Особенности антимонопольной политики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Всевластию монополиста помогает уникальность или незаменимость продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, так же как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
I. Характер чистой монополии…………………………………………………4
1.1. Монополия. Общие понятия и структура рынка при совершенной (чистой) монополии…………………………………………………………………………4
1.2. Поведение фирмы в условиях «чистой» монополии . Максимизация прибыли при «чистой» монополии………………………………………………………………………7
1.3. Доход монополиста и рыночный спрос ……………………………………………………………………………………11
II. Естественные монополии……………………………………………………………………14
2.1. Естественные монополии. Общие понятия……………………………………………………………………….14
2.2. Естественная монополия как состояние рынка. Необходимость регулирования естественных монополий…………………………………………………………………… 17
2.3. Практика регулирования естественных монополий.Соотношение субъекта естественной монополи и субъекта доминирующего на рынке…………………………………………………………………………….20
III. Особенности антимонопольной политики в России……………………………………………………………………..24
3.1. Цели и средства антимонопольной политики .Барьеры вхождения в монополистическую отрасль……………………………………………………………………………24
3.2. Реформирование структуры российских естественных монополий. Регулирование деятельности предприятий-монополистов……………………………………………………………………27
3.3. Главная проблема демонополизации в России. Принципиальные возможности демонополизации………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………36 Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Естественные монополии в рыночной экономике.docx

— 55.78 Кб (Скачать)

  - низкая эластичность  спроса, поскольку спрос на продукцию  или услуги, производимые субъектами  естественной монополии, в меньшей  степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если, предположим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов на электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем весьма сложно;

  - сетевой характер  организации рынка, т.е. наличие  целостной системы протяженных  в пространстве сетей, посредством  которой производится оказание  определенной услуги, в том числе  наличие организованной сети, для  которой необходимо диспетчирование  из единого центра в реальном  масштабе времени.Рассматриваемые  хозяйствующие субъекты в силу  своего «естественно-монопольного»  положения имеют возможность  определять характер хозяйственных  взаимоотношений, навязывать «правила  игры» своим экономически и  юридически более слабым контрагентам. Получение значительных управленческих  и коммерческих свобод этих  организаций в процессе происходящих  реформ при минимальном соответствии  условиям «совершенного рынка» (так  на внешнем рынке капитала, труда,  материальных ресурсов, так и  внутренне присущих отраслям) требует  создания действенной системы  государственного участия и (или)  контроля, разработки мер защиты  интересов потребителей, а также  организации справедливой конкуренции  в той степени, в которой  она возможна в существующих  экономических условиях.

   Отрасли, относящиеся  к естественным монополиям, отличает  то, что конкурентные механизмы  в них не действуют или практически  не развиты. Баланс интересов  производителей и потребителей  не может быть установлен «невидимой  рукой рынка» в процессе конкуренции  различных производителей за  право удовлетворять спрос потребителей. Поэтому и требуется вмешательство государства. Важнейшими условиями поддержания такого баланса являются доступность товаров для потребителей по приемлемым ценам, а для субъектов естественных монополий – эффективное их функционирование и развитие.

   Значение деятельности  субъектов естественных монополий  и важность их государственного  регулирования обусловлены их  ключевым местом в экономике  страны и ролью в обеспечении  благосостояния населения.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Практика регулирования естественных монополий. Соотношение субъекта естественной монополии и субъекта доминирующего на рынке.

   Жизнь подтвердила  необходимость специального регулирования  отдельных товарных рынков, включающих  продукцию сфер естественных  монополий, где механизмы рыночного  ценообразования не являются  оптимальными. Поэтому вступивший  в силу Федеральный закон «О  естественных монополиях» определил  порядок государственного регулирования  субъектов естественных монополий,  в частности, в следующих сферах:

  •  транспортировка  нефти и нефтепродуктов по  магистральным трубопроводам;

  •  транспортировка  газа по трубопроводам;

  •  услуги по  передаче электрической и тепловой  энергии;

  •  услуги терминалов, портов, аэропортов;

  •  перевозки всеми  видами транспорта;

  •  услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.

   Законом о естественных  монополиях и соответствующими  указами Президента Российской  Федерации предусмотрено создание  территориальных органов регулирования  естественных монополий. Раньше  органы регулирования естественных  монополий на транспорте не  имели своих территориальных  подразделений, а органы регулирования  в области связи делегировали  полномочия своих территориальных  подразделений администрациям субъектов  Российской Федерации. В связи  с передачей полномочий органов  регулирования в области связи  и транспорта МАТ России данные  функции выполняют территориальные  управления этого министерства.В  подавляющем большинстве субъекты  естественных монополий занимают  доминирующее положение на соответствующих  товарных рынках. Если их действия  ведут к ограничению конкуренции  или ущемлению интересов контрагентов, то к ним применяются меры  воздействия. В то же время  во исполнение федеральных законов  соответствующие государственные структуры регулируют цены (тарифы) на услуги субъектов естественных монополий.

   Основными задачами  антимонопольных органов являются:

  •  содействие формированию  рыночных отношений на основе  развития конкуренции и предпринимательства;

  •  предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции;

  •  государственный  контроль за соблюдением антимонопольного  законодательства.

   К полномочиям  федеральных органов исполнительной  власти по регулированию естественных  монополий отнесено:

- ценовое регулирование  посредством определения (установления) цен (тарифов) или предельного  их уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

- государственный контроль  за крупными сделками во избежание  сдерживания экономически оправданного  перехода соответствующего товарного  рынка из состояния естественной  монополии в состояние конкурентного  рынка.

   На начальном этапе  действия Закона о естественных  монополиях отдельные хозяйствующие  субъекты, функционирующие в сферах  естественных монополий, пытались  оспаривать, в том числе в судебном  порядке, правомочность применения  к ним норм антимонопольного  законодательства. Поскольку субъекты  естественных монополий по сути  своего положения доминируют  на товарном рынке, на них  распространяются запреты, установленные  антимонопольным законодательством.  Их деятельность контролируется  как органами регулирования естественных  монополий, так и антимонопольными  органами. При выявлении нарушений  Закона о конкуренции, допущенных  субъектом естественной монополии,  к нему могут применяться методы  воздействия, предусмотренные антимонопольным  законодательством.

   Во исполнение  указанных законов и в соответствии  со своей компетенцией МАП  России и ФЭК России регулируют  и контролируют деятельность  крупнейших отечественных хозяйствующих  субъектов, действующих на федеральном  и межрегиональных рынках топливно-энергетического  комплекса, связи и транспорта: РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром»,  АК «Транснефть», АК «Транснефтепродукт»,  ОАО «Связьинвест», МПС России, речные и морские порты, а  также другие предприятия, составляющие  основу производственной инфраструктуры  на федеральном, региональных  и местных рынках. Техническое,  организационное и финансово-экономическое  переплетение естественно-монопольных  и конкурентных сфер деятельности  в топливно-энергетическом комплексе,  его значение для экономики  страны предопределяет необходимость  координации деятельности МАП  России и его территориальных  управлений, ФЭК России, а также  региональных энергетических комиссий  субъектов Российской Федерации.

   Положения Закона  о естественных монополиях касаются  только естественных монополий  федерального уровня. Отсутствие  законодательной базы для регулирования  естественных монополий на региональном  и местном уровнях приводит  к увеличению числа нарушений  антимонопольного законодательства. Поэтому ее создание весьма  актуально. Принятие поправок  к этой части Федерального  закона обеспечивает единый подход  к регулированию субъектов естественных  монополий на всех уровнях,  определить формы правового регулирования  естественных монополий на всех  уровнях, определяет формы правового  регулирования естественных монополий  на региональном и местном  уровнях, в том числе в ЖКХ,  разграничивает полномочия федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления  по регулированию естественных  монополий. Это позволяет выделить  те сферы деятельности, где действительно  необходимы государственные контроль  и регулирование, и в то же  время избежать торможения необходимых  структурных преобразований и развития конкурентных рыночных отношений в потенциально конкурентных сферах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.       Особенности антимонопольной политики  в России

 

3.1.    Цели  и средства антимонопольной политики.Барьеры вхождения в монополистическую отрасль

      Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен.

   В случае искусственного  монополизма основным направлением  регулирования является противодействие  формированию таких монополий,  а порой и разрушение уже  сложившихся. Для этого государство  использует широкий спектр санкций:  это и предупредительные меры (например, запрет слияния крупных  фирм), и разнообразные, причем  часто очень крупные штрафы  за ненадлежащее поведение на  рынке (например, за попытку сговора  с конкурентами), и прямая демонополизация,  т.е принудительное раздробление  монополиста на несколько независимых  фирм.

   В каких же случаях  государство прибегает ко всем  этим мерам? Основанием для  приведения в действие антимонопольной  политики является наличие любого  из двух основных признаков  монополизации рынка, а именно:

1) либо концентрации очень  большой доли рынка в руках  одной фирмы;

2) либо переплетения ведущей  фирмы с конкурентами.

Понятно, что сочетание  всех этих обстоятельств создает  для монополиста исключительно  выгодную обстановку и благоприятные  предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти  преимущества мгновенно улетучились  бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению  к потребителю к скрупулезному  учету потребностей и даже капризов последнего.

   Кстати, нынешнее  поколение россиян, на своем  опыте испытавшее крах государственного  монополизма, без труда найдет  массу бытовых примеров подобных  перемен. Черствый хлеб, скажем  еще недавно безраздельно присутствующий  в булочных, мгновенно исчез, после  того как монопольная система  снабжения сменилась конкуренцией  массы независимых пекарен.

   Именно поэтому  монополистическая структура рынка  там, где она существует, защищена  целой системой практически непреодолимых  барьеров на пути вторжения  в отрасль независимых конкурентов.  Основными барьерами, существующими  в монополистической отрасли,  являются:

1) преимущества крупного  производства (вплоть до естественной  монополии);

2) легальные барьеры (монопольное  владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические  достижения, санкционированные государством  исключительные права);

3) нечестная конкуренция.

                    Преимущества крупного производства

   Как и на олигополистическом  рынке, в монополизированной отрасли  эффективны лишь крупные предприятия.  Шансы на возникновение монополии  существуют лишь там, где размеры  создают крупные преимущества  в издержках. Это положение  теории многократно проверено  практическим опытом.

   Дело в том, что  высокие прибыли монополистов  всегда были предметом зависти  мелких компаний. В истории многих  стран зафиксированы попытки  мелких фирм под тем или  иным названием создать картель  (ассоциацию, объединение, комиссию  по стандартам и т.п., хотя официально  картели запрещены) и объединенными  усилиями диктовать свои условия  поставщикам и потребителям.

   В современной  России, например, такие шаги предпринимали  импортеры чая и производители  соков. Исход этих попыток,  однако, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку издержки у новоявленного колосса не были ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым фирмам вступать в отрасль и успешно конкурировать с картелем, а недовольным участникам самого объединения (такие обязательно появлялись) спокойно и безнаказанно покидать его. Как, например, можно кому-то помешать торговать чаем? В итоге рано или поздно «созданные на пустом месте» картели обязательно разваливались.

   Иное дело отрасли,  где крупные предприятия имеют  более низкие издержки, чем конкуренты. Это создает высокий барьер  перед всеми желающими проникнуть  в отрасль, а при благоприятных  для фирм-лидеров обстоятельствах  и позволяет им полностью монополизировать  рынок. Грозит ли, скажем в обозримом  будущем что-нибудь монополии  российской фирмы «Центр имени  Хруничева» - производителя тяжелых  космических ракет «Протон»? Теоретически  носители подобного класса сложности  способны спроектировать и освоить  4-5 ведущих частных и государственных  аэрокосмических компаний мира. Но на практике для этого  нужны столь крупные капиталовложения, что даже американцы десятилетиями  не могут найти на них денег.  И при необходимости запускают  свои тяжелые грузы в космос  русскими ракетами – благо  после окончания «холодной войны»  такая возможность существует.

Информация о работе Особенности антимонопольной политики в России