Ососбое производство гражданских дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:41, дипломная работа

Описание работы

Проблемы рассмотрения гражданских дел в порядке особого производства вызывали и продолжают вызывать интерес отечественных ученых процессуалистов и юристов, занимающихся в силу своих профессиональных обязанностей практической деятельностью (судьи, прокуроры, адвокаты и т.д.). Об этом свидетельствует значительное количество научных трудов посвященных данной проблематике. В свою очередь, не смотря на достаточную изученность данного круга вопросов, среди специалистов нет единства взглядов на отдельные вопросы данной проблемы.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………..……..3

Глава 1. Особое производство как вид гражданского судопроизводства……………………………………………………………...….9
1.1.Понятие и виды гражданского судопроизводства…………………….....…9
1.2.Понятие и содержание особого производства………………………..……18
1.3.Участники особого производства……………………………….............….25

Глава 2. Практика рассмотрения некоторых гражданских дел в порядке особого производства……………………………………………………………35
2.1.Установление юридических фактов имеющих юридическое значение…………………………………………………………………………..35
2.2.Рассмотрение дел об усыновлении (удочерении) ребенка…………..…...58
2.3.Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния…………………………………………………..…….84

Заключение ………………………………………………………………..…….92

Источники и литература ………………………………………………….……98

Приложения…………………………………………………………..... ……...1

Работа содержит 1 файл

анцыгин диплом.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

3) отказ органа загса  заявителю во внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

4) иные обстоятельства  дела.

Только при наличии  указанных выше обстоятельств суд  рассматривает в порядке особого  производства дела о внесении исправлений  или изменений в записи актов  гражданского состояния. Так, при обнаружения судом данных о наличии спора о праве суд обязан вынести соответствующий судебный акт в котором должен указать, что заявление не может быть рассмотрено в рамках особого производства, а заинтересованное лицо имеет право обратиться в суд на общих основаниях т.е. в порядке истого производства путем подачи соответствующего искового заявления.

Необходимые доказательства:

свидетельство о регистрации  акта гражданского состояния;

выписка из книги актов  гражданского состояния;

документы, подтверждающие необходимость внесения исправлений  в записи актов гражданского состояния;

заключение или иной документ органа загса об отказе изменить или исправить имеющуюся запись;

другие относящиеся  к делу доказательства.

Заинтересованными лицами по данной категории дел могут быть:

1) граждане - владельцы  документов загса, содержащие  ошибки;

2) наследники (по делам  о наследовании);

3) родители, усыновители,  попечители несовершеннолетних  детей (по делам о внесении  исправлений в запись о рождении детей).

Решение суда, которым  установлена неправильность записи в книгах загса, является основанием для исправления такой записи органами загса (ст. 309 ГПК). Из этого вытекает, что суд в своем решении по делу не обязывает орган записи актов гражданского состояния, а устанавливает лишь наличие ошибки или неточности в книгах записи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Актуальность исследования института особого производства, как одного из способа и формы  защиты, прав и интересов граждан  в  гражданском процессе обусловлена многими обстоятельствами. Прежде всего, рассмотрение гражданских дел в порядке особого производства как один из видов гражданского судопроизводства,  является одним из важнейших инструментом правового регулирования деятельности государства, а юридическая наука совершенно справедливо рассматривает особое производство как правовой феномен.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции права  и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Исходя из указанных  конституционных принципов в  судебном порядке могут быть установлены  любые факты, которые влекут за собой  возникновение правовых последствий  для заявителя. В настоящее время  федеральным законодательством  не предусмотрено каких-либо препятствий для установления фактов, имеющих юридическое значение, в судебном порядке.

Установление фактов, имеющих юридическое значение, в  порядке особого производства имеет  существенное значение как для граждан, обеспечивающих в таком порядке  реализацию своих прав и интересов, так и для государства, поскольку при определении судебного порядка установления фактов, имеющих юридическое значение, предотвращаются злоупотребления правом с целью незаконного получения льгот и имущественных выгод.

