3.2. Реформирование
структуры российских естественных
монополий. Регулирование
деятельности предприятий-монополистов
Кроме регулирования
цен, определенную пользу –
особенно в нашей стране –
может принести реформирование
структуры естественных монополий.
В России в рамках единой
корпорации часто объединяется
как производство естественно-монопольных
благ, так и производство таких
благ, которые эффективнее изготовлять
в конкурентных условиях. Это
объединение носит, как правило,
характер вертикальной интеграции.
В результате чего образуется
монополист-гигант, представляющий
целую сферу национальной экономики.
РАО «Газпром»,
РАО «ЕЭС России», Министерство
путей сообщения – это три
кита «монополизма по-русски»,
ярчайшие примеры подобных объединений.
В состав РАО «Газпром» наряду
с Единой системой газоснабжения
России (т.е. естественно-монопольным
элементом) входят геологоразведочные,
добывающие, приборостроительные предприятия,
проектно-технологические структуры,
объекты социальной сферы (т.е.
потенциально конкурентные элементы).
В ведении МПС находятся как
инфраструктура – железные дороги,
вокзалы, информационная система,
- так и немонопольные виды
деятельности – подрядно-строительные
и ремонтные организации, предприятия
общепита. На балансе министерства
находятся целые поселки и
города. РАО «ЕЭС России» объединяет
и электросети, и электростанции.
Суть интенсивно
обсуждаемых в нашей стране
реформ такова: предлагается развить
конкуренцию в тех видах деятельности
естественных монополий, где она
может быть достигнута. Так, конкуренция
разных фирм за прием канализационных
стоков из каждой квартиры
многоэтажного дома – явная
бессмыслица. Но конкуренция фирм,
обеспечивающих профилактику и
ремонт водопроводных и канализационных
систем в квартире – вероятно
единственный путь защиты потребителя
от произвола современных ДЭЗ,
РЭУ и т.п. Только при наличии конкуренции
жильцам не придется неделями ждать вызванного
мастера-сантехника.
Очевидно, однако, что
разделение естественно-монопольного
и потенциально конкурентных
секторов не должно быть форсированным
и механистичным. Ведь не только
конкуренция, но и производственная
интеграция имеет свой потенциал
снижения издержек. Повысится ли,
например, эффективность энергетической
отрасли, если вместо нынешнего
РАО «ЕЭС России» создать национальную
компанию, распоряжающуюся линиями
электропередачи, и множество
корпораций, владеющих электростанциями?
Даже в странах с очень жесткими
правилами антимонопольного регулирования
– Японии, США, Германии – основной
схемой организации энергетики
являются энергосистемы, т.е. сосредоточение
в одних руках генерирующих
мощностей и передающих сетей.
Тем более тщательной
проработки требует идея разукрупнения
энергетической отрасли путем
создания независимых региональных
энергосистем. Уровень конкуренции
в отрасли вряд ли повысится,
а вот обособленность регионов
возрастет. К тому же единая
энергосистема страны дает экономию,
так как позволяет для покрытия
суточного пика потребления в
восточной части России использовать
«спящие» в эти часы мощности
западных регионов и наоборот
(выгоды горизонтальной интеграции).
Удастся ли достигнуть подобной
слаженности в работе независимых
региональных энергосистем?
Проводя реформирование
российских монополистов, следует
иметь в виду и их позиции
в международной конкурентной
борьбе. Например, РАО «Газпром»
- крупнейшая международная корпорация.
Его реструктуризация может подорвать
позиции России на мировом
газовом рынке. В целом очевидно,
что реформы структур, включающих
естественно-монопольную сферу,
должны осуществляться поэтапно,
с большой осторожностью и
анализом каждой стадии преобразований.
Наконец, еще одна
сложная проблема, касающаяся естественных
монополий, относится к их статусу:
следует ли этим компаниям
быть государственными или частными?
