Ответственность перевозчика за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по договору перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного курсового исследования подтверждает особенность правового регулирования транспортных отношений, а именно общегражданское и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту - перевозчику. Судебная практика увеличивается с каждым годом. Помимо этого каждый год вносятся изменения в законодательные акты по регулированию ответственности перевозчиков. В данной работе будет сделана попытка подвести итоги по правовому регулированию ответственности перевозчика и сопревозчика.
Цель данной курсовой работы дать общее определение понятию ответственности перевозчика, ее регулированию в Российском законодательстве, рассказать о видах ответственности, договоре первозки и разделении ответственности между перевозчиком и соперевозчиком.

Содержание

Введение……………………………………………………….……………...…
1. Договор перевозки и его правовое регулирование ……………
1.1 Понятие и виды перевозки ……………
1.2 Характеристика договора перевозки ……………
1.3 Договор перевозки пассажиров и багажа ……………
1.4 Договор перевозки грузов в пользу третьего лица ……………
1.5 Взаимоотношение грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки

……………
2. Общая характеристика гражданско – правовой ответственности по договору перевозки
……………
3. Виды ответственности за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров и багажа
……………
3.1 Обязанности перевозчика ……………
3.2 Правовое положение соперевозчика ……………
3.3 Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
……………
3.4 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
……………
3.5 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира
……………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

Ответственность перевозчика (курсовая).docx

— 64.75 Кб (Скачать)

     Анализ  транспортного законодательства, регулирующего  перевозки грузов в прямом смешанном  сообщении, свидетельствует как  раз о наличии договорных отношений  между грузоотправителем и соперевозчиками.

     Подтверждением  наличия договорных отношений между  грузоотправителем и соперевозчиками могут служить ст. 79 Устава железнодорожного транспорта и ст. 114 Кодекса внутреннего водного транспорта, которые предусматривают, что ответственность за сохранность груза до момента фактической его передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей стороне, а также § 111 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, согласно которому в тех случаях, когда по заявленной пароходству претензии ответственной является железная дорога, пароходство направляет претензию железной дороге, которой принадлежит станция перевалки груза на воду.

     Перевозчики при направлении претензий обязаны  приложить к ним документы  о результатах рассмотрения в  части ответственности, относящейся  к дороге или пароходству, уведомить  заявителя о пересылке претензии.

     Все сказанное выше подтверждает обоснованность точки зрения о том, что перевозчики  при перевозках грузов в прямом смешанном  сообщении выступают перед клиентурой как единая транспортная организация  и что все перевозчики находятся  в договорных отношениях с грузоотправителем (грузополучателем).

     Вместе  с тем здесь следует обратить внимание и на то обстоятельство, что, находясь в договорных отношениях с  грузоотправителем (грузополучателем), соперевозчики одновременно находятся в договорных отношениях между собой. Это подтверждается транспортным законодательством и Правилами (ст. 79 УЖТ, ст. 114 КВВТ, § 111 Правил). Моментом заключения договора является, как уже говорилось выше, передача груза от одного перевозчика другому, наложение календарного штемпеля и учинение подписи на передаточной ведомости и накладной.

     Таким образом, договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении  представляет собой совокупность отдельных  договоров, заключенных между соперевозчиками, которые выступают перед грузоотправителем как единая транспортная организация, находясь с ним в договорных отношениях.

    3.3 Ответственность  перевозчика за  задержку отправления        пассажира

      В п. 1 ст. 795 ГК РФ устанавливается  ответственность за несвоевременное  отправление или опоздание в  пункт назначения транспортного  средства, перевозящего пассажира.  За указанные нарушения предусмотрено  взыскание штрафа. Размеры штрафов  ГК не устанавливает - они определяются  в транспортных уставах и кодексах. Соответственно, к отношениям, связанным  с нарушением сроков оказания  услуг по перевозке пассажира,  не применяется п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, хотя штрафы, установленные КВВТ и УЖТ, исчисляются аналогично. В соответствии с п. 2 ст. 116 КВВТ и ст. 110 УЖТ за задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда, если перевозчик не докажет, что такие задержка или прибытие с опозданием произошли вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажиров неисправности пассажирского судна или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.