В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели требуется установление факта.

Заявление может быть принято к производству суда лишь при отсутствии возможности в  ином порядке получить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. В том случае, если для установления фактов, имеющих юридическое значение, федеральными законами предусмотрен административный или иной досудебный порядок. Принятое к рассмотрению суда заявление при несоблюдении установленного федеральным законом для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора суд оставляет без рассмотрения.

Если федеральным законом  или подзаконным нормативным  правовым актом установлен несудебный порядок установления факта, имеющего юридическое значение, то его несоблюдение служит основанием для отказа в принятии заявления  или для прекращения производства по делу. Также суд не может устанавливать факты, имеющие юридическое значение, если их установление возможно в ином, в том числе административном, порядке. Судебная защита прав граждан в данном случае может быть осуществлена не в порядке особого производства, а в порядке обжалования решения административного, иного органа или должностного лица, наделенного правом устанавливать факты, имеющие юридическое значение.

В соответствии с п. 10 ст. 264 ГПК перечень устанавливаемых  судом фактов, имеющих юридическое  значение, не является исчерпывающим. В качестве примера установления других имеющих юридическое значение фактов можно привести установление факта нахождения в фактических брачных отношениях, возникших до 8 июля 1944 г.

В связи с тем, что  ст. 134 ГПК содержит в себе исчерпывающий  перечень оснований для отказа в  принятии заявления, а ст. 263 ГПК ее правила распространяет и на заявления, подаваемые в порядке особого производства, в принятии заявления судья вправе отказать только в том случае, когда заявление может быть рассмотрено в ином судебном порядке.. Если факт, об установлении которого просит заявитель, не влечет для него правовых последствий, то это обстоятельство является основанием для отказа в принятии заявления по тем мотивам, что отсутствует предмет судебного разбирательства, поскольку при обращении в суд заявитель не преследует установленной законом процессуальной цели защиты своего права.

Особое внимание в  работе мы уделили участникам особого  производства. Основанием для отнесения  участника судопроизводства по гражданскому делу к числу лиц, участвующих  в деле, является наличие у него заинтересованности в исходе дела. В связи с этим лица, участвующие в деле, имеют наибольший объем прав в гражданском судопроизводстве. В зависимости от того, является заинтересованность лица личной или она носит общественный, государственный характер, лиц, участвующих в делах особого производства, можно разделить на две группы: лица, защищающие личный интерес, и лица, защищающие интерес других лиц, либо защищающие государственный, общественный интерес.

В ст. 34 ГПК РФ определен  состав лиц, которые принимают участие в судопроизводстве. Исходя из специальных правил предусмотренных гл. 27 – 28  ГПК РФ, мы пришли к выводу, что в особом производстве существуют следующие виды лиц, участвующих в деле: заявитель и другие заинтересованные лица; прокурор; лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, а также государственные органы и органы местного самоуправления, вступающие в процесс в целях дачи заключения по делу.

Заявитель в делах  особого производства имеет много  общих черт с истцом в делах искового производства. По инициативе указанных лиц и в их интересах возбуждается и рассматривается производство по делу, они являются носителями определенного требования, основывающегося на нормах материального права. При этом, в отличие от требований истца, требование заявителя в производстве по делу особого производства со спором о праве не связано. Эта особенность порождает отличия в правовом статусе истца и заявителя.

Более того,  при подаче искового заявления истцом считается  лицо, в интересах которого подано это заявление; лица, подавшие такое заявление в чужих интересах, обладают процессуальным статусом согласно ст. ст. 45 и 46 ГПК.