Истоки данной проблемы связаны
с тем, что естественные монополии
являются весьма специфическим
субъектом экономики, который
никогда не функционирует по
чисто рыночным принципам. Если
естественные монополии исключают
конкуренцию; если потребитель
абсолютно лишен выбора; если
цены и объемы производства
определяются не игрой рыночных
сил, а либо произволом монополиста,
либо решениями государства; если
нарушаются многие другие механизмы
функционирования рынка? Если
все это так, то не лучше
ли управлять естественными монополиями
не как частными, а как государственными
предприятиями?
Экономическая наука
не выработала однозначного ответа
на этот вопрос. Во многих развитых
рыночных государства естественные
монополии находятся в общенациональной
собственности, но не меньше
и стран, где они являются
частными.
Обычные аргументы
в пользу национализации связаны
с тем, что на государственном
предприятии легче проводить
правительственную политику в
отношении цен, тарифов, объемов
производства и т.д. (регулирование
этих параметров неизбежно в
любом случае – и при частной,
и при государственной собственности).
Кроме того, государственная собственность
исключает монополистические злоупотребления
с целью обогащения владельцев.
Попросту говоря, там, где частный
монополист будет ради своих
прибылей выколачивать из потребителей
каждую копейку, государственный
монополист, скорее всего, займет
умеренную позицию. Ведь прибыль
– отнюдь не главная его
цель. Если же естественный монополист
убыточен, то и вовсе непонятно,
что может удерживать частный
капитал в таком предприятии.
Аргументы против
национализации связаны с опасением
понижения эффективности работы
естественного монополиста. Не
имея надобности ориентироваться
в первую очередь и превыше всего на коммерческий
успех, директор такой фирмы превращается
в государственного чиновника. И с готовностью
выполняет любые, самые нелепые указания,
лишь бы они соответствовали требованиям
начальства. Повышаются на государственном
предприятии и иждивенческие настроения:
нечего бояться убытков, все покроет бюджет.
Наконец, возрастает опасность коррупции:
слишком большие объемы государственных,
т.е. «ничьих лично», денег проходит через
кассы монополиста. При сложном характере
коммерческой деятельности таких фирм,
уследить за этими деньгами бывает трудно.
Таким образом,
серьезные аргументы есть у
обеих сторон. На практике вопрос
о праве собственности чаще
всего решается в духе национальных
традиций. Страны с государственническим
менталитетом предпочитают национализацию
естественных монополий. В странах
с сильными индивидуалистическими
традициями, наоборот, склоняются к
частной собственности. Главным
органом, осуществляющим антимонопольную
политику в России, является Министерство
по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства. Его права и возможности
достаточно широки, а статус соответствует
положению аналогичных органов в других
развитых рыночных экономиках. Основными
законами, регулирующими монополии, являются
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» и Закон
«О естественных монополиях»
Центр тяжести
государственной регулирующей деятельности
в России в первые годы реформ
был сосредоточен на регулирование
монополистических цен. Государство
устанавливает цены или их
предельные уровни на газ, электроэнергию,
железнодорожные перевозки, транспортировку
нефти, коммунальные услуги и
другие продукты естественных
монополий. Часть из этих цен
определяется централизованно для
всей страны, но в большинстве
случаев решения принимаются
региональными комиссиями для
своих областей, краев или республик.
Максимальный уровень
цен в большинстве случаев
тяготеет к покрытию издержек
монополиста и обеспечению ему
минимальной прибыли. Поскольку
при такой схеме монополисту
выгодно занижать объем производства
по сравнению с существующим
спросом, установление максимальных
цен сопровождается определением
групп потребителей, подлежащих
обязательному обслуживанию, что
дает тем известную гарантию
от сокращения поставок монополистом.
Положение резко
осложняется и запутывается в
результате широкого распространения
практики неплатежей. В этих условиях
монополисты добиваются установления
цен с таким расчетом, чтобы
все издержки можно было покрыть
за счет реально поступающих
средств. Государственные органы
обычно считают этот уровень
завышенным.
