверке грузов (багажа), либо представители указанных лиц. Если указанные лица не согласны с содержанием акта, они вправе изложить свое мнение.

     Коммерческий  акт составляется при выдаче груза  или багажа для удостоверения:

     несоответствия  фактического наименования или массы  груза (багажа), количества грузовых мест или мест багажа указанным в перевозочном документе данным;

     повреждения (порчи) груза (багажа);

     обнаружения груза (багажа) без перевозочного  документа, а также перевозочного  документа без груза (багажа);

     возвращения перевозчику похищенного груза (багажа), а также в некоторых других случаях, указанных в транспортных уставах и кодексах.

     Отказ от составления коммерческого акта или оформление его с нарушением установленных требований могут  быть обжалованы в порядке, предусмотренном  транспортным законодательством.

     Акты  общей формы составляются для  удостоверения обстоятельств, которые  не предусмотрены длясоставления коммерческих актов.

     Согласно  ст. 60 ГПК и ст. 68 АПК обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном  суде иными средствами доказывания. При возникновении спора относительно утраты или повреждения (порчи) груза (багажа) в качестве доказательства должен прилагаться коммерческий акт.

     При отказе перевозчика от составления  коммерческого акта или его оформлении с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать перевозчику  соответствующее заявление. В случае невыполнения перевозчиком обязанности  по составлению коммерческого акта или оформления его с нарушением установленных требований и несоблюдения грузополучателем требования о подаче перевозчику заявления о необоснованном отказе от составления коммерческого  акта и его выдачи предъявление претензии, к которой такой акт не приложен, должно рассматриваться как нарушение  порядка предъявления претензии.

     Исключение  составляют случаи, когда судебными  актами установлено, что перевозчик при выдаче груза (багажа) необоснованно  не составил и не выдал  коммерческого  акта при наличии обстоятельств, являющихся основанием для возникновения  ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических  лиц или индивидуальных предпринимателей. В этом случае отсутствие коммерческого  акта и неприложение его к претензии и иску не может служить основанием для отказа перевозчика рассмотреть предъявленную претензию (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

       Особые правила ответственности  перевозчика и основания освобождения  от нее предусматриваются международными  договорами. Например, в Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12 октября 1929 г., предусматривается, что перевозчик не несет ответственности, если докажет, что причиненный вред произошел вследствие ошибки в пилотаже, вождении воздушного судна или в навигации и что во всех других отношениях он и поставленные им лица приняли все необходимые меры для избежания вреда. Навигационная ошибка является также основанием освобождения от ответственности морского перевозчика при международной перевозке (ст. 167 КТМ).

     Международные договоры устанавливают также пределы  ответственности перевозчика. Согласно Варшавской конвенции 1929 г. при перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков с килограмма. При этом в качестве расчетной единицы установлен французский франк, состоящий из 65,5 мг золота пробы 0,900. Ограничение выплачиваемых в возмещение вреда грузу сумм установлено также в ст. 170 КТМ.

    3.5 Ответственность  перевозчика за  причинение вреда  жизни или здоровью  пассажира

     Статья 800 ГК РФ, регулирующая ответственность  перевозчика за причинение вреда  жизни  или здоровью пассажира  носит отсылочный характер. В ней  устанавливается, что за причинение вреда жизни и здоровью пассажира  перевозчик отвечает по правилам о  деликтной ответственности, если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Не допускается изменение условий или снижение размера ответственности перевозчика по сравнению с правилами гл. 59 ГК РФ.

       Для обеспечения возмещения вреда,  причиненного жизни и здоровью  пассажира при перевозке, используется  страхование. На воздушном транспорте  предусматривается обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна (ст. 133 ВК). Другие нормативные акты устанавливают обязанность перевозчика страховать жизнь и здоровье пассажиров на период перевозки (ст. 98 КВВТ, ст. 113 УЖТ).

     Обязательное  страхование жизни и здоровья пассажиров было введено Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров"10. Личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта производится на время поездки (полета).

