Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:41, дипломная работа
Проблемы рассмотрения гражданских дел в порядке особого производства вызывали и продолжают вызывать интерес отечественных ученых процессуалистов и юристов, занимающихся в силу своих профессиональных обязанностей практической деятельностью (судьи, прокуроры, адвокаты и т.д.). Об этом свидетельствует значительное количество научных трудов посвященных данной проблематике. В свою очередь, не смотря на достаточную изученность данного круга вопросов, среди специалистов нет единства взглядов на отдельные вопросы данной проблемы.
Ведение……………………………………………………………………..……..3
Глава 1. Особое производство как вид гражданского судопроизводства……………………………………………………………...….9
1.1.Понятие и виды гражданского судопроизводства…………………….....…9
1.2.Понятие и содержание особого производства………………………..……18
1.3.Участники особого производства……………………………….............….25
Глава 2. Практика рассмотрения некоторых гражданских дел в порядке особого производства……………………………………………………………35
2.1.Установление юридических фактов имеющих юридическое значение…………………………………………………………………………..35
2.2.Рассмотрение дел об усыновлении (удочерении) ребенка…………..…...58
2.3.Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния…………………………………………………..…….84
Заключение ………………………………………………………………..…….92
Источники и литература ………………………………………………….……98
Приложения…………………………………………………………..... ……...1
копия решения суда об отмене усыновления, вступившего в законную силу;
свидетельство о браке лиц, желающих стать усыновителями;
заявление супруга заявителя о согласии на усыновление ребенка вторым супругом; копия вступившего в законную силу решения суда о признании супруга заявителя безвестно отсутствующим; заявления, поданные в органы внутренних дел, о розыске супруга, объяснения заявителя, свидетельские показания;
справка о заработной плате усыновителя с места работы (как основной, так и по совместительству), копия декларации о доходах, заверенная в налоговой инспекции, сведения о банковских счетах;
копия финансового лицевого счета, выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства усыновителя или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, договор купли-продажи, дарения недвижимого имущества, удостоверенный специальной регистрационной подписью, и т.д.); заключение санитарно-эпидемиологической службы; акт обследования условий жизни лиц, желающих стать усыновителями, который составляется органом опеки и попечительства по месту жительства указанных (указанного) лиц (лица);
справка органов внутренних дел об отсутствии судимости усыновителя за преступления, совершенные против жизни или здоровья граждан (справка действительна в течение года со дня выдачи);
2) при выяснении возможности
усыновления данного ребенка
указанные обстоятельства
свидетельством о смерти родителей; актом, подтверждающим, что ребенок был подкинут; копией решения суда о признании родителя ребенка безвестно отсутствующим или объявлении его умершим, о признании родителя недееспособным;
свидетельством о рождении ребенка и копией актовой записи;
копией судебного решения
о лишении родительских прав родителей
усыновляемого в отношении его
братьев и сестер; документами
органов опеки и
нотариально удостоверенным
или заверенным руководителем учреждения,
в котором находится оставшийся
без попечения родителей
согласием опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, на усыновление ребенка (должно быть выражено в письменной форме);
согласием ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление данным лицом;
заключением экспертной медицинской комиссии для медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью (усыновление), либо заключением независимого медицинского освидетельствования;
3) для установления
факта соответствия
характеристики с места работы, жительства заявителя;
показания свидетелей;
выписку из журнала первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
объяснения ребенка.
2.3. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния
В соответствии ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.
Запись акта гражданского состояния – это официальный письменный документ, являющийся результатом индивидуального акта применения права, составленный в предусмотренном законом порядке должностным лицом загса, содержащий в себе информацию двоякого рода: об акте гражданского состояния и о регистрации этого акта гражданского состояния.
Под актами гражданского состояния понимают действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Так, ст. 47 ГК РФ предусмотрено, что государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:
1) рождение;
2) заключение брака;
3) расторжение брака;
4) усыновление (удочерение);
5) установление отцовства;
6) перемена имени;
7) смерть гражданина.
Такая же норма содержится и в ФЗ «Об актах гражданского состояния», где содержится такой же перечень актов подлежащих государственной регистрации.
По общему требованию законодательства записи актов гражданского состояния должны быть полными, точными и правильно отражать регистрируемое событие. В удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Однако имеют место случаи, когда в актах гражданского состояния содержатся неточные или недостоверные данные, которые могут повлиять на права и обязанности гражданина, а также изменить его правовой статус.
При наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами в соответствии со ст. 47 ГК РФ органы загса производят исправление и изменение записей актов гражданского состояния. Такой порядок внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния называется административным.
Необходимость внесения
исправлений или изменений в
записи актов гражданского состояния
могут вызвать такие
Также необходимость внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния может возникнуть из-за неточностей и ошибок, которые допускаются во время регистрации акта гражданского состояния, как в самой записи, так и в свидетельстве, выдаваемом на основании этой записи.
В то же время необходимость внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния может возникнуть из-за неточностей и ошибок, которые допускаются во время регистрации акта гражданского состояния, как в самой записи, так и в свидетельстве, выдаваемом на основании этой записи.
В соответствии со ст. 69 ФЗ «Об актах гражданского состояния» основаниями для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния являются:
- запись акта об усыновлении;
- запись акта об установлении отцовства;
- запись акта о перемене имени;
- решение суда;
- решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка;
- заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении;
- заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями);
- документ установленной
формы, выданный органом
- документ установленной
формы о факте смерти
- заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случае, если:
в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки;
запись акта гражданского
состояния произведена без
представлен документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией.
Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган записи актов гражданского состояния по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению. Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, и документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния. Заявителем также должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность (ст. 71 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня поступления заявления. В случае отсутствия записи в отделе загса и в архиве органов загса области, края, республики по месту первоначальной регистрации запись может быть изменена только после восстановления утраченной записи.
После внесения изменений
в записи актов гражданского состояния
или их исправления выписывается
новое свидетельство о
Если заявителю
отказано во внесении
Отказ руководителя органа записи актов гражданского состояния во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния может быть обжалован заявителем в суд. При наличии спора между заинтересованными лицами либо при отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом. Отказ от внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния разрешается судом в порядке особого производства.
Суд рассматривает данную категорию дел в особом порядке. При обращении заявителя за защитой законного интереса суд должен выяснить обстоятельства конкретного дела.
Заявление о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния может быть подано любым заинтересованным лицом. В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только граждане, имеющие дефектный документ, выданный органами загса, но и, например, наследники гражданина, у которых в связи с его смертью возникают определенные права и обязанности, а соответствующая актовая запись была неточной.
Заявление по данной категории дел, с учетом интересов заявителя, подается в суд по месту жительства заявителя, независимо от того, в каком органе загса регистрировался акт, нуждающийся в исправлении или внесении изменений. Дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния следует отличать от другой категории дел – установление юридически значимых фактов (дела об установлении факта регистрации рождения, смерти, усыновления, брака и развода). Отличие состоит в том, что в делах о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния имеется документ, подтверждающий соответствующий факт, но в этом документе имеются ошибки или неточности.
При обращении заинтересованного лица в суд, заявитель должен доказать предмет данного дела. Так, в предмет доказывания по делу входит установление следующих фактов:
1) наличие неправильности
в записи актов гражданского
состояния. Неправильности в
2) отсутствие спора о праве;