Особенности антимонопольной политики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Всевластию монополиста помогает уникальность или незаменимость продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, так же как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
I. Характер чистой монополии…………………………………………………4
1.1. Монополия. Общие понятия и структура рынка при совершенной (чистой) монополии…………………………………………………………………………4
1.2. Поведение фирмы в условиях «чистой» монополии . Максимизация прибыли при «чистой» монополии………………………………………………………………………7
1.3. Доход монополиста и рыночный спрос ……………………………………………………………………………………11
II. Естественные монополии……………………………………………………………………14
2.1. Естественные монополии. Общие понятия……………………………………………………………………….14
2.2. Естественная монополия как состояние рынка. Необходимость регулирования естественных монополий…………………………………………………………………… 17
2.3. Практика регулирования естественных монополий.Соотношение субъекта естественной монополи и субъекта доминирующего на рынке…………………………………………………………………………….20
III. Особенности антимонопольной политики в России……………………………………………………………………..24
3.1. Цели и средства антимонопольной политики .Барьеры вхождения в монополистическую отрасль……………………………………………………………………………24
3.2. Реформирование структуры российских естественных монополий. Регулирование деятельности предприятий-монополистов……………………………………………………………………27
3.3. Главная проблема демонополизации в России. Принципиальные возможности демонополизации………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………36 Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Естественные монополии в рыночной экономике.docx

— 55.78 Кб (Скачать)

   Второй путь –  иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и  эффективным ударом по отечественному  монополизму. Когда рядом с  изделием монополиста на рынке  на рынке находится превосходящий  его по качеству и сопоставимый  по цене импортный аналог, все  монополистические злоупотребления  становятся невозможными. Монополисту  приходится думать о том, как  бы вообще не оказаться вытесненным  с рынка.

   Беда в том, что  из-за непродуманной валютной  и таможенной политики, импортная  конкуренция в очень многих  случаях оказалась избыточно  сильной. Вместо того, чтобы ограничить  злоупотребления она фактически  уничтожила целые отрасли промышленности (вспомним про исчезнувшие с  прилавков отечественные телевизоры, радиоприемники, бытовые приборы,  почти пропавший русский текстиль  и многое другое).

   Очевидно, что использовать  столь сильнодействующее средство  надо очень осторожно. Импортные  товары, бесспорно, должны присутствовать  на российском рынке, являясь  реальной угрозой для наших  монополистов, но не должны превращаться  в причину массовой ликвидации  отечественных предприятий.

   Третий путь –  создание новых предприятий, конкурирующих  с монополистами, - предпочтителен  во всех отношениях. Он устраняет  монополию, не уничтожая при  этом самого монополиста как  предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

   Проблема в том,  что сегодня из-за экономического  кризиса в России находится  мало  отечественных и иностранных  компаний, готовых вложить деньги  в создание новых предприятий.  Тем не менее определенные  сдвиги в этом отношении даже  в кризисных условиях может  дать государственная поддержка  наиболее перспективных инвестиционных  проектов. Не случайно, что при  всей ужасающей остроте финансовых  проблем в рамках центрального  бюджета в последнее время  стали выделять так называемый  бюджет развития, в который направляются  средства на поддержку инвестиций.

   В долгосрочной  перспективе все три пути снижения  степени монополизации российской  экономики, несомненно, будут использованы. Однако, огромные трудности продвижения  по ним заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство  нашей страны сохранит высокомонополизированный  характер. Тем большее значение  в этих условиях приобретает  текущее регулирование деятельности  монополий.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Положение  единственного производителя определенного  вида товаров открыло перед  предприятиями порочный с точки  зрения всей экономики, но весьма  выгодный для них самих путь  адаптации к рыночным условиям. Когда обедневшее население снизило  объем  своего спроса на  товары и услуги монополисты  не отреагировали на это снижением  цен. Кстати, именно на такое  развитие событий (умеренное падение  производства при полном прекращении  инфляции) рассчитывали отечественные  реформаторы. Реакция монополистов  оказалась иной. Пользуясь своей  монопольной властью, они резко  ограничили предложение. Рецепт  решения проблемы упавшего спроса: не снижение, а повышение цен  за счет сверхрезкого снижения  выпуска продукции. Нечто похожее  в мировой истории уже встречалось.  В конце 20-х гг. по той же  схеме реагировали на кризис  монополисты ведущих стран Запада. Итогом стал самый глубокий  в истории капитализма кризис  – знаменитая Великая депрессия  1929-1933 гг.

   Сознательное уменьшение  выпуска продукции в сочетании  с повышением цен российскими  предприятиями-монополистами явились  важнейшей микроэкономической причиной  особой глубины кризиса трансформации  в России.

Проблема в том, что  сегодня из-за экономического кризиса  в России находится мало  отечественных  и иностранных компаний, готовых  вложить деньги в создание новых  предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в  кризисных условиях может дать государственная  поддержка наиболее перспективных  инвестиционных проектов. Не случайно, что при всей ужасающей остроте  финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время  стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

В долгосрочной перспективе  все пути снижения степени монополизации  российской экономики, несомненно, будут  использованы. Однако, огромные трудности продвижения по ним заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. А.А. Суэтин «Мировая  экономика. Международные экономические  отношения. Глобалистика», Москва, «Кнорус», 2008 г.,  с. 49-79.

2. А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева,  Л.С. Тарасевич «Экономическая  теория», Москва, «Инфра-М», 2006 г., с. 275-287.

3. А.И. Михайлушкин, П.Д.  Шимко «Начала экономики», Москва, «Высшая школа», 2004 г., с. 86-91.

4. В.И. Видяпин, А.И. Добрынина,  Г.П. Журавлева «Экономическая  теория», Москва, «Инфра-М», 2007 г., с. 275-287.

5. В.М. Соколинский, В.Е.  Корольков «Экономическая теория»,  Москва, «Кнорус», 2007 г., с. 142-147.

6. И.С. Гладков, Е.И. Марыганова, Е.И. Суслова «Экономика», Москва, «Кнорус», 2005 г., с. 39-50.

7. М.А. Эскиндаров, А.Ю.  Юданов, А.Г. Грязнова, Б.Е. Ланин  «Микроэкономика. Теория и российская  практика», Москва, «Кнорус», 2006 г., с. 374-408.

8. М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева  «Курс экономической теории»,  Киров, «АСА», 2004 г., с. 140-151.

9. О.С. Белокрылова, О.Е.  Германова, Н.П. Кетова, «Экономическая  теория» Р.-н.-Д., «Феникс», 2006 г., с. 167-171.

10. О.Ю. Мамедов, Е. Миргородская  «Современная экономика», Р.-н.-Д., «Феникс», 2007г., с. 120-125.

11. Р.М. Нуреев «Курс  микроэкономики», Москва, «Инфра-М», 2007г., с. 225-232.

12. С.С. Ильин, Т.И. Васильева  «Экономика», Москва, «Слово», 2006 г., с. 125-145.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности антимонопольной политики в России