     Несколько по-иному определяется размер штрафа на морском и воздушном транспорте. Согласно ст. 196 КТМ за задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или прибытие судна с опозданием в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа, если не докажет, что задержка отправления судна или прибытие его с опозданием произошли вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, КТМ фактически предоставляет право установления конкретных размеров неустойки самим перевозчикам, указывая лишь ее максимальный предел.

     За  просрочку доставки пассажира и  багажа в пункт назначения воздушный  перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом  МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 ВК).

      Указание в ст. 795 ГК РФ и  транспортном законодательстве  на освобождение перевозчика  от ответственности при наличии  не зависящих от него обстоятельств свидетельствует о том, что он отвечает только за виновное неисполнение своих обязанностей, причем наличие вины перевозчика презюмируется (п. 2 ст. 401 ГК).

      Установленные за задержку отправки  и прибытия транспортного средства  штрафы не исключают возможности  пассажира при задержке отправления  транспортного средства отказаться  от договора перевозки и потребовать  возвращения в полном объеме  суммы, уплаченной им за проезд  и провоз багажа. Этот факт  свидетельствуют об ограниченном  характере ответственности перевозчика  за рассматриваемые нарушения.  На него не может возлагаться  обязанность возмещения убытков  в полном объеме.

      3.4  Ответственность  перевозчика за  утрату, недостачу  и повреждение  (порчу) груза или  багажа

      Обязанность перевозчика по обеспечению  сохранности багажа (груза) возникает  с момента его передачи для  перевозки и прекращается после  выдачи уполномоченному на его  получение лицу. Момент сдачи  багажа для перевозки и момент  выдачи управомоченному лицу подтверждаются в установленном транспортными уставами и кодексами порядке. Таким образом, перевозчик отвечает за сохранность багажа не только во время нахождения на транспортном средстве, но и вообще в ведении перевозчика, например, на его складе.

      Перевозчик может быть освобожден  от ответственности за несохранность багажа, если докажет, что багаж утрачен по не зависящим от него обстоятельствам, и при условии, что эти обстоятельства не могли быть им предотвращены. Данная формулировка близка к положению ч. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ, определяющему условия признания лица невиновным в нарушении обязательства. Однако данное положение нельзя отождествлять с ответственностью по принципу вины. Отсутствие вины как основание освобождения перевозчика от ответственности предусмотрено только в ст. 166 КТМ.

     Транспортные  уставы и кодексы содержат примерные  перечни освобождающих перевозчика  от ответственности обстоятельств (ст. 95 УЖТ, ст. 118 КВВТ, ст. 166 КТМ): 1) вызванные  виновными действиями грузоотправителя (грузополучателя); 2) связанные с естественными свойствами груза (багажа), неизвестными перевозчику, а также скрытыми недостатками тары и упаковки; 3) ограничения, вводимые публичными властями; 4) иные обстоятельства (например, на морском и внутреннем водном транспорте - спасание жизни людей и имущества на воде).

     Для договоров перевозки груза (багажа) отдельными видами транспорта уставами и кодексами установлен перечень обстоятельств, при которых перевозчик несет ответственность, если лицо, требующее  возмещения, докажет, что утрата, недостача  или повреждение  произошли по вине перевозчика (ст. 118 УЖТ, ст. 168 КТМ), т.е. устанавливается ответственность  только при наличии вины и бремя  доказывания перелагается на лицо, предъявляющее требование. К таким обстоятельствам, в частности, относятся случаи, когда груз (багаж) прибыл в исправных транспортных средствах, с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем; перевозка груза (грузобагажа) осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя). Поскольку ГК РФ не предусматривает возможности изменения оснований ответственности и возложения бремени доказывания перевозчика в несохранности груза (грузобагажа) на грузоотправителя (грузополучателя), рассматриваемые нормы не должны применяться как не соответствующие ГК.

       Несохранность груза (багажа) может выразиться в его полной утрате, в том числе утере, физической гибели, недостаче или повреждении (порче). Недостачей считается прибытие однородного груза (багажа) в меньшем количестве, нежели указано в сопровождающих груз (багаж) документах. Если прибыл не весь разнородный груз (багаж), имеет место не недостача, а утрата части груза (багажа).

