Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:43, реферат
Конституция России 1993 года создала правовые основы для нового этапа развития местного самоуправления в России. По своей правовой природе органы местной публичной власти призваны решать вопросы местного значения. При этом у государства существует необходимость исполнять на уровне муниципалитетов ряд своих функций. Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Положения данной нормы Конституции РФ конкретизированы в Федеральном Законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации
Введение
Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления
Глава 2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
2.1 Нормативно-правовое регулирование передаваемых полномочий
2.2 Виды государственных полномочий, осуществляемые органами местного самоуправления
2.3 Финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий
2.4 Порядок прекращение осуществления переданных полномочий
2.5 Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Глава 3. Некоторые проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления
Глава 2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
2.1 Нормативно-правовое регулирование передаваемых полномочий
2.2 Виды государственных полномочий, осуществляемые органами местного самоуправления
2.3 Финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий
2.4 Порядок прекращение осуществления переданных полномочий
2.5 Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
Глава 3. Некоторые проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Конституция России 1993 года создала правовые основы для нового этапа развития местного самоуправления в России. По своей правовой природе органы местной публичной власти призваны решать вопросы местного значения. При этом у государства существует необходимость исполнять на уровне муниципалитетов ряд своих функций. Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Положения данной нормы Конституции РФ конкретизированы в Федеральном Законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Проблема осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, с момента введения в РФ самого института местного самоуправления, является одной из наиболее острых и актуальных как в теоретическом, так и в практическом плане.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, их осуществлением и прекращением исполнения.
Целью данной работы является изучение сложившейся в Российской Федерации системы правового регулирования отношений в области наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, выявление проблем в указанной области общественных отношений.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- определить понятие и сущность местного самоуправления;
- дать общий анализ правовых основ наделения полномочиями
- охарактеризовать государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления;
- установить формы и порядок передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий;
-
выявить проблемы наделения указанными
полномочиями.
1. Понятие и сущность местного самоуправления
Термин
"местное самоуправление" впервые
получил юридическое закрепление в Законе
СССР от 9 апреля1990 г. N 1417-I "Об общих
началах местного самоуправления и местного
хозяйства в СССР". Согласно Закону
1990 г. местное самоуправление должно было
осуществляться в границах административно-
Затем понятие "местное самоуправление" было применено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой I Съездом народных депутатов 12 июня 1990 г. Провозглашая цель создания правового демократического государства, Декларация подразумевала реформирование всего государственного механизма и создание на местах новой власти - местного самоуправления.
В Конституцию РСФСР термин "местное самоуправление" был включен в 1991 г. Законом РФ от 6 июня 1991 г. N 1550-I "О местном самоуправлении в РФ". Местное самоуправление отождествлялось с деятельностью представительных органов - местных Советов народных депутатов - и образуемых ими исполнительных органов власти.
До Конституции 1993 года органы местного самоуправления рассматривались в качестве органической части системы государственной власти. С принятием Конституции РФ, определившей роль местного самоуправления в системе управления делами государства как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердились современные конституционные основы местного самоуправления.
Определения понятия местного самоуправления весьма разнообразны. Например, русский государствовед Н.Лазаревский определил местное самоуправление как «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, сознавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением".[4]
Англичанин И.Редлих под местным самоуправлением понимал: «осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву».[6]
По
мнению известного германского государствоведа
Г.Еллинека, данное понятие означает «государственное
управление через посредство лиц, не являющихся
профессиональными государственными
должностными лицами, управление, которое
в противоположность государственно-
Во Франции данного термина не существует, вместо него используется словосочетание «муниципальная власть».
Документом, наиболее полно излагающим понятие местного самоуправления, считают Европейскую хартию о местном самоуправлении, принятую Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 г.: «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [3].
Таким образом, местное самоуправление - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Сущность местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и отвечать за их последствия.
Характеризуя сущность местного самоуправления, профессор В.Г. Игнатов выделил следующее[5]:
местное самоуправление - это не самоцель, а лишь средство улучшения качества жизни населения, образующего местное сообщество;
местное самоуправление направлено главным образом на решение вопросов местного значения;
местное самоуправление базируется на системе принципов, основополагающим из которых является самоответственность;
местное самоуправление должно опираться на разнообразные формы прямого волеизъявления граждан: местные референдумы, собрания (сходы), муниципальные выборы и др.;
обязательный элемент местного самоуправления - наличие в муниципальных образованиях выборных органов местной власти.
Сущность
местного самоуправления раскрывается
и в том, что в стране наряду с интересами
личности и интересами государства признаются
и гарантируются местные интересы - интересы,
связанные с решением вопросов жизнедеятельности
населения. При этом муниципальные интересы
рассматриваются не как подчиненные государственным,
а как равноправные. Местное самоуправление
- это неотъемлемая часть общегосударственной
системы сдержек и противовесов. При решении
вопросов различного уровня необходим
баланс государственных и местных интересов,
т.е. интересов каждого отдельно взятого
города, района, поселка, села и т.д.[6].
II. Наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями
Конституция Российской Федерации 1993 года, признавая и гарантируя местное самоуправление, использует, в частности, понятия «полномочия местного самоуправления», «права местного самоуправления». Отсюда, государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупность прав и обязанностей необходимую для решения вопросов местного значения, осуществления функций местного самоуправления на территории муниципального образования.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, о том, что полномочия органов местного самоуправления складываются из двух групп:
Собственные или «основные». Полномочия вытекающие из собственной компетенции местного самоуправления, т.е. те которые признало и закрепило государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 12, 133 Конституции РФ, ).
Отдельные государственные полномочия или «порученные». Государственные полномочия, которые передаются местным органам на основании закона с предоставлением необходимых материальных и финансовых средств для их реализации и государственным контролем над исполняющими органами местного самоуправления (ч.2.ст. 132 Конституции РФ). Под государственными полномочиями понимается совокупность прав и обязанностей органов государственной власти и должностных лиц государственной власти, которые отнесены к их ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, а также полномочия органов местного самоуправления, не связанные с решением вопросов местного значения, правовые, организационные, социально-экономические последствия реализации которых связаны с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения Российской Федерации в целом либо ее субъектов и выражаются в принятии правовых актов и осуществлении иных государственно-властных действий.
Под наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями понимается передача государственных полномочий органам местного самоуправления, осуществляемая путем исключения каких-либо полномочий из компетенции органов государственной власти либо должностных лиц государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и включения их в компетенцию органов местного самоуправления либо предоставления органами государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации принадлежащих им либо должностным лицам государственной власти прав по решению какого-либо вопроса органам местного самоуправления.
Передача ряда государственных полномочий на местный уровень считается эффективной, так как позволяет экономить затраты на создание соответствующих территориальных государственных органов и улучшить обслуживание населения.
Всякие
отдельно взятые полномочия органа публичной
власти состоят из трех компонентов: нормативно-правового
регулирования, финансирования и реального
предоставления тех или иных услуг.
2.1
Нормативно-правовое регулирование передаваемых
полномочий
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации -- законами субъектов Российской Федераций.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.