Особенности антимонопольной политики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Всевластию монополиста помогает уникальность или незаменимость продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, так же как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
I. Характер чистой монополии…………………………………………………4
1.1. Монополия. Общие понятия и структура рынка при совершенной (чистой) монополии…………………………………………………………………………4
1.2. Поведение фирмы в условиях «чистой» монополии . Максимизация прибыли при «чистой» монополии………………………………………………………………………7
1.3. Доход монополиста и рыночный спрос ……………………………………………………………………………………11
II. Естественные монополии……………………………………………………………………14
2.1. Естественные монополии. Общие понятия……………………………………………………………………….14
2.2. Естественная монополия как состояние рынка. Необходимость регулирования естественных монополий…………………………………………………………………… 17
2.3. Практика регулирования естественных монополий.Соотношение субъекта естественной монополи и субъекта доминирующего на рынке…………………………………………………………………………….20
III. Особенности антимонопольной политики в России……………………………………………………………………..24
3.1. Цели и средства антимонопольной политики .Барьеры вхождения в монополистическую отрасль……………………………………………………………………………24
3.2. Реформирование структуры российских естественных монополий. Регулирование деятельности предприятий-монополистов……………………………………………………………………27
3.3. Главная проблема демонополизации в России. Принципиальные возможности демонополизации………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………36 Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Естественные монополии в рыночной экономике.docx

— 55.78 Кб (Скачать)

Содержание

 

     Введение……………………………………………………………………3

I. Характер чистой монополии…………………………………………………4

  1.1. Монополия. Общие  понятия и структура рынка при совершенной (чистой) монополии…………………………………………………………………………4                                                                       

  1.2. Поведение фирмы в условиях «чистой» монополии . Максимизация прибыли при «чистой»  монополии………………………………………………………………………7                                                

  1.3. Доход монополиста и рыночный спрос ……………………………………………………………………………………11

II. Естественные монополии……………………………………………………………………14

  2.1. Естественные монополии. Общие понятия……………………………………………………………………….14

  2.2. Естественная монополия как состояние рынка. Необходимость регулирования естественных монополий……………………………………………………………………   17

  2.3. Практика регулирования естественных монополий.Соотношение субъекта естественной монополи и субъекта доминирующего на рынке…………………………………………………………………………….20

III. Особенности антимонопольной  политики в России……………………………………………………………………..24

  3.1.  Цели и средства антимонопольной политики .Барьеры вхождения в монополистическую отрасль……………………………………………………………………………24

  3.2.  Реформирование  структуры российских естественных монополий. Регулирование деятельности предприятий-монополистов……………………………………………………………………27          

  3.3.  Главная проблема демонополизации в России. Принципиальные возможности демонополизации………………………………………………………………33                                                    

     Заключение……………………………………………………………………36                                                                                              Список литературы………………………………………………………………………38                                                                                 

 

                                                      

 

 

                                                                      

Введение

    В период экономического  кризиса проблема монополизации  является очень актуальной. Целью  курсовой работы является определение  содержания чистой монополии  и характер ее проявления в  российской экономике. Эта тема  имеет высокую степень изученности  и подробно освещена в литературе.

  Чистая монополия  – наиболее яркое проявление  несовершенной конкуренции. Собственно  говоря, в условиях монополизации  рынка само существование конкуренции  может быть признано лишь с  большими оговорками. Ведь конкуренция  предполагает разделение экономической  власти, наличие у потребителя  выбора. Именно поэтому начинается  состязание между производителями  за спрос потребителя, возникает  стремление наилучшим образом  удовлетворить его запросы. В  условиях же чистой монополии  потребителям противостоит единый  производитель-гигант. Хочет или  не хочет того потребитель,  он вынужден пользоваться продукцией  монополиста, соглашаться на его  ценовые условия и т.д.

   Всевластию монополиста  помогает уникальность или незаменимость  продукции последнего. Может ли  житель Москвы или Владивостока  добровольно отказаться от услуг  монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем  хозяйстве? Способны ли угольные  предприятия Кузбасса перевозить  свою продукцию без помощи  железной дороги? Отрицательный  ответ на подобные вопросы  очевиден, так же как и то, что  подобное положение позволяет  монополисту диктовать свои условия  с позиции силы.

   Укрепляет власть  монополиста над рынком и полнота  имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей  отрасли, он точно знает объем  рынка, может оперативно и с  абсолютной точностью отслеживать  изменения объемов продаж и,  уж конечно, в деталях осведомлен  о ценах, которые сам же и  устанавливает.

