Осуществление гражданских прав и обязанностей юридическими лицами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 03:19, курсовая работа

Описание работы

Юридическое лицо это наделенная гражданской правосубъектностью организация, которая имеет в собственности или на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления) обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность юридического лица
1.1Понятие юридического лица
1.2 Признаки юридического лица
2.1 Виды юридических лиц
Возникновение юридических лиц
Прекращение деятельности юридических лиц.

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 134.74 Кб (Скачать)

между членами кооператива обычно производится в соответствии с их трудовым

участием (п. 4 ст. 109 ГК, п. 1 ст. 12 Закона "О производственных

кооперативах"). В случае образования неделимого фонда пай и вовсе перестает 

соответствовать доле в имуществе кооператива. При  выходе из кооператива его член

имеет право лишь на выплату ему пая, но никак не выплаты доли во всем имуществе.

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем его обязательствам

в порядке  и размерах, установленных уставом  и законом о производственных

кооперативах (п. 2 ст. 107 ГК).

Система кооперативных органов состоит  из общего собрания его членов (высший

орган), наблюдательного совета (образование  которого в отличие от АО не

обязательно) и исполнительных органов: правления  и (или) председателя (ст. 110

ГК). Обязательным для кооперативов является принцип  комплектования его органов 

только  из числа членов, что чересчур категорично.

Члену кооператива принадлежит безусловное  право выхода из его состава. По общему

правилу, передача пая другому члену кооператива  не требует согласия остальных 

участников. Переход пая к третьим лицам  означает их прием в члены кооператива  и 

поэтому возможен лишь по решению общего собрания.

Исключение  из членов кооператива возможно в  качестве санкции за ненадлежащее

исполнение  членских обязанностей (п. 2 ст. Ill ГК).

Причем, в отличие от хозяйственных товариществ, такое исключение производится по

решению общего собрания членов кооператива.

§ 6. Государственные  и муниципальные предприятия 

Государственные и муниципальные предприятия  как особая разновидность 

коммерческих  организаций. Специфика этих субъектов  гражданского права состоит в 

том, что  их имущество находится соответственно в государственной или 

муниципальной собственности и принадлежит  такому предприятию на праве 

хозяйственного  ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому 

они являются единственным видом коммерческих юридических  лиц, которые имеют не

право собственности на принадлежащее  им имущество, а вторичное вещное право.

Государственные и муниципальные предприятия  являются унитарными, а их имущество 

неделимо  и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным 

(муниципальным)  предприятием называется юридическое  лицо, учрежденное 

государством  либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях 

или в  целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или  оказания

услуг), имущество которого состоит в  государственной (муниципальной)

собственности.

Учредительными  документами государственных и  муниципальных предприятий являются

решение собственника (как правило, его представителя  в лице соответствующего

органа  министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным 

лицом. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК в  учредительных документах унитарных 

предприятий должны быть определены предмет и  цели деятельности конкретного 

юридического  лица. Это обусловлено тем, что  правоспособность государственных  и 

муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций,

является  специальной. Поэтому государственные  и муниципальные предприятия  не

могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими

видами  хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это 

не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок.

Если  иное специально не установлено собственником  в уставе, они вправе совершать 

всякие  сделки, необходимые им для достижения целей, предусмотренных в уставе.

Так, государственное  предприятие вправе передать с согласия собственника часть 

своего  имущества в аренду, если это не помешает основному производству и 

позволит  изыскать дополнительные источники  финансирования. Тем не менее 

систематическая сдача своего имущества в аренду явно выходит за рамки 

специальной правоспособности унитарного предприятия, ибо его цель - производство

продукции, а не услуги по предоставлению вещей  внаем.

Природа государственных и муниципальных  предприятий находит свое выражение  в их

фирменном наименовании, которое должно содержать  указание собственника их

имущества. Другие средства индивидуализации государственных  и муниципальных 

предприятий не отличаются от аналогичных средств  иных коммерческих организаций.

В отличие  от других предпринимательских юридических  лиц, органы управления

государственных и муниципальных предприятий, как  правило, носят единоличный 

характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор),

который назначается на должность и освобождается  от должности собственником либо

уполномоченным  собственником органом и им подотчетен (п.4 ст. 113 ГК).

В настоящее  время правовое положение государственных  и муниципальных предприятий 

определяется  ГК, а также рядом специальных  нормативных актов, принятых по поводу

отдельных разновидностей этих юридических лиц . В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК

должен  быть принят специальный закон, посвященный  правовому статусу унитарных 

предприятий.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Оно создается 

по решению  уполномоченного на то государственного органа (комитета по управлению

государственным имуществом) или органа местного самоуправления (для 

муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной 

прибыли. При этом собственник имущества  предприятия, основанного на праве 

хозяйственного  ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за

исключением случаев субсидиарной ответственности  по обязательствам

обанкротившегося  вследствие его указаний юридического лица.

Характер  имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется

содержанием права хозяйственного ведения в  соответствии со ст. 295 ГК.

Собственник имущества унитарного предприятия  имеет широкие полномочия по

вопросам  его деятельности. Он вправе:

а) принимать  решение о его создании, реорганизации  и ликвидации;

б) определять содержание его специальной правоспособности (предмет и цели

деятельности);

в) назначать  на должность и освобождать от должности руководителя (директора)

предприятия;

г) осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью

принадлежащего  предприятию имущества. Кроме того, собственник имеет право на

часть прибыли унитарного предприятия. Сделки, которые унитарное предприятие 

совершает со своим недвижимым имуществом, требуют  согласия собственника.

До государственной  регистрации унитарного предприятия, основанного на праве 

хозяйственного  ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд.

Следовательно, поэтапное формирование уставного  фонда для унитарных предприятий,

в отличие  от других коммерческих организаций, не допускается. Минимальный размер

уставного фонда должен быть определен в  законе о государственных и муниципальных 

унитарных предприятиях (ст. 114 ГК).

Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его 

уставный  фонд. В случае снижения стоимости  чистых активов предприятия ниже

размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника,

уполномоченный  создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение

уставного фонда до величины чистых активов. При  уменьшении уставного фонда 

предприятие обязано письменно уведомить  об этом своих кредиторов. Для такого

предприятия наступают последствия, аналогичные  реорганизационным, т.е. его 

кредиторы вправе потребовать прекращения  или досрочного исполнения обязательств,

должником по которым является предприятие, и  возмещения убытков (ср.: п. 2 ст.

60 и  п. 6 ст. 114 ГК).

Если  же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального

размера уставного фонда, установленного в  законе, предприятие подлежит

ликвидации.

Лишь  применительно к унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного

ведения, в ГК используется понятие дочернего  предприятия. Его не следует 

отождествлять с понятием дочернего общества. Отличительные  черты дочернего 

предприятия таковы:

1. Единственным  учредителем дочернего унитарного  предприятия может быть только 

"материнское"  унитарное предприятие, основанное  на праве хозяйственного ведения. 

Имущество дочернего предприятия

принадлежит на праве хозяйственного ведения  как самому дочернему предприятию,

так и  его учредителю. В этом случае возникает  некое вторичное право 

хозяйственного  ведения на имущество, ранее закрепленное государством или 

муниципальными  образованиями за унитарным предприятием-учредителем. Содержание

такого  права должно ограничиваться как  рамками первичного права хозяйственного

ведения, которые установлены ГК и уставом  учредителя, так и теми пределами 

Информация о работе Осуществление гражданских прав и обязанностей юридическими лицами