     Обязательное  личное страхование не распространяется на пассажиров всех видов транспорта международных сообщений, а также  внутригородского и пригородного транспорта.

     Размеры страхового тарифа по обязательному  личному страхованию пассажиров устанавливаются страховщиками  по согласованию с соответствующим  федеральным органом управления транспортом и утверждаются федеральным  органом исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью.

     Сумма страхового взноса включается в стоимость  проездного документа (путевки) и взимается  с пассажира при продаже проездного документа, т.е. страхование осуществляется за счет пассажира.

     При наступлении предусмотренного договором  страхования события перевозчик обязан составить акт о несчастном случае, первый экземпляр которого вручается застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик обязан по письменному запросу  страховщика направить ему в  течение 10 дней с момента получения  запроса копию указанного акта.

     Пассажиру при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается  часть страховой суммы, соответствующая  степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

     Для перевозок воздушным транспортом  размер страховой суммы по договорам  обязательного страхования ответственности  перевозчика установлен непосредственно  Воздушным кодексом и составляет на каждого пассажира воздушного судна не менее чем 1000 МРОТ, установленных  федеральным законом на день продажи  билета (п. 2 ст. 133 ВК).

       При международных перевозках  приоритетному применению подлежат  нормы международных договоров.  Для международной морской перевозки  особенности ответственности предусмотрены  КТМ. В частности, в отношении  требований, вызванных смертью или  телесными повреждениями пассажиров  судна и возникших из одного  и того же происшествия, пределом  ответственности собственника этого  судна является сумма в 175000 расчетных единиц, умноженная на  число пассажиров, которое судну  разрешается перевозить в соответствии  с судовым свидетельством (ст. 360 КТМ).

     При международной морской перевозке  не применяются основания ответственности  перевозчика, установленные гл. 59 ГК, в частности, положения об ответственности, независимо от наличия вины при причинении вреда источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК). Согласно ст. 186 КТМ морской  перевозчик при международной перевозке  несет ответственность за смерть пассажира и повреждение его  здоровья, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки  пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или  агентов, действовавших в пределах полномочий (ст. 186 КТМ).

     Обязанность доказывания того, что происшествие, в результате которого причинен ущерб  пассажиру, произошло во время перевозки  пассажира и его багажа, а также  размера причиненного ущерба возлагается  на истца.

     Вина  перевозчика, его работников или  агентов, действовавших в пределах полномочий, предполагается, если не доказано иное, если смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна или в связи с перечисленными обстоятельствами. В отношении утраты или повреждения багажа, который не относится к каютному, вина указанных лиц предполагается, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, вызвавшего утрату или повреждение такого багажа.

     При международных воздушных перевозках ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется Конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12 октября  1929 г. 11.

       Согласно Конвенции перевозчик  отвечает за вред, происшедший  в случае смерти, ранения или  всякого другого телесного повреждения,  понесенного пассажиром, если несчастный  случай, причинивший вред, произошел  на борту воздушного судна  или во время всяких операций  при посадке и высадке.

     Перевозчик  не несет ответственности, если докажет, что им, его работниками или  агентами были приняты все необходимые  меры к тому, чтобы избежать вреда, или что было невозможно их принять.

     При перевозке пассажиров ответственность  перевозчика в отношении каждого  пассажира ограничивается суммой в 125 тыс. франков. Если согласно закону суда, в котором вчинен иск, возмещение может быть установлено в виде периодических платежей, капитализированная сумма платежей не может превышать  указанного предела. Посредством особого  соглашения с перевозчиком пассажир может установить более высокий  предел ответственности. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Правовое  регулирование транспортной системы  имеет особое значение для Российской Федерации с ее огромной территорией  и развитой транспортной сетью. В  транспортную систему России входят железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт. Централизованное государственное  регулирование всех видов транспорта осуществляет Минтранс России.

     В обширном российском законодательстве о транспорте выделяется та его часть, которая регулирует гражданско-правовые отношения. Ядром, образующим систему  таких отношений, является договор  перевозки.

Информация о работе Ответственность перевозчика за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по договору перевозки