 

                 

I. Характер чистой монополии.

 

   1.1. Монополия. Общие понятия и структура рынка при совершенной (чистой) монополии

   При такой форме  организации рынка существует  единственный продавец определенного  товара. Предложению предприятия,  занимающего монопольное положение,  противостоит на рынке совокупный  спрос всех покупателей товара  в пределах географических и  товарных единиц соответствующего  рынка (мировых, национальных, местных). Если в условиях свободной  конкуренции любой продавец мог  продать определенное  количество  товара по независящей от него  рыночной цене, то монопольное  предприятие регулирует как объем  продаваемой продукции, так и  ее цену. Обладая абсолютной рыночной  властью, оно может варьировать  объем выпускаемой продукции,  ее цену, другие существенные  условия продажи.

   Предприятие может  выпускать как один вид продукции,  так и много ее видов, но  в любом случае оно будет  считаться занимающим монопольное  положение только по тому виду  продукции, для которого полностью  отсутствуют предприятия-конкуренты.

   Одна из причин  появления и существования монополии  состоит в таком соотношении  между размерами рынка (предъявляемым  спросом) и эффективной мощностью  предприятия, которое требует  существования нескольких или  единственного производителя (например, производство хлебобулочных изделий  и т.д.). другими причинами могут  быть природные (единственный  источник сырья), технологические  (эксплуатация изобретения без  передачи прав на его использование  в течение определенного времени)  и пр.

   Монополия возможна  лишь тогда, когда вход на  рынок другим предприятиям представляется  невыгодным или невозможным. Если  на рынок входят другие предприятия,  то монополия исчезает. Следовательно,  наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии.

   Природе монополий  присуще стремление использовать  свою рыночную власть в ущерб  потребителям и потенциальным  конкурентам. Следовательно, только  уменьшая число рынков с монопольной  структурой и сокращая число  предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных  пределов их негативные воздействия  на рынки. В случае обратной  ситуации, когда не продавец, а  покупатель занимает монопольное  положение и ему противостоит  множество продавцов, имеет место  монопсония, но и тогда основные  характеристики рынка повторяют  черты монопольного типа.

   В ряду рынков  с монопольной структурой особое  положение занимают так называемые  естественные монополии. В связи  со значительной экономией от  масштаба производства и технологической  нецелесообразностью развития конкуренции  на рынке может существовать  только один хозяйствующий субъект,  удовлетворяющий спрос клиентуры  и получающий прибыль. Рассредоточить  производство на несколько предприятий  нецелесообразно, так как это  приведет к неоправданному росту  затрат. Рынкам естественной монополии  присущи все основные характеристики  рынка монопольного типа. Однако  способы воздействия государства  на эти рынки (прежде всего  установление цен и тарифов)  будут отличными от тех, которые  целесообразны по отношению к  прочим монопольным предприятиям.

 

 Признаки, определяющие чистую монополию:

   1. Множество фирм, производящих данный продукт;

   2. Полная однородность  производимой продукции;

   3. Отсутствие ограничений  для межотраслевого перелива  капитала;

   4. Полная информация;

   5. Полный контроль  над объемом производимой продукции;

   6. Никакого контроля  над ценами.

   Отсюда видно, что  чистая монополия предполагает  наличие единственного продавца, производящего данный продукт  и не имеющего субститутов  (взаимозаменяемых товаров). Причем  монополист вступает в обмен  с покупателями его продукции  и стремится установить такой  уровень цен, при котором прибыль  была бы максимальной.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.     Поведение фирмы в условиях «чистой» монополии. Максимизация прибыли при «чистой» монополии

   В современной  экономической теории под чистой  монополией принято принимать  такую конкурентную рыночную  ситуацию, которая отвечает следующим  классификационным признакам.

1. В отрасли функционирует  только одна фирма, поэтому  понятия «фирма» и «отрасль»  равнозначны.

2.  Поскольку произведенная  фирмой продукция представляет  собой все предложение товаров  отрасли, фирма обладает полным  и абсолютным контролем над  ценами, или рыночной властью.  Это означает, что фирма может  поднять цены на свою продукцию  и не потерять при этом спроса  на нее. Такая фирма может  считаться ценодателем в отличие  от фирмы-ценополучателя при совершенной  конкуренции.

