Ососбое производство гражданских дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:41, дипломная работа

Описание работы

Проблемы рассмотрения гражданских дел в порядке особого производства вызывали и продолжают вызывать интерес отечественных ученых процессуалистов и юристов, занимающихся в силу своих профессиональных обязанностей практической деятельностью (судьи, прокуроры, адвокаты и т.д.). Об этом свидетельствует значительное количество научных трудов посвященных данной проблематике. В свою очередь, не смотря на достаточную изученность данного круга вопросов, среди специалистов нет единства взглядов на отдельные вопросы данной проблемы.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………..……..3

Глава 1. Особое производство как вид гражданского судопроизводства……………………………………………………………...….9
1.1.Понятие и виды гражданского судопроизводства…………………….....…9
1.2.Понятие и содержание особого производства………………………..……18
1.3.Участники особого производства……………………………….............….25

Глава 2. Практика рассмотрения некоторых гражданских дел в порядке особого производства……………………………………………………………35
2.1.Установление юридических фактов имеющих юридическое значение…………………………………………………………………………..35
2.2.Рассмотрение дел об усыновлении (удочерении) ребенка…………..…...58
2.3.Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния…………………………………………………..…….84

Заключение ………………………………………………………………..…….92

Источники и литература ………………………………………………….……98

Приложения…………………………………………………………..... ……...1

Работа содержит 1 файл

анцыгин диплом.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

копия решения суда об отмене усыновления, вступившего в  законную силу;

свидетельство о браке  лиц, желающих стать усыновителями;

заявление супруга заявителя  о согласии на усыновление ребенка  вторым супругом; копия вступившего в законную силу решения суда о признании супруга заявителя безвестно отсутствующим; заявления, поданные в органы внутренних дел, о розыске супруга, объяснения заявителя, свидетельские показания;

справка о заработной плате усыновителя с места  работы (как основной, так и по совместительству), копия декларации о доходах, заверенная в налоговой инспекции, сведения о банковских счетах;

копия финансового лицевого счета, выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства усыновителя  или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, договор купли-продажи, дарения недвижимого имущества, удостоверенный специальной регистрационной подписью, и т.д.); заключение санитарно-эпидемиологической службы; акт обследования условий жизни лиц, желающих стать усыновителями, который составляется органом опеки и попечительства по месту жительства указанных (указанного) лиц (лица);

справка органов внутренних дел об отсутствии судимости усыновителя за преступления, совершенные против жизни или здоровья граждан (справка действительна в течение года со дня выдачи);

2) при выяснении возможности  усыновления данного ребенка  указанные обстоятельства должны  подтверждаться следующими доказательствами:

свидетельством о смерти родителей; актом, подтверждающим, что  ребенок был подкинут; копией решения  суда о признании родителя ребенка  безвестно отсутствующим или  объявлении его умершим, о признании  родителя недееспособным;

свидетельством о рождении ребенка и копией актовой записи;

копией судебного решения  о лишении родительских прав родителей  усыновляемого в отношении его  братьев и сестер; документами  органов опеки и попечительства; копией решения суда об усыновлении  в отношении братьев и сестер усыновляемого; медицинскими заключениями о необходимости содержания братьев и (или) сестер усыновляемого в специальных лечебных учреждениях; справками из детских воспитательных учреждений о нахождении воспитанников в разных детских учреждениях, выдаваемыми соответствующим учреждением или органом опеки и попечительства;

нотариально удостоверенным или заверенным руководителем учреждения, в котором находится оставшийся без попечения родителей ребенок, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей согласием родителей усыновляемого ребенка на его усыновление; актом, выданным органами внутренних дел в установленном порядке, о том, что ребенок был подкинут, найден во время стихийного бедствия или в районе, где проходили боевые действия, либо при иных чрезвычайных обстоятельствах;

согласием опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей  учреждений, в которых находятся  дети, оставшиеся без попечения родителей, на усыновление ребенка (должно быть выражено в письменной форме);

согласием ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление данным лицом;

заключением экспертной медицинской комиссии для медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью (усыновление), либо заключением независимого медицинского освидетельствования;

3) для установления  факта соответствия усыновления  интересам усыновляемого ребенка  необходимо использовать следующие  доказательства:

характеристики с места  работы, жительства заявителя;

показания свидетелей;

выписку из журнала первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

объяснения ребенка.

 

2.3. Рассмотрение  дел о внесении исправлений  или изменений в записи актов  гражданского состояния 

 

 

В соответствии ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

Запись акта гражданского состояния – это  официальный  письменный документ, являющийся результатом  индивидуального акта применения права, составленный в предусмотренном  законом порядке должностным  лицом загса, содержащий в себе информацию двоякого рода: об акте гражданского состояния и о регистрации этого акта гражданского состояния.

Под актами гражданского состояния понимают действия граждан  или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Так, ст. 47 ГК РФ предусмотрено, что государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

1) рождение;

2) заключение  брака;

3) расторжение  брака;

4) усыновление  (удочерение);

5) установление  отцовства;

6) перемена имени;

7) смерть гражданина.

Такая же норма содержится и в ФЗ «Об актах гражданского состояния», где содержится такой  же перечень актов подлежащих государственной  регистрации.

По общему требованию законодательства записи актов гражданского состояния должны быть полными, точными и правильно отражать регистрируемое событие. В удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Однако имеют место  случаи, когда в актах гражданского состояния содержатся неточные или  недостоверные данные, которые могут  повлиять на права и обязанности  гражданина, а также изменить его  правовой статус.

