Особенности регулирования договора энергоснабжения с участием потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это изучение и анализ проблем, связанных с особенностями регулирования договора энергоснабжения с участием потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ….4.
1.1. Понятие, предмет, характеристика договора энергоснабжения………..4.
1.2. Правовое регулирование договора энергоснабжения…………………...7.
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ………………......10.
2.1. Стороны договора энергоснабжения, их права и обязанности………..10.
2.2. Существенные условия договора энергоснабжения…………………..15.
Глава 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ, ГДЕ АБОНЕНТОМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОТРЕБИТЕЛЬ…….22.
3.1 Особенности заключения договора энергоснабжения с участием потребителей…………………………………………………………………...22.
3.2 Проблемы изменения и расторжения договора энергоснабжения с участием потребителей………………………………………………………..27.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….31.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...33.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ 3КУРС.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

    Во-вторых, в иных случаях, предусмотренных  ГК РФ, другими законами или договором. К примеру, основанием для изменения или расторжения договоров присоединения (каковым является договор энергоснабжения, заключенный с абонентом-гражданином) по требованию присоединившейся стороны может служить включение в договор условий хотя и не противоречащих закону, но являющихся явно обременительными для присоединившейся стороны (ст. 428 ГК РФ). Право кредитора отказаться от договора принадлежит последнему также при принятии собственником либо уполномоченным органом должника юридического лица решения о его реорганизации (ст. 60 ГК РФ).

    Односторонний отказ от договора возможен только в тех случаях, когда это допускается законом или соглашением сторон. Односторонний отказ от исполнения договора означает соответственно расторжение или изменение этого договора. Еще раз подчеркнем, что данное правило действует лишь в тех случаях, когда это предусмотрено законом или договором.

    Ст. 523 ГК РФ содержит перечень существенных нарушений договора поставки, которые могут служить основанием для одностороннего отказа от исполнения договорных обязательств по инициативе, как поставщика, так и покупателя. В частности, нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях: неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной невыборки товаров. Второе основание очевидно не применимо к договору энергоснабжения. Следовательно, энергоснабжающая организация вправе отказаться от договора энергоснабжения только при неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты полученной энергии.

    Порядок совершения действий по одностороннему отказу от исполнения договора и их последствия определяются на основании п. 4 ст. 523 ГК РФ, согласно которому договор считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

    Итак, энергоснабжающая организация наделена правом отказаться от исполнения договора энергоснабжения (т. е. расторгнуть его в одностороннем порядке) в случае неоднократного нарушения абонентом сроков оплаты полученной электрической или тепловой энергии. Однако напомним, что законодатель, распространяя действие ст. 523 ГК РФ на отношения, связанные с расторжением договора энергоснабжения, предусмотрел, что законом или иными правовыми актами могут быть установлены случаи, исключающие ее применение, а стало быть, и одностороннее расторжение договора энергоснабжения по инициативе энергоснабжающей организации.

    Принципиальное значение в деле регулирования взаимоотношений энергоснабжающих организаций и потребителей энергии имеют положения ГК РФ, регламентирующие действия энергоснабжающей организации, связанные с перерывом в подаче, прекращением или ограничением подачи энергии (п. 2, 3 ст. 546 ГК РФ). В качестве общего правила предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии могут иметь место только по соглашению сторон, за исключением двух случаев.

    Во-первых, такие действия энергоснабжающей организации допускаются при отсутствии соглашения сторон, но с предварительным уведомлением абонента, если неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни или безопасности граждан. Данные обстоятельства должны быть удостоверены органом государственного энергетического надзора.

    Во-вторых, перерыв в подаче, прекращение  или ограничение подачи энергии  без согласования с абонентом  и без предупреждения, но при условии немедленного уведомления абонента могут иметь место в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе самой энергоснабжающей организации.

    Энергоснабжающая  организация, допустившая перерыв  в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии с нарушением установленного порядка, обязана возместить потребителю ущерб, причиненный указанными действиями.

    В соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче энергии допускается по соглашению сторон. В одностороннем порядке энергоснабжающая организация вправе произвести перерыв в подаче энергии в случае, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни или безопасности граждан.

    Осуществление указанных действий энергоснабжающей организацией возможно после предупреждения об этом абонента. Без предупреждения потребителя перерыв в подаче энергии допускается только при необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации (п. 3 ст. 546 ГК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    В соответствии с докладом первого  заместителя Министра Минэкономразвития  и торговли России А.В. Шаронова на заседании  Правительства РФ, формирование рыночной инфраструктуры розничных рынков предполагается завершить только к началу 2006 г., а правила розничных рынков переходного периода и основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии будут разрабатываться в течение 2004-2005 гг.

    Таким образом, ясность в вопросах организации  договорных отношений между субъектами розничных рынков электрической  энергии и потребителями на сегодняшний  день отсутствует. Проблема структуры  договорных связей остается весьма острой, поскольку ошибки в правоприменительной практике дорого обходятся как участникам обращения электрической энергии, так и потребителям.

    Следует заметить, что суды, рассматривая споры, связанные с реализацией договоров  энергоснабжения, не обращают должного внимания на то, что многие управляющие организации фактически не являются потребителями ресурсов, не имеют энергопринимающих устройств, у них не находятся на балансе внутридомовые или внеквартальные сети, а если и находятся, то в нарушение действующего законодательства. К недостаткам в работе управляющих организаций можно отнести то обстоятельство, что они осуществляют прием платежей от потребителей и заключают договоры энергоснабжения от своего имени. Поэтому в настоящее время получила распространение система оплаты потребителями полученных ресурсов через единые информационные расчетные центры, либо потребители переходят на прямые платежи с ресурсоснабжаюшими организациями.

