Особенности регулирования договора энергоснабжения с участием потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это изучение и анализ проблем, связанных с особенностями регулирования договора энергоснабжения с участием потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ….4.
1.1. Понятие, предмет, характеристика договора энергоснабжения………..4.
1.2. Правовое регулирование договора энергоснабжения…………………...7.
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ………………......10.
2.1. Стороны договора энергоснабжения, их права и обязанности………..10.
2.2. Существенные условия договора энергоснабжения…………………..15.
Глава 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ, ГДЕ АБОНЕНТОМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОТРЕБИТЕЛЬ…….22.
3.1 Особенности заключения договора энергоснабжения с участием потребителей…………………………………………………………………...22.
3.2 Проблемы изменения и расторжения договора энергоснабжения с участием потребителей………………………………………………………..27.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….31.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...33.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ 3КУРС.doc

— 200.50 Кб (Скачать)
 
 

1.2. Правовое регулирование договора энергоснабжения. 
 

    На  сегодняшний день отношения регулируемые договором энергоснабжения тесно  связаны с правом личной собственности и отношениями по купле-продаже, а это значит, что в нашей стране личная собственность и договорные отношения в области энергетики охраняются государством41, т.е. Конституцией РФ. Регулирование правоотношений по поводу энергоснабжения не может исчерпываться только заключаемым между сторонами договором. 

  1. Так как договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи, то на втором месте после Конституции РФ, основополагающими рычагами регулирования являются нормы Гражданского кодекса РФ (§6 главы 30 ГК);
  2. Также следует указать на нормы Кодекса “Об административных правонарушениях”, в которых определяются административные правонарушения  в области промышленности, строительстве и энергетике и мера ответственности за данные проступки (ст.9.6.-9.14.КоАП);
  3.   Нормы Уголовного кодекса также регламентируют договорные отношения в области энергетики (ст.215-2151 УК РФ);

В части  не противоречащей Кодексу, действуют  специальные нормативные акты об энергоснабжении. Основными среди них являются:

  1. Закон РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 г.//СЗ РФ.1995.№16.Ст.1316 – данным законом определяется стоимость энергии для каждой группы потребителей по оплате;
  2. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке запрещается отказываться от заключения договора с отдельными покупателями при наличии для этого возможности;
  3. Закон РФ «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 г. №28-ФЗ -  о сбережении энергоресурсов, что являются развивающейся, но необходимой направленностью экономики страны;
  4. Закон РФ “О естественных монополиях” – является специальной нормой регулирования отношений по поводу энергоснабжения
  5. Правила поставки газа в Российской Федерации утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. №162;
  6. Ранее большую часть договорных отношений энергоснабжения регулировали Правила пользования электрической энергией и Правила пользования тепловой энергией, утвержденного приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. №310 (в редакции приказов Минэнерго СССР от 23 декабря 1988 г. №685, от 23 ноября 1989 г. №364, письма Минтопэнерго РФ от 14 июля 1992 г. № АД-386/19), после отмены 1 января 2000 года, в которых появилось множество неурегулированных проблемных моментов в данных отношениях;
  7. Постановление Правительства РФ от 30 июля 1993 г. №737 (ред. 27 декабря 1997г.) «Об упорядочении системы тарифов на электрическую энергию» данным постановлением установлены три группы по оплате энергии:

    а) двухставочные  потребители (с присоединенной мощностью 750 кВА и выше);

    б) одноставочные  потребители (с присоединенной мощностью  ниже 750 кВА), сюда включены и сельхозпотребители;

    в) население; и другие источники

    В проектах новых разработок Правительства  Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Российской Федерации, одной из задач являлось совершенствование и систематизация законодательства так, чтобы исключить регулирование данных  отношений нормами ведомственных инструкций и правил. Теперь данная функция будет возложена на федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНБЖЕНИЯ. 

2.1. Стороны договора энергоснабжения, их права и обязанности.

 
 

    Сторонами договора энергоснабжения являются энергоснабжающая организация и  абонент. В качестве энергоснабжающей организации могут выступать коммерческие организации, которые производят или закупают электрическую (тепловую) энергию и осуществляют ее продажу потребителям - гражданам или организациям. Данной коммерческой организации должен быть присвоен статус энергоснабжающей организации постановлением Федеральной или Региональной энергетической комиссией, и соответственно она должна быть внесена в реестр энергоснабжающих организаций в определенном регионе.

     Абонентами признаются граждане  или организации, использующие электрическую или тепловую энергию.

    В ряде случаев понятия «потребитель энергии» и «абонент энергосистемы» не являются тождественными. На это обращает внимание A.M. Шафир, который отмечает, что «каждый абонент является потребителем, но не каждый потребитель - абонентом, ибо имеются еще и потребители - субабоненты. Субабонент энергоснабжающей организации - это потребитель, непосредственно присоединенный к электрическим (тепловым) сетям абонента и имеющий с ним договор на пользование электрической (тепловой) энергией».516

   Действительно, при наличии согласия энергоснабжающей организации абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу - субабоненту (ст. 545 ГК). В этом случае возникает сложная структура договорных связей: отношения между энергоснабжающей организацией и абонентом опосредуются договором энергоснабжения, а отношения, складывающиеся между абонентом и субабонентом - договором на пользование электрической (тепловой энергией). При этом абонент, с одной стороны, выступает перед энергоснабжающей организацией как потребитель энергии и поэтому несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субабонента; с другой стороны, перед субабонентом он выступает в качестве энергоснабжающей организации и, следовательно, несет ответственность за нарушение последней своих обязательств. При заключении соответствующих договоров стороны не лишены права установить иной порядок исполнения обязательств и применения ответственности за их нарушение.

