Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 03:19, курсовая работа
Юридическое лицо это наделенная гражданской правосубъектностью организация, которая имеет в собственности или на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления) обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде
Введение
1. Понятие и сущность юридического лица
1.1Понятие юридического лица
1.2 Признаки юридического лица
2.1 Виды юридических лиц
Возникновение юридических лиц
Прекращение деятельности юридических лиц.
осуществления вторичного права, которые будут заданы "материнским" унитарным
предприятием для дочернего. При этом для учредителя, несомненно, обязателен
принцип "никто не может передать больше прав, чем имеет сам".
2. Учредитель
самостоятельно утверждает
передачи
имущества в хозяйственное
получить согласие собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК).
3. Учредитель
назначает на должность и
дочернего предприятия.
4. Ответственность
учредителя по обязательствам
дочернего предприятия
ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего
(п. 8 ст. 114 ГК).
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное
казенное предприятие). Правовое положение унитарного предприятия, основанного на
праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма
специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства
продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет
коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою
хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной
казной. Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает
промежуточное
положение между
организаций, т. е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано
как "предпринимательское учреждение". Унитарное предприятие, основанное на праве
оперативного
управления, создается по особому
решению Правительства
Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст.
115 ГК).
При этом устав казенного
документом и утверждается Правительством (п. 2 ст. 115 ГК). В постановлении
Правительства от 12 августа 1994 г. № 908 было указано, что устав казенного
завода утверждается федеральным органом исполнительной власти на основе Типового
устава. Федеральные казенные заводы могут создаваться либо заново для решения
конкретной задачи, либо в большинстве случаев на базе реорганизованного
федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного
ведения. В последнем случае запрещаются сокращение рабочих мест, отказ в приеме
на работу работников реорганизованного предприятия и передача имущества другим
лицам. Права казенного завода на закрепленное за ним имущество определяются в
соответствии с правилами ГК об оперативном управлении (ст. 297, 298): он вправе
отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с
согласия собственника этого имущества. Следовательно, согласие собственника
требуется для распоряжения любым имуществом такого предприятия, как движимым,
так и недвижимым. В Указе Президента России от 23 мая 1994 г. № 1003
установлено, что Правительство вправе изымать у казенного завода неиспользуемое
им или используемое не по назначению имущество (п. 9).
Источниками формирования материальной базы казенного завода являются: 1)
имущество, переданное ему по решению Правительства Российской Федерации для
ведения основных видов деятельности; 2) денежные и иные средства, полученные от
реализации продукции (работ, услуг) предприятия; 3) средства, выделенные из
федерального бюджета или внебюджетных фондов. В уставе казенного предприятия
определяются: - обязательная отчетность казенного предприятия по установленным
формам;
- персональная
ответственность руководителя
хозяйственной деятельности;
- обязанность
использования федеральных
- виды
деятельности и порядок
других документах фиксируется фирменное наименование предприятия с обязательным
указанием на его казенный характер.
Руководство казенным предприятием осуществляется директором, действующим на
принципах единоначалия, который назначается на должность и освобождается от
должности
федеральным органом
Типового устава казенного завода).
В силу прямого указания закона (п. 5 ст. 115 ГК) Российская федерация несет
субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при
недостаточности его имущества. Таким образом, государство принимает на себя
риски,
связанные с деятельностью
отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено
взыскание.
Реорганизация и ликвидация казенных
предприятий также
Правительством Российской Федерации.
§ 7. Некоммерческие
организации
Общие положения. Некоммерческими называются организации, не преследующие цели
извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не
распределяющие прибыль между своими участниками (п.1 ст. 50 ГК).
Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих некоммерческую
организацию, безусловно, оправданно. В сегодняшней России большинство
некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые собственником
учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством, чтобы свести концы
с концами. Законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности,
при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в
самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную
прибыль между участниками юридического лица является самым действенным способом
отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса.
Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций, как отмечалось в
литературе, является слабым местом современного гражданского законодательства.
Но проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разграничения этих
видов организаций, сколько в последовательном применении выбранных критериев к
тем или иным видам юридических лиц. Отмеченные законодателем признаки
некоммерческих организаций вполне обоснованны и в совокупности с
соответствующими
методами статистического и
работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли законодатель построить стройную,
внутренне непротиворечивую систему некоммерческих организаций, опираясь на их
общее понятие. Пока, к сожалению, сделать это не удается.
Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц,
предусмотренный ст. 116-123 ГК, не является исчерпывающим. Он уже существенно
расширился
за счет множества специальных
деятельность отдельных видов организаций. Такое законодательное решение
представляется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным. Уже история
первых лет действия нового Гражданского кодекса дает множество примеров
лавинообразного появления все новых и новых разновидностей юридических лиц. Но
можно ли считать эти разновидности самостоятельными организационно-правовыми
формами юридических лиц? Отнюдь не всегда.
Организационно-правовая форма юридического лица -это совокупность конкретных
признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и
существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Поэтому,
если
особенности организационной
обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в
гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа
остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой
юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях
организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы.
Потребительские кооперативы. Объединение лиц на началах членства в целях
удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах,
первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов, называется
потребительским кооперативом.
Правовое
положение потребительских
специальных законов, наиболее важными из которых являются Закон РФ "О
потребительской кооперации в Российской Федерации" от 19 июня 1992 г. (в ред. от
II июня 1997 г.) № 3085-1 и Федеральный закон "О сельскохозяйственной
кооперации" от 8 декабря 1995 г. (с изменениями от 7 марта 1997 г.) № 193-ФЗ.
Сравнение этих нормативных актов ставит вопрос о том, как соотносятся понятие
"потребительский кооператив", используемое ГК, и термины "потребительское
общество" и "союз потребительских обществ", применяемые Законом о
потребкооперации. В отличие от первоначальной редакции этого Закона, которая
фактически ставила знак равенства между потребительскими кооперативами и
Информация о работе Осуществление гражданских прав и обязанностей юридическими лицами