    Ранее эти сложные правоотношения, касающиеся практически всех организаций и  граждан, регулировались ведомственными нормативными актами: Правилами пользования электрической энергией и Правилами пользования тепловой энергией, утвержденными приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 года.

    Сегодня,  на период до утверждения в установленном порядке Правительством Российской Федерации Правил электроснабжения в Российской Федерации и Правил теплоснабжения в Российской Федерации,  с 2002 года введены  «Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями», которые устанавливают отношения между энергоснабжающей организацией и абонентом  на потребительском рынке, не урегулированные Гражданским Кодексом Российской Федерации.

    Подводя общий вывод данной исследовательской работе можно отметить, что большую часть рассмотренных проблем возможно будет решить только после завершения реформ, становления и развития нормативно-правовой базы, с грамотно продуманными подзаконными актами, инструкциями  и правилами пользования энергией.

    В заключение отметим, что проблема, связанная с обоснованием места договора энергоснабжения в системе гражданско-правовых договоров и его содержания также до сих пор остается открытой. 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

      1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Р.Г. 1993. 25 дек.

      2.   Федеральный закон от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» N 35-ФЗ 
(принят ГД ФС РФ 21.02.2003)//Р.Г. №60, 01.04.2003.

      3.   Федеральный закон от 03.04.1996 «Об энергосбережении» N 28-ФЗ 
(ред. от 05.04.2003) (принят ГД ФС РФ 13.03.1996)//Р.Г. №68, 10.04.1996.

      4. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 «Вопросы министерства промышленности и энергетики Российской Федерации» N 179//Р.Г. №76, 13.04.2004.

      5. Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 «Вопросы федерального агентства по энергетике» N 197//Р.Г. №76, 13.04.2004.

      6.   Постановление Правительства РФ от 12.08.1998 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации» N 938 (ред. от 05.09.2003)//Р.Г. №164, 27.08.1998.

      7.   Распоряжение Правительства РФ от 27.06.2003 «О плане мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2003 – 2005 годы» N 865-р 
(ред. от 25.02.2004)//С.З. №27, 07.07.2003.

          8.  «Правила учета электрической энергии» (утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.1996 N 1182)//Р.Г. №215, 14.11.1996.

      9. Постановление Госстандарта РФ от 16.07.1999 «О правилах проведения сертификации электрооборудования» N36 
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.09.1999 N 1885)//Р.Г. №213, 27.10.1999.

      10. Приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 «Об утверждении правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» N229 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.03 N4799)//Р.Г.№229, 12.11.2003.

       11.  Андреева Л. Энергоснабжению — четкое правовое регулирование// Рос. юстиция. 2001. № 8; С. 1 – 15

       12. Богданова Е.Е. Особенности защиты прав и интересов сторон в договоре на энергоснабжение// Право и экономика. 2003. № 2; С.15-20.

       13. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М., 2001. – С. 157.

       14. Вальков А.А. Красноярскгосэнергонадзор // Информационно-аналитический справочник. 2000, № 1.-С. 34.

       15. Егиазаров В.А., Игнатюк Н.А., Полупанов М.И. Договор энергоснабжения// Право и экономика. 2001. № 7;

         16.  Корнеев С. М. Юридическая природа договора энергоснабжения// Закон. 1995. № 7.

        17. Корнеев С.М. Договор о снабжении  электроэнергией между социалистическими  организациями. М., 1956. – С. 99. 

        18. Куликова Л. Замыкание в высоковольтных проводах// Бизнес-адвокат. 1997. № 22;

        19. Куликова Л. Электроэнергия оптом и в розницу (Обзор судебной практики разрешения споров связанных с договором энергоснабжения)// Бизнес-адвокат. 1999. № 15.

        20. Либкинд М.С. О качестве электрической  энергии // Стандарты и качество. 1979. № 10. – С. 32.

         21. Сапроненко Е. Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии// Рос. юстиция. 2002. № 11; С. 3-10

         22. Сейнароев Б. М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. Алма-Ата, 1975; С. 120

         23. Сейнароев Б. М. Кто платит за электроэнергию?// Эж–Юрист. 2000. № 44;

        24. Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения//Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. № 6;

        25. Филиппова М. К. Договор снабжения электрической и тепловой энергией: вопросы правового регулирования// Журнал рос. права. 1998. № 10–11; С. 25-30.

       26. Шафир А.М. Энергоснабжение предприятий (правовые вопросы). - М., 1990. - С. 6.

       27. Шешенин Е.Д. К вопросу о  понятии хозяйственного договора  и его соотношении с договором хозяйственных услуг // Сборник ученых трудов Свердловского юридического института. Вып. 4. Свердловск, 1964. – С. 23.

       28. Гражданский кодекс Российской  Федерации. Научно – практический  комментарий / Отв. Ред. Абова Т.Е.

       29. Гражданское право: Учебник / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю. К. С. 81.

       30.Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда от 30 марта №32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства».

             31.    Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 17 февраля 1998 г.№30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности регулирования договора энергоснабжения с участием потребителей