Также, в дипломной работе мы рассмотрели наиболее спорный в юридической литературе вопрос посвященный процессуальному статусу других заинтересованных лиц. В гражданском процессуальном кодексе РФ не дается определение понятию другое заинтересованное лицо однако, анализируя ч. 2 ст. 263 ГПК, мы пришли к тому, что вся разница между заявителем и другим заинтересованным лицом в том, что заявитель – это лицо, по инициативе которого возбуждается производство по делу. То есть оба указанных участника гражданского производства являются заинтересованными лицами. Если характер заинтересованности заявителя состоит в том, чтобы установить определенный юридический факт или состояние, у другого заинтересованного лица заинтересованность может быть какой угодно: тождественной, противоположной или находиться совсем в другой плоскости (например, орган власти, привлеченный к участию в деле особого производства не в порядке ст. 47 ГПК, заинтересован в вынесении законного решения по делу).

Таким образом, иные заинтересованные лица в делах особого производства в своем правовом статусе имеют  много общего с третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора в исковом производстве.

 В законе отсутствует указание на то, на какой стадии к участию в деле могут быть привлечены другие заинтересованные лица, каким образом они допускаются для участия в деле и каковы процессуальные последствия их вступления в дело.

Одним вид лиц, участвующих  в делах особого производства, призван защищать общественный интерес  в случаях, предусмотренных законом. Это органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане.

Форма участия данного  вида лиц возможна по делам об ограничении  дееспособности гражданина, о признании  гражданина недееспособным, об ограничении  или о лишении несовершеннолетнего  в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 281 ГПК) и о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 302 ГПК).

Что касается подачи заявления  психиатрическим стационаром по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании, то в указанной категории дел психиатрический стационар не имеет процессуального статуса заявителя, а относится к лицам, участвующим в деле в порядке ст. 46 ГПК. Целью подачи его представителем заявления о возбуждении производства по делу является защита личных интересов госпитализируемого или освидетельствуемого лица, которое не осознает необходимость этих процедур и сопротивляется их проведению. Психиатрический же стационар действует исходя из обязанностей, возложенных на него специальным законодательством, регулирующим его деятельность, а также ст. 302 ГПК, предусматривающей возможность подачи его представителем подобного заявления. В данном случае им защищаются не свои собственные интересы, а интересы другого лица. Аналогичным образом можно высказаться и об органах опеки и попечительства, подающих заявления по делам об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

Указанные лица также  участвуют в делах: об усыновлении (удочерении) ребенка; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании.

Таким образом, в выпускной  квалификационной работе мы рассмотрели  и исследовали объемный перечень теоретических и практических вопросов, связанных с рассмотрением гражданских дел в порядке особого производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.Источники

 

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М., 2001.

2. Российская Федерация. Законы. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ принят Гос. Думой 21.10.1994 г., ред. от 03.06.2006 г., // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994 г. №32, ст. 3301.

3. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: [федер. закон : принят Гос. Думой 23 октяб. 2002 г.: по состоянию на 13 июн. 2006 г.]. - / Российская газета. №220, 20.11.2002.

4. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон : принят Гос. Думой 8 дек.1995 г.: по состоянию на 29 дек. 2006 г.]. –

5. Российская Федерация. Законы.  Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001г. принят Гос. Думой 1 янв.2001 г.: по состоянию на 29 дек. 2006 г.

7.  Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» принят Гос. Думой 30 нояб. 2001 г. / Собрание законодательства РФ, 24.12.2001 № 52 (1 ч.), ст. 4920.

8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (принят Гос. Думой 22 окт. 1997 г. в ред. от 29.12.2004 г.) // Собрание законодательства РФ 24.11.1997 № 47, ст. 5340

9. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (приянят Гос. Думой 3 июля 1998 г. в ред. от 21.12.2004 г. / Собрание законодательства РФ, 03.08.1998 №31, ст.3802.

10. Российская Федерация. Законы. Федеральный Закон от 16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» принят Гос Думой 15 марта 2001 / Собрание законодательства РФ 23.04.2001, № 17, ст. 1643.

Информация о работе Ососбое производство гражданских дел