Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:41, курсовая работа
Актуальность данного курсового исследования подтверждает особенность правового регулирования транспортных отношений, а именно общегражданское и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту - перевозчику. Судебная практика увеличивается с каждым годом. Помимо этого каждый год вносятся изменения в законодательные акты по регулированию ответственности перевозчиков. В данной работе будет сделана попытка подвести итоги по правовому регулированию ответственности перевозчика и сопревозчика.
Цель данной курсовой работы дать общее определение понятию ответственности перевозчика, ее регулированию в Российском законодательстве, рассказать о видах ответственности, договоре первозки и разделении ответственности между перевозчиком и соперевозчиком.
Введение……………………………………………………….……………...…
1. Договор перевозки и его правовое регулирование ……………
1.1 Понятие и виды перевозки ……………
1.2 Характеристика договора перевозки ……………
1.3 Договор перевозки пассажиров и багажа ……………
1.4 Договор перевозки грузов в пользу третьего лица ……………
1.5 Взаимоотношение грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки
……………
2. Общая характеристика гражданско – правовой ответственности по договору перевозки
……………
3. Виды ответственности за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров и багажа
……………
3.1 Обязанности перевозчика ……………
3.2 Правовое положение соперевозчика ……………
3.3 Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
……………
3.4 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
……………
3.5 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира
……………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список
Приложение
Анализ
транспортного
Подтверждением
наличия договорных отношений между
грузоотправителем и
Перевозчики
при направлении претензий
Все
сказанное выше подтверждает обоснованность
точки зрения о том, что перевозчики
при перевозках грузов в прямом смешанном
сообщении выступают перед
Вместе с тем здесь следует обратить внимание и на то обстоятельство, что, находясь в договорных отношениях с грузоотправителем (грузополучателем), соперевозчики одновременно находятся в договорных отношениях между собой. Это подтверждается транспортным законодательством и Правилами (ст. 79 УЖТ, ст. 114 КВВТ, § 111 Правил). Моментом заключения договора является, как уже говорилось выше, передача груза от одного перевозчика другому, наложение календарного штемпеля и учинение подписи на передаточной ведомости и накладной.
Таким
образом, договор перевозки грузов
в прямом смешанном сообщении
представляет собой совокупность отдельных
договоров, заключенных между
3.3 Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
В п. 1 ст. 795 ГК РФ устанавливается
ответственность за
Несколько
по-иному определяется размер штрафа
на морском и воздушном
За просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения воздушный перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 ВК).
Указание в ст. 795 ГК РФ и
транспортном законодательстве
на освобождение перевозчика
от ответственности при
Установленные за задержку
3.4 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
Обязанность перевозчика по
Перевозчик может быть
Транспортные
уставы и кодексы содержат примерные
перечни освобождающих
Для
договоров перевозки груза (багажа)
отдельными видами транспорта уставами
и кодексами установлен перечень
обстоятельств, при которых перевозчик
несет ответственность, если лицо, требующее
возмещения, докажет, что утрата, недостача
или повреждение произошли по
вине перевозчика (ст. 118 УЖТ, ст. 168 КТМ),
т.е. устанавливается
Несохранность груза (багажа) может выразиться в его полной утрате, в том числе утере, физической гибели, недостаче или повреждении (порче). Недостачей считается прибытие однородного груза (багажа) в меньшем количестве, нежели указано в сопровождающих груз (багаж) документах. Если прибыл не весь разнородный груз (багаж), имеет место не недостача, а утрата части груза (багажа).
Повреждение (порча) влечет за собой снижение качества груза (багажа), утрату им определенных свойств, но не исключает возможности дальнейшего использования по назначению. Если в результате повреждения (порчи) груз (багаж) стал непригодным для использования по назначению, он считается утраченным.
Груз
(багаж) считается утраченным в случаях,
когда отсутствует информация о
его гибели, однако он не был доставлен
в пункт назначения в течение
установленных транспортным законодательством
сроков. Например, на внутреннем водном
транспорте груз (багаж) считается утраченным,
если не прибудет в порт назначения
по истечении 30 суток после окончания
срока доставки. Если груз (багаж) прибыл
по истечении указанного срока, грузополучатель
(получатель багажа) может получить
его при возвращении
Требование о выплате
В случае утраты багажа претензию перевозчику вправе подать лицо, у которого находится багажная квитанция, а при недостаче или повреждении (порче) багажа - предъявитель выданного перевозчиком коммерческого акта (ст. 121 УЖТ, ст. 125 ВК, ст. 162 КВВТ).
Ответственность перевозчика
Если цена груза определена в счете или договоре, она не подлежит индексации или пересмотру при ее изменении к моменту предъявления претензии или иска, о чем говорится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22 сентября 1998 г. N 7564/979.
При
отсутствии в документах сведений о
стоимости груза (багажа) она определяется
исходя из цен на аналогичные товары.
ГК не определяет, на какой момент должна
устанавливаться цена, обычно уплачиваемая
за аналогичный товар, а также
следует ли учитывать цену в месте
отправления или месте
Для договора морской перевозки правила определения стоимости утраченного багажа установлены ст. 190 КТМ. Согласно данной статье ответственность перевозчика за утрату или повреждение каютного багажа не должна превышать 1,8 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней, не должна превышать 10 тыс. расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом. За утрату или повреждение иного багажа не должна превышать 2,7 тыс. расчетных единиц. Однако и эти нормы КТМ рассчитаны на перевозки в заграничном сообщении, когда перевозчик и пассажир не относятся к числу организаций и граждан Российской Федерации. В том случае, когда в качестве перевозчика и пассажира выступают субъекты российского права, ответственность перевозчика определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства Российской Федерации, т.е. на основании п. 2, 3 ст. 796 ГК.
Стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже, а при ее отсутствии - исходя из существующей рыночной цены. Если невозможно определить рыночную цену, стоимость груза определяется по обычной стоимости грузов того же рода и качества.
Из суммы, подлежащей возмещению за утрату или повреждение груза, вычитаются расходы на перевозку груза (фрахт, пошлины и др.), которые должны были быть произведены грузовладельцем, но вследствие утраты или повреждения груза произведены не были.
Стоимость груза (багажа) может быть также определена на основании экспертной оценки.
При перевозке груза (багажа) с объявлением ценности перевозчик возмещает грузоотправителю или грузополучателю ущерб в размере объявленной стоимости груза. Однако если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, возмещение будет выплачиваться в размере действительной стоимости. Если утрачена часть груза либо только часть груза испорчена (повреждена), возмещение выплачивается в размере доли объявленной стоимости, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза.