Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:41, курсовая работа
Актуальность данного курсового исследования подтверждает особенность правового регулирования транспортных отношений, а именно общегражданское и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту - перевозчику. Судебная практика увеличивается с каждым годом. Помимо этого каждый год вносятся изменения в законодательные акты по регулированию ответственности перевозчиков. В данной работе будет сделана попытка подвести итоги по правовому регулированию ответственности перевозчика и сопревозчика.
Цель данной курсовой работы дать общее определение понятию ответственности перевозчика, ее регулированию в Российском законодательстве, рассказать о видах ответственности, договоре первозки и разделении ответственности между перевозчиком и соперевозчиком.
Введение……………………………………………………….……………...…
1. Договор перевозки и его правовое регулирование ……………
1.1 Понятие и виды перевозки ……………
1.2 Характеристика договора перевозки ……………
1.3 Договор перевозки пассажиров и багажа ……………
1.4 Договор перевозки грузов в пользу третьего лица ……………
1.5 Взаимоотношение грузополучателя с грузоотправителем и перевозчиком в договоре перевозки
……………
2. Общая характеристика гражданско – правовой ответственности по договору перевозки
……………
3. Виды ответственности за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров и багажа
……………
3.1 Обязанности перевозчика ……………
3.2 Правовое положение соперевозчика ……………
3.3 Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
……………
3.4 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
……………
3.5 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира
……………
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список
Приложение
Правила перевозки пассажира
и багажа на отдельных видах
транспорта устанавливаются
Положения о перевозке
На автомобильном транспорте порядок и условия перевозки пассажиров и багажа определены в главах 3-5 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.07г. № 259-ФЗ4 и Приказе Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР5 в части не противоречащей федеральному закону.
Договор морской перевозки
Документом, подтверждающим заключение
договора перевозки пассажира,
является билет. Формы
Билеты могут быть именными либо выдаваться без указания имени пассажира. Обычно без указания имени пассажира выдаются билеты при заключении договора на перевозку во внутригородском или пригородном сообщении. Если договор перевозки оформляется именным билетом, последний выдается пассажиру при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Именной билет не может быть передан пассажиром другому лицу.
Пассажир может реализовать право на перевозку только при наличии у него проездного документа (билета). Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. Если пассажир представит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем транспортном средстве, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного.
При
городских и пригородных
При перевозке пассажиров на внутреннем водном транспорте в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам вместо билета могут выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров (п. 4 ст. 97 КВВТ).
В зависимости от вида и условий перевозки в билете может указываться номер предоставляемого пассажиру места. В то же время обязанность перевозчика предоставить пассажиру место в транспортном средстве не означает обязанности указывать конкретное место в билете при заключении договора перевозки. Главное, чтобы предоставляемое место отвечало указанной в билете категории.
Заключение договора перевозки
багажа подтверждается выдачей
багажной квитанции. При
Для выдачи багажа в пункте назначения необходимо предъявить багажную квитанцию.
Порядок перевозки мелких домашних животных, собак и птиц определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа с особенностями, установленными транспортным законодательством, в частности, в части соблюдения требований ветеринарного контроля, наличия специальных клеток, контейнеров, сроков принятия к перевозке и востребования в пункте назначения и т.д.
Перевозка
диких животных в качестве багажа
допускается при наличии
Основные права пассажира при перевозке конкретизируются транспортным законодательством и зависят от вида транспорта, от вида перевозки - пригородная или внутригородская, дальняя, международная.
Мнение, по которому договор перевозки грузов рассматривается как договор в пользу третьего лица, довольно распространено в юридической литературе. Однако большинство авторов разделяют это мнение, не аргументируя ничем свою точку зрения, и лишь некоторые из них обосновывают свои доводы.
Авторы, поддерживающие концепцию договора в пользу третьего лица, считают, что договор перевозки грузов служит достижению целей, определяемых договорами поставки, другими договорами и лежащими в их основе нормативными актами. Следовательно, договор перевозки - это одно из средств исполнения обязанностей для грузоотправителя, вытекающих из указанных договоров. Заключая эти договоры, покупатель продукции (впоследствии - получатель продукции по договору перевозки) принимает на себя обязанность получить ее, а в договоре определяется и способ ее доставки получателю. Стало быть, утверждают эти авторы, будущий получатель заказанной продукции уже в процессе заключения соответствующего договора (поставки, купли-продажи), во-первых, дает согласие на заключение договора перевозки, в котором он будет значиться получателем, и, во-вторых, обязуется не только принять груз от транспортной организации, но и совершить другие действия, вытекающие из договора перевозки. В свою очередь грузоотправитель (поставщик, продавец), заключая договор перевозки, поручает транспортной организации исполнить его обязанность по передаче продукции (груза) получателю (покупателю), согласие которого на это уже получено при заключении соответствующего договора.
Следовательно,
по мнению этих авторов, требуя от транспортных
организаций выдачи груза, получатель
осуществляет свое право, возникшее
из соответствующего договора, во исполнение
которого был заключен договор перевозки
грузов. Они считают, что грузополучатель
- это особый субъект обязательства
по перевозке - третье лицо, в пользу
которого договор перевозки заключается.
Участие грузополучателя в
Таким образом, сторонники рассматриваемой точки зрения выдвигают на первый взгляд стройную схему, из которой вытекает, что договор перевозки грузов есть соглашение в пользу третьего лица, причем значительную роль при этом играет ранее заключенный договор поставки или иной договор. Но эта концепция имеет немало уязвимых мест.
Во-первых, необходимо заметить, что ни договор поставки, ни любой другой договор не являются обязательной предпосылкой заключения договора перевозки. Действительно, гражданско-правовые договоры в большинстве случаев не могут быть исполнены без заключения договора перевозки, но необходимость заключения договора перевозки возникает далеко не во всех случаях. Если одногородний получатель вывозит продукцию со склада поставщика принадлежащим ему автотранспортом, договора перевозки нет. Не нужен договор перевозки и тогда, когда количество поставляемой продукции настолько мало, что перевозка вообще не требуется.
Поэтому нельзя делать вывод о том, что, заключая договор поставки, заказчик в силу прямо выраженного им согласия становится одной из сторон обязательства перевозки. Заказчик является одним из субъектов договора поставки, но этот факт сам по себе еще не делает его субъектом обязательства перевозки. Также неубедительны выводы о равноценности понятий "заказчик", "потребитель" и "грузополучатель". Изготовитель продукции не всегда является поставщиком, а поставщик - грузоотправителем. Продукция может быть отгружена адресату по договору поставщика с предприятием-изготовителем.
Во-вторых, п. 4 ст. 430 ГК РФ гласит, что, "когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору".
Таким
образом, в статье Гражданского кодекса
говорится исключительно о
Вместе с тем, анализируя положение грузополучателя, регулируемое транспортным законодательством, можно сделать вывод, что грузополучатель имеет помимо прав массу обязанностей (по выполнению разгрузочных работ, выплате провозных платежей за грузоотправителя и т.д.), основная из которых - обязанность принять груз, поступивший на его имя (ст. 36 УЖТ, ст. 79 КВВТ, ст. 72 УАТ, п. 4 Общих правил морской перевозки грузов, пассажиров и багажа, ст. 111 ВК). Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие повреждения или порчи при перевозке изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного его использования.
Отвергая
этот аргумент (относительно обязанности
принять и вывезти груз, предусмотренный
договором), авторы концепции договора
в пользу третьего лица указывают, что
обязанность грузополучателя
Даже незаказанная продукция, отправляемая в адрес грузополучателя, оформляется договором перевозки, и все возникшие события вытекают из этого договора. Из содержания договора перевозки (ст. 785 ГК) усматривается, что перевозчик обязуется выдать груз управомоченному на получение груза лицу, и перевозчик в данном случае руководствуется не договором поставки, а договором перевозки и данными, указанными в транспортных документах. Из содержания договора перевозки вытекает, естественно, и обязанность принять и вывезти груз, поступивший в адрес получателя (слова "и выдать его управомоченному на получение груза лицу" следует, по нашему мнению, понимать не только как право грузополучателя на получение груза, но и как обязанность вывезти его).
Таким образом, у грузополучателя на конечном этапе исполнения договора перевозки появляется немалый круг обязанностей, что свидетельствует не в пользу авторов концепции "договора в пользу третьего лица".
Все сказанное позволяет сделать вывод, что содержание договора перевозки не дает оснований считать его договором в пользу третьего лица.
Согласно
утверждению К.К. Яичкова, договор
перевозки грузов, заключенный с
указанием в накладной в
Первая
часть - это отношения, возникшие
по договору перевозки; вторая - обязательственное
отношение, возникающее между перевозчиком
и получателем груза - третьим
лицом. Юридическими фактами, вызывающими
обязательственное отношение
Права и обязанности получателя груза при этом основаны не на договоре перевозки, а на УЖТ, который непосредственно их регулирует.