Помимо цен на
продукцию естественных монополий,
на начальных этапах реформы
ограничивались и цены предприятий,
занимающих доминирующее положение
на отдельных товарных рынках,
т.е. регулировались цены искусственных
(предпринимательских) монополий.
С этой целью для всех производителей,
контролирующих более 35% рынка,
устанавливались предельные нормы
рентабельности.
Российские законы
требуют осуществления государственной
политики недопущения формирования
новых монополий. На Министерство
по антимонопольной политике
возложены задачи контроля за
слияниями крупных предприятий,
пресечения различных форм сговора,
недопущения системы участий
и личной унии. Представляется, однако,
что опасность всех этих новых
(т.е. вытекающих не из советского
прошлого, а из рыночной практики)
форм монополизации еще не
достаточно осознана обществом,
и работа в этих направлениях
ведется недостаточно интенсивно.
Во всяком случае руководители
российских предприятий не стесняются
публично выступать с такими
заявлениями, которые на Западе
– даже если бы не были
подкреплены практическими действиями
– с гарантией привели бы
их за тюремную решетку по
обвинению в попытке создания
картеля.
Наконец, значительное
внимание уделяется борьбе с
ограничивающей конкуренцию практикой
местных властей. В условиях
нестабильной экономической ситуации
в стране региональные власти
часто пытаются незаконными методами
поддержать свои предприятия,
например, под тем или иным
предлогом запретить ввоз конкурирующих
товаров из других областей. Это
создает местным производителям
монопольное положение, что, естественно,
вызывает протесты Министерства
по антимонопольной политике. Впрочем,
как и в других областях
современной российской экономики
и политики, центральные власти,
несмотря на юридическую справедливость
своих требований, далеко не всегда
оказываются в силах одолеть
сопротивление местных властей.
В целом система
антимонопольного регулирования
в России находится пока в
стадии становления и требует
радикального совершенствования.
3.3.
Главная проблема демонополизации
в России. Принципиальные возможности
демонополизации
Высокий уровень
монополизации и его резко
отрицательное влияние на экономику
делает необходимым проведение
в нашей стране антимонопольной
политики. Более того, Россия нуждается
в демонополизации, т.е. радикальном
сокращении числа секторов экономики,
где установилась монополия.
Главной проблемой
и одновременно трудностью при
этом является специфика унаследованного
от социалистической эпохи монополизма:
российские монополисты по большей
части не могут быть демонополизированы
путем разукрупнения.
На западе демонополизация
предприятий-гигантов возможна путем
их разделения на части. Тамошние
монополисты формировались путем
объединения и поглощения независимых
фирм. Последние, хотя бы теоретически
(на практике это делается редко,
да в этом и нет нужды,
так как стопроцентные монополисты
почти не встречаются), могут быть
восстановлены в качестве самостоятельных
компаний. Российские монополисты,
напротив, сразу строились как
единый завод или технологический
комплекс, который принципиально
не может быть разделен на
отдельные части без полного
разрушения. Можно выделить три
принципиальных возможности понижения
степени монополизации:
1) прямое разделение монопольных
структур;
2) иностранная конкуренция;
3) создание новых предприятий.
Возможности первого
пути в российской реальности
сильно ограничены. Единый завод
не разделишь, а случаи, когда
производитель-монополист состоит
из нескольких заводов одного
профиля, почти не встречаются.
Тем не менее на уровне надфирменных
структур – бывших министерств,
главков (одно время их стали
преобразовывать в так называемые
концерны), а также отдельных властей
– такая работа отчасти уже сделана, а
отчасти может быть продолжена, принеся
пользу в деле понижения степени монополизации.
Еще одна специфическая
российская разновидность монополизма
состоит в диктате ведомств
и госорганов, продолжающих и
в наше время активно вмешиваться
в деятельность предприятий. Формально-юридических
прав на это они не имеют
– предприятия находятся в
частной собственности. Но реальные
рычаги давления у органов
власти есть. Например, не допустить
в отрасль (или в регион) стороннего
производителя с помощью частокола
инструкций и распоряжений они
вполне могут.