3. Доступ в отрасль  для всех прочих фирм блокирован. Это достигается как административно-правовыми,  так и экономическими методами. Например, в качестве барьеров  на пути «чужих» капиталов  могут служить:

  - патенты, дающие исключительное  право одному производителю выпускать  данный продукт или применять  некоторую технологию;

  - государственные лицензии  или франшизы, разрешающие данный  вид деятельности лишь одной  фирме;

  - владение редким  сырьевым ресурсом. В частности,  компания De Birs, мировой монополист  по производству бриллиантов,  владеет большей частью добычи  алмазов. В первой половине XX в.  Алюминиевая корпорация Америки  (АЛКОА) владела или контролировала  практически 100% мировых залежей  бокситов и благодаря этому  являлась до 1940 г. абсолютным монополистом  в производстве алюминия;

- большая капиталоемкость  и экономия масштаба. Некоторые  виды производства требуют для  их начала крупных первоначальных  инвестиций и являются рентабельными  только при значительных объемах  выпуска продукции. Далеко не  каждый потенциальный конкурент  располагает такими капиталами и может освоить крупномасштабное производство. Иногда большие издержки связаны не с самим производством, а со сбытом, с рекламой и пр. Например, производство хлопьев для завтрака вполне по силам и мелким фирмам. Однако они не в состоянии выдержать соревнование в дорогостоящей и масштабной рекламной войне и проигрывают знаменитым на весь мир торговым маркам.

4. Продукт фирмы/отрасли  не имеет близких заменителей  и в некотором роде уникален.

5. Кривая спроса фирмы/отрасли  имеет отрицательный наклон. Исследуя  поведение фирмы-монополиста, сделаем  следующие допущения:

- фирма стремиться максимизировать  прибыль;

- монополист-производитель  покупает ресурсы на конкурентных  рынках;

- фирма не может производить  ценовую дискриминацию, т.е. всем  потребителям продукция фирмы  продается по одной и той  же цене;

- фирма обладает достаточной  информацией, чтобы предсказать  реакцию потребителей на изменение  цены товара. Другими словами,  фирма в состоянии построить  кривую спроса на свою продукцию.  Эта предпосылка не так далека  от действительности, поскольку  сегодня крупные фирмы обычно  проводят широкомасштабные маркетинговые  исследования и достаточно точно  определяют спрос в целом и  отдельные его сегменты.

   Зная кривую спроса, монополист может определить, какая  комбинация объема выпуска и  цены обеспечит ему максимальную  прибыль. Обратим внимание, что  монополист не может назначить  какую угодно цену на свой  товар. Каждому уровню цены  на рынке соответствует определенное  количество продукта, которое потребители  готовы купить в данное время.  Поэтому монополист не так  всесилен, как иногда представляется. Если он назначает объем выпуска,  кривая спроса подскажет предельную  цену, которую примет потребитель.  Ели монополист назначает цену, он должен ограничить предложение  тем объемом, которое ему диктует  потребительский спрос. Поэтому  в условиях монополии фирма  должна принять одновременное решение по объему выпуска и цене, т.е. выбрать некоторую их комбинацию, исходя из особенностей кривой спроса.

   Таким образом,  у монополиста нет своей кривой  предложения, независимой от кривой  спроса на его продукцию. Фирма  выбирает лишь одну точку на  кривой спроса, в которой ей  надлежит быть. Чтобы выявить  закономерности формирования монопольной  цены и монопольной прибыли,  рассмотрим случай «чистого»  монополиста, то есть продавца  недифференцированной (однородной) продукции.  В этой связи сравним кривые  спроса у двух фирм, работающих  в условиях совершенной и несовершенной  конкуренции. При совершенной  конкуренции фирма может продать  товара столько, сколько сможет, не влияя на его рыночную  цену. Поэтому кривая спроса горизонтальна.

   При несовершенной  конкуренции, в отличие от совершенной,  кривая спроса идет вниз по  мере увеличения продажи товаров  фирмой-монополистом, поскольку количество  товара растет и цена падает. В случае же, когда фирма не  обладает полной монополией, сокращение  цены товара у ее конкурента  сдвигает линию спроса влево.  В результате конкуренции соперничающей  фирмы количество проданных товаров  уменьшилось, хотя цены на них  снизились. Следовательно, фирма  является совершенным конкурентом,  если кривая спроса горизонтальна.  Если же фирма относится к  несовершенным конкурентам, то  кривая спроса носит понижательный  характер.

Информация о работе Особенности антимонопольной политики в России