При наличии достаточных  оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами в соответствии со ст. 47 ГК РФ органы загса производят исправление и изменение записей актов гражданского состояния. Такой порядок внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния называется административным.  

Необходимость внесения исправлений или изменений в  записи актов гражданского состояния  могут вызвать такие обстоятельства, как: изменение фамилии, имени, отчества гражданина; усыновление (удочерение) ребенка с последующим присвоением ему фамилии усыновителя; вступление матери ребенка в брак с отцом ребенка и т.п.

Также необходимость внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния может возникнуть из-за неточностей и ошибок, которые допускаются во время регистрации акта гражданского состояния, как в самой записи, так и в свидетельстве, выдаваемом на основании этой записи.

В то же время необходимость  внесения исправлений или изменений  в записи актов гражданского состояния  может возникнуть из-за неточностей и ошибок, которые допускаются во время регистрации акта гражданского состояния, как в самой записи, так и в свидетельстве, выдаваемом на основании этой записи.

В соответствии со ст. 69 ФЗ «Об актах гражданского состояния» основаниями для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния являются:

- запись акта об  усыновлении;

- запись акта об  установлении отцовства;

- запись акта о перемене  имени;

- решение суда;

- решение органа опеки  и попечительства об изменении  фамилии и (или) собственно имени ребенка;

- заявление матери, не  состоящей в браке с отцом  ребенка, о внесении в запись  акта о рождении сведений об  отце ребенка либо об их  изменении или исключении;

- заявление лица, достигшего  совершеннолетия, об изменении  сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями);

- документ установленной  формы, выданный органом дознания  или следствия, об установлении  личности умершего, смерть которого  зарегистрирована как смерть неизвестного лица;

- документ установленной  формы о факте смерти необоснованно  репрессированного и впоследствии  реабилитированного на основании  закона о реабилитации жертв  политических репрессий лица  в случае, если смерть зарегистрирована  ранее;

- заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случае, если:

в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также  допущены орфографические ошибки;

запись акта гражданского состояния произведена без учета  правил, установленных законами субъектов  РФ;

представлен документ установленной  формы об изменении пола, выданный медицинской организацией.

Заявление о внесении исправления или изменения в  запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган записи актов гражданского состояния по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению. Одновременно с подачей такого заявления должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, и документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния. Заявителем также должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность (ст. 71 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня поступления заявления. В случае отсутствия записи в отделе загса и в архиве органов загса области, края, республики по месту первоначальной регистрации запись может быть изменена только после восстановления утраченной записи.

После внесения изменений  в записи актов гражданского состояния  или их исправления выписывается новое свидетельство о регистрации  акта гражданского состояния, которое выдается заявителю.

 Если заявителю  отказано во внесении исправления  или изменения в запись акта  гражданского состояния, руководитель  органа записи актов гражданского  состояния обязан сообщить причину  отказа в письменной форме.  Документы, представленные при подаче заявления, подлежат возврату. Как правило, существует два основания отказа: объективная невозможность внесения исправлений и ошибка должностных лиц, работников загса, считающих, что внести исправление в запись невозможно.

Отказ руководителя органа записи актов гражданского состояния во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния может быть обжалован заявителем в суд. При наличии спора между заинтересованными лицами либо при отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом. Отказ от внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния разрешается судом в порядке особого производства.

  Суд рассматривает  данную категорию дел в особом  порядке. При обращении заявителя за защитой законного интереса суд должен выяснить обстоятельства конкретного дела.

  Заявление о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния может быть подано любым заинтересованным лицом. В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только граждане, имеющие дефектный документ, выданный органами загса, но и, например, наследники гражданина, у которых в связи с его смертью возникают определенные права и обязанности, а соответствующая актовая запись была неточной.

Заявление по данной категории  дел, с учетом интересов заявителя, подается в суд по месту жительства заявителя, независимо от того, в каком  органе загса регистрировался акт, нуждающийся в исправлении или  внесении изменений. Дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния следует отличать от другой категории дел – установление юридически значимых фактов (дела об установлении факта регистрации рождения, смерти, усыновления, брака и развода). Отличие состоит в том, что в делах о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния имеется документ, подтверждающий соответствующий факт, но в этом документе имеются ошибки или неточности.

При обращении заинтересованного  лица в суд, заявитель должен доказать предмет данного дела. Так, в предмет доказывания по делу входит установление следующих фактов:

1) наличие неправильности  в записи актов гражданского  состояния. Неправильности в записях  могут быть выражены в ошибке  органов загса, допущенной при  регистрации факта; в противоречии между записью и обстоятельствами, возникшими после регистрации факта (например, изменение пола). Необходимо установить, в чем заключается неправильность записи в акте гражданского состояния, когда и каким органом записи актов гражданского состояния было отказано в исправлении или изменении произведенной записи. Необходимость внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния должна возникнуть позже момента, когда такая запись уже произведена. Здесь следует отметить, что требования об исключении записи об отце, произведенной в акте записи актов гражданского состояния, внесение новых сведений об отце, даже при отсутствии спора, производится в исковом производстве (п. п. 1, 2 ст. 51 СК РФ, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»);

2) отсутствие спора  о праве;

Информация о работе Ососбое производство гражданских дел