       В целях развития конкуренции  на отдельных товарных рынках (например, электроэнергии) государство  устанавливает специальные требования  к субъектному составу договоров энергоснабжения. Так, продажа и покупка электрической энергии на федеральном оптовом рынке электрической энергии осуществляется на основании договоров с Российским акционерным обществом «ЕЭС России» или уполномоченными им организациями.171 Соответственно, «ЕЭС России» выступает либо как покупатель, либо в качестве продавца электроэнергии.

    По  мнению Л. Андреевой, «к субъектам федерального оптового рынка относятся РАО "ЕЭС России", Центральное     диспетчерское    управление    Единой энергетической    системы    России,    концерн   "Росэнергоатом", электростанции   и  другие   производители  энергии,   акционерные общества   энергетики   и  электрификации,   крупные   потребители электроэнергии (т.е.  организации,  осуществляющие куплю – продажу электроэнергии   (мощности)  и предоставляющие  услуги  на  данном рынке)»6.

       Определены   в  общих   чертах  и основные  функции   субъектов федерального  оптового  рынка.  Организатором его является  РАО "ЕЭС России",  которое  координирует деятельность всех  субъектов рынка в вопросах  производства,   передачи,   распределения  и потребления электроэнергии;    обеспечивает    надежную   работу   и  развитие технической базы функционирования рынка;  осуществляет координацию и  контроль  топливообеспечения производителей энергии,  выполняет ряд других функций организатора рынка.

    Центральное  диспетчерское  управление  Единой  энергетической системы   выполняет   функции   оператора - диспетчера  процесса производства и передачи электроэнергии на рынке.

    Государственное  регулирование  на  федеральном  оптовом рынке   электроэнергии  осуществляет  Федеральная энергетическая комиссия. Она  устанавливает  тарифы на поставку электроэнергии на указанный оптовый рынок и на отпуск ее,  размер абонентской платы за услуги, оказываемые  РАО  "ЕЭС  России"  по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России,  размер абонентской платы за услуги, оказываемые концерном "Росэнергоатом" по развитию и обеспечению безопасного функционирования атомных электростанций.

    Комиссия  формирует  и утверждает  баланс  производства и поставок электроэнергии  (мощности)  в рамках Единой энергетической системы России  по  субъектам указанного оптового рынка,  который является основой  для  заключения  договоров  на  федеральном оптовом рынке электроэнергии (мощности)   энергетической   системы   России.   Вместе   с тем  данный  рынок характеризуется     жестким     государственным    регулированием, заданностью  параметров  и субъектов  рынка,  что  обусловлено как функционированием  в данной  сфере  естественных монополий,  так и ограниченностью мощностей энергетических ресурсов. В сфере купли-продажи   электроэнергии   ограничена   конкуренция,   отсутствует свободное ценообразование. В   Постановлении   Правительства   РФ  от  12  июля  1996  г.  предусмотрен  ежегодный  созыв общего собрания субъектов рынка для подведения  итогов деятельности.

       Взаимоотношения между субъектами оптового рынка электроэнергии    строятся  на  договорной  основе.  Однако  содержание договоров не раскрывается. Сказанное  свидетельствует о том, что деятельность формирования, называемого федеральным оптовым  рынком электроэнергии, нуждается в  изучении и глубокой научной проработке.  Для его успешного функционирования требуется принятие нормативного акта более высокого ранга - федерального закона. В ГК,  как уже говорилось, предусмотрен только один договор по обеспечению  энергией  - договор энергоснабжения.  Однако в данной области  заключаются  и другие  договоры:  на переток энергии,  на резервирование  электроснабжения,  на снабжение электроэнергией от блок-станций и т.д.

    Делая выводы из вышеизложенного, определяем, что  договор энергоснабжения  является единственным основанием возникновения  обязательств при снабжении энергией. Так как данные обязательства устанавливаются по воле участвующих в нем лиц, круг которых строго определен. Данный договор имеет ряд особенностей, зависящих от предмета данного договора и сторон  договора. Все эти особенные черты нашли свое отражение в форме договора, порядке заключения и существенных условиях договора.

    «Предметом договора энергоснабжения, который является одним из его существенных условий, обычно выступают энергия (в различных формах) и энергоносители, т.е. вещества, выделяющие энергию в процессе их использования (пар, газ). В силу прямого указания п.2 ст.548 ГК предметом этого договора могут быть также и другие товары: нефть, нефтепродукты, вода, причем этот перечень является открытым»7.

    «Согласно точки зрения других авторов предмет договора включает в себя два рода объектов: действия сторон по подаче энергии через присоединенную сеть на энергопринимающее устройство абонента, принятию энергии и ее оплате, а также собственно энергию как специфический товар, суть которого составляет свойство энергии производить определенную работу»8.

    Энергию невозможно отнести к таким объектам прав, как вещи в смысле предметов  материального мира. Энергия представляет собой определенное свойство материи  – способность производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для трудовой деятельности (отопление, вентиляция, и т.п.). Как продукция соответствующей отрасли промышленности – энергетики она обладает стоимостью и другими экономическими признаками товара – себестоимостью, ценой. Специфика предмета договора энергоснабжения, его отличие от предмета обязательств, вытекающих из иных видов договоров купли-продажи, состоит в следующем.

    Во-первых, передача товара потребителю осуществляется путем подачи энергии через присоединенную сеть на энергоустановку этого потребителя .

    Во-вторых, на абонента возлагаются дополнительные обязанности в связи с использованием такого товара, как энергия: обеспечить соблюдение режима ее потребления, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им соответствующих приборов и оборудования.

    В-третьих, энергоснабжающая организация наделяется дополнительными правами в области  контроля за техническим состоянием энергоустановки абонента, его приборов и оборудования.

Информация о работе Особенности регулирования договора энергоснабжения с участием потребителей