     Повреждение (порча) влечет за собой снижение качества груза (багажа), утрату им определенных свойств, но не исключает возможности  дальнейшего использования по назначению. Если в результате повреждения (порчи) груз (багаж) стал непригодным для использования по назначению, он считается утраченным.

    Груз (багаж) считается утраченным в случаях, когда отсутствует информация о  его гибели, однако он не был доставлен  в пункт назначения в течение  установленных транспортным законодательством  сроков. Например, на внутреннем водном транспорте груз (багаж) считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания  срока доставки. Если груз (багаж) прибыл по истечении указанного срока, грузополучатель (получатель багажа) может получить его при возвращении перевозчику  суммы, выплаченной в качестве возмещения за утрату груза (багажа).

      Требование о выплате возмещения  в связи с несохранностью груза (багажа) может предъявить как грузоотправитель, так и грузополучатель. Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с перевозкой грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке (ст. 965 ГК).

    В случае утраты багажа претензию перевозчику  вправе подать лицо, у которого находится  багажная квитанция, а при недостаче  или повреждении (порче) багажа - предъявитель выданного перевозчиком коммерческого  акта (ст. 121 УЖТ, ст. 125 ВК, ст. 162 КВВТ).

      Ответственность перевозчика за  несохранность груза и багажа является ограниченной. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи перевозчик возмещает убытки, связанные с утратой груза (багажа), в пределах стоимости этого груза или багажа. Если груз (багаж) поврежден или испорчен, возмещается сумма, на которую понизилась его стоимость.

    Если  цена груза определена в счете  или договоре, она не подлежит индексации или пересмотру при ее изменении  к моменту предъявления претензии или иска, о чем говорится в  Постановлении Президиума ВАС РФ от 22 сентября 1998 г. N 7564/979.

    При отсутствии в документах сведений о  стоимости груза (багажа) она определяется исходя из цен на аналогичные товары. ГК не определяет, на какой момент должна устанавливаться цена, обычно уплачиваемая за аналогичный товар, а также  следует ли учитывать цену в месте  отправления или месте назначения. Согласно п. 2 ст. 119 ВК при определении  стоимости утраченного груза (багажа) должна учитываться средняя цена, существовавшая в том месте, в  котором груз (багаж) подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования о возмещении стоимости  или вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено  не было. КВВТ и УЖТ специально рассматриваемый  вопрос не регулируют.

    Для договора морской перевозки правила определения стоимости утраченного багажа установлены ст. 190 КТМ. Согласно данной статье ответственность перевозчика за утрату или повреждение каютного  багажа не должна превышать 1,8 тыс.  расчетных единиц  на пассажира в отношении перевозки в целом. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней, не должна превышать 10 тыс. расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом. За утрату или повреждение иного багажа не должна превышать 2,7 тыс. расчетных единиц. Однако и эти нормы КТМ рассчитаны на перевозки в заграничном сообщении, когда перевозчик и пассажир не относятся к числу организаций и граждан Российской Федерации. В том случае, когда в качестве перевозчика и пассажира выступают субъекты российского права, ответственность перевозчика определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства Российской Федерации, т.е. на основании п. 2, 3 ст. 796 ГК.

     Стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже, а при ее отсутствии - исходя из существующей рыночной цены. Если невозможно определить рыночную цену, стоимость груза определяется по обычной стоимости грузов того же рода и качества.

     Из  суммы, подлежащей возмещению за утрату или повреждение груза, вычитаются расходы на перевозку груза (фрахт, пошлины и др.), которые должны были быть произведены грузовладельцем, но вследствие утраты или повреждения  груза произведены не были.

     Стоимость груза (багажа) может быть также определена на основании экспертной оценки.

     При перевозке груза (багажа) с объявлением  ценности перевозчик возмещает грузоотправителю или грузополучателю ущерб в  размере объявленной стоимости  груза. Однако если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает  действительную стоимость, возмещение будет выплачиваться в размере  действительной стоимости. Если утрачена часть груза либо только часть  груза испорчена (повреждена), возмещение выплачивается в размере доли объявленной стоимости, соответствующей  недостающей или поврежденной (испорченной) части груза.

Информация о работе Ответственность перевозчика за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по договору перевозки