Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:43, реферат
Конституция России 1993 года создала правовые основы для нового этапа развития местного самоуправления в России. По своей правовой природе органы местной публичной власти призваны решать вопросы местного значения. При этом у государства существует необходимость исполнять на уровне муниципалитетов ряд своих функций. Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Положения данной нормы Конституции РФ конкретизированы в Федеральном Законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации
Введение
Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления
Глава 2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
2.1 Нормативно-правовое регулирование передаваемых полномочий
2.2 Виды государственных полномочий, осуществляемые органами местного самоуправления
2.3 Финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий
2.4 Порядок прекращение осуществления переданных полномочий
2.5 Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Глава 3. Некоторые проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Заключение
Список использованной литературы
Проведенный анализ показывает, что в процессе развития местного самоуправления в Российской Федерации сложилась однородная по своему содержанию группа общественных отношений между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по наделению последних отдельными государственными полномочиями. Сформировался целостный комплекс правовых норм, регулирующих эти общественные отношения. Помимо соответствующих норм Конституции РФ и федеральных законов принято значительное число законов субъектов РФ, регулирующих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, как показывает практика, представляется необходимой по ряду моментов:
а) это требование принципа субсидарности, закрепленного в Конституции РФ и Европейской Хартии местного самоуправления. Данный принцип предполагает, что полномочия передаются более низкому уровню власти, расположенному ближе к гражданам и способному выполнять эти функции наиболее эффективно;
б) передача ряда государственных полномочий органам местного самоуправления позволяет сэкономить средства, которые должны быть затрачены на создание соответствующих территориальных структурных подразделений государственных органов;
в) данная передача функций призвана улучшить качество обслуживания населения.
Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает в главе 4 следующие принципы и порядок наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления:
- наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями осуществляется только соответственно федеральными законами или законами субъектов РФ;
- переданные государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено законом;
- наделение отдельными государственными полномочиями осуществляется на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий;
- финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов; органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для их осуществления в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
- по вопросам осуществления переданных государственных полномочий соответствующие государственные органы исполнительной власти в случаях, установленных законодательством, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением;
- основанием для отказа от исполнения переданных государственных полномочий является признанное в судебном порядке несоответствие законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным Федеральным законом № 131-ФЗ;
- органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;
- органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;
- закон о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должен содержать все установленные ч. 6 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ положения, в том числе: вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий и др.
Передача отдельных государственных полномочий осуществляется в целях социально-экономического развития муниципалитета с учетом возможностей осуществления этих полномочий со стороны органов местного самоуправления.
Вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, несмотря на их важное место в системе местного самоуправления, остаются до сих пор мало изученными и разработанными, следовательно, и достаточно проблематичными.
Проанализировав некоторые проблемы можно сделать следующий вывод:
До настоящего времени остается открытым вопрос о пределах делегирования государственных полномочий.
Передача указанных полномочий осуществляется в одностороннем порядке.
Требуют законодательного разрешения вопросы, касающиеся оснований и порядка возвращения (отзыва) переданных муниципальным органам государственных полномочий.
Имеются проблемы передачи муниципальным образованиям для выполнения государственных полномочий необходимых материальных и финансовых средств; и др.
Наделение полномочиями заключается в их передаче от государственных к муниципальным органам публичной власти. Очевидно, что компетенция органов местного самоуправления при этом расширяется и включает помимо собственных также делегированные государственные полномочия[14]. Компетенция органов государственной власти при этом временно сокращается на объем переданных полномочий. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не должно трактоваться как полное освобождение органов государственной власти от ответственности за осуществление переданных полномочий. Полномочия, переданные органами государственной власти для реализации органам местного самоуправления, продолжают сохранять свое государственное значение.
При переходе в местную компетенцию эти полномочия не утрачивают свою государственную природу и остаются государственными полномочиями. Только теперь они исполняются не государственными органами, а муниципальными образованиями.
Таким образом, законодательное решение обозначенных проблем, несомненно, принесет необходимую сбалансированность в систему взаимных прав, обязанностей, полномочий, и ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
государственный полномочие финансовый общественный
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №1.
Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении и методах хозяйства. Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.
Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие, Ростов-н/Д. 2005
Цветкова Г. Местное самоуправление как основа общественного строя.// Управленческое консультирование. 1999. №1. С.45
Мардьярова А.В. Межмуниципальные соглашения о передаче части полномочий:некоторые проблемы теории, законодательного регулирования и практики применения. /СПС «Консультант +».
Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е. Муниципальное право России: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2007. С
Акмалова А.А. Методология исследования местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2003.
Соломка НИ. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления // Дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.
Дитятковский М.Ю. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. О порядке, пределах, критериях качества и эффективности // Закон и право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, № 2.
Уваров А.А. Местное самоуправление в соотношении с государственной властью в Российской Федерации: Проблемы развития и взаимодействия // Дисс. ... д-ра юрид. наук.М., 2002.
Парахина В.Н, Галлеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление. Москва 2007.
Стукалова О.А. Понятие и сущность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Юридические науки. - М.: Компания Спутник+, 2006, № 4 (20)
Еремин А.Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации // Журнал российского права. - М.: Норма, 2006, № 10.
Дитятковский М.Ю. Порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2007, № 2.
Дитятковский М.Ю. Передача органами местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий // Право и экономика. - М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2006, № 9.
Кодина Е. Готовность №131. //Муниципальная власть.-2005.-№6
Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. - М.: 2005.
Размещено на Allbest.ru