Основные теории местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть основные концепции и принципы местного самоуправления.
Первую главу своей работы я посвятила работам ученых Р. Гнейста, Л. Штейн, Лазаревского Н.И., Михайлова Г.С., Фадеева В.И. Наличие теорий местного самоуправления, на мой взгляд, служит показателем силы закрепления в общественном устройстве этого явления и его фундаментальности.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные теории местного самоуправления 4 - 9

Глава 2. Принципы местного самоуправления 10- 13

Общие, специальные и частные принципы 14- 34
местного самоуправления


Заключение 35

Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовая природа и принцыпы метного самоуправления.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Реализация  принципа гласности в работе органов  местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое  информирование о ней населения.

Способы обеспечения  гласности нашли свое правовое закрепление в нормах муниципального права, в практике местного самоуправления

Статья 3 Закона об общих принципах организации  местного самоуправления устанавливает  обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает, прежде всего, информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии со ст. 19 упомянутого Закона нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц четного самоуправления, права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ст. 3).

Устанавливаемая Законом обязанность органов  местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в свое время местными Советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. К этим формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию, и т.п.

Гражданам гарантируется  возможность получения полной и  достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» содержит перечень сведений, относимых к государственной тайне. К государственной тайне (ст. 5) могут быть отнесены, в частности, сведения о силах и средствах гражданской обороны, об объектах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа и др. Закон также содержит перечень сведений, не подлежащих засекречиванию, а именно чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, прел приятиям, учреждениям и организациям, о фактах нарушении прав и свобод человека и гражданина и др.

Большую роль в осуществлении принципа гласности  в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации. Статья 6 Закона об общих принципах  организации местного самоуправления относит к предметам ведения местного самоуправления вопросы организации и содержания муниципальной информационной службы, а также создания условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г «Об экономической поддержке районных (городских) газет» в целях обеспечения конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформ местного самоуправления и активного участия граждан в местном самоуправлении осуществляется экономическая поддержка районных (городских) газет. Экономический поддержка оказывается районным (городским) газетам, внесенным в Федеральный реестр районных (городских) газет, путем выделения средств из федерального бюджета на развитие материально-технической базы районных (городских) газет и оплату расходов, связанных с их производством и распространением (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной почтовой связи).

Последовательное  осуществление принципа гласности  в деятельности органов местного самоуправления создает необходимы предпосылки и условия для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов, в решении вопросов местного значения, Так, реализация населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, согласно ст. 25 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, обязывает органы местного самоуправления рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением, на открытом заседании с участием представителей населения. Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы (обнародованы).

Практика  местного самоуправления свидетельствует, что наиболее важные проекты решений  по вопросам местного значения (например, проект устава муниципального образования) могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.

Получая объективную  информацию о состоянии местных  дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями жалобами. Закон закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца  (ст. 26).

Государственная гарантия местного самоуправления.

Как уже говорилось, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Гарантии осуществления местного самоуправления определяются в законе об общих принципах организации местного самоуправления, других федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов Федерации.

Реализация  рассматриваемого принципа означает прежде всего создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления, к которой относится прежде всего  признание государством местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа: местной публичной власти 1 (Т. 3 и ст. 12 Конституции РФ). Это предполагает децентрализацию государственного управления, разграничение полномочий области местного самоуправления между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной к части ее субъектов и муниципальными образованиями (ст. 4, 5, 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Государство гарантирует местному самоуправлению самостоятельность в пределах его полномочий, признавая при этом: а) право органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам своего ведения принимать (издавать) правовые акты; б) обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в пределах их полномочий, неисполнение которых влечет ответственность в соответствии с законами; в) свободу действий органов местного самоуправления по реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо органа власти; г)возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; д) осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и иных территориях.

Важным элементом  системы правовых гарантий местного самоуправления является конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления. Оно реализуется через формы прямой и представительной демократии с учетом исторических и иных местных традиций. При этом население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Государство гарантирует местному самоуправлению организационную самостоятельность, устанавливая, что:

а) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

б) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;

 в) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;

г) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;

д) решение органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;

е) муниципальные служащие не относятся к категории государственных служащих.

Государство устанавливает и обеспечивает гарантии финансово-экономической самостоятельности  местного самоуправления. Конституция  РФ признает и защищает равным образом  муниципальную собственность наряду с частной, государственной и иными формами собственности (ст. 8).

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов. Минимально необходимые расходы устанавливаются законами субъектов Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. При этом органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством.

Статья 132 Конституции РФ предусматривает материально-финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться законом, а ст. 133 — компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Кроме того, местному самоуправлению гарантируется  право на судебную защиту.

Государственная гарантия местного самоуправления не исчерпывается  созданием правовой базы местного самоуправления, правового механизма защиты прав местного самоуправления. Статья 9 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определяет более широкие задачи государственной поддержки местного самоуправления: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление. Однако вопрос о государственной поддержке местного самоуправления, как отмечалось на Всероссийском совещании по вопросам местного самоуправления (1995 г.), требует взвешенного подхода, ибо грань между поддержкой государства и вмешательством в решение вопросов местного значения слишком зыбка

Закон относит  к компетенции Российской Федерации и ее субъектов принятие соответственно федеральных и региональных программ развития местного самоуправления (ст. 4 и 5).

Федеральная программа государственной поддержки  местного самоуправления предусматривает  следующие основные направления государственной поддержки местного самоуправления: формирование правовой основы местного самоуправления; формирование финансово-экономической основы местного самоуправления; организационно-методическая поддержка местного самоуправления и формирование системы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления; информационная поддержка и информационное обеспечение деятельности местного самоуправления; создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.

Согласно  Указу Президента РФ от 11 июня 1997 г. «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» активное содействие становлению и развитию местного самоуправления в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента и Правительства РФ17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Закрепление принципов местного самоуправления в главе Конституции РФ «Основы  конституционного строя» свидетельствуют  о том, что местное самоуправление не просто разновидность власти, а  один из важнейших демократических устоев современной России, без которого немыслимо ее цивилизованное и свободное развитие.

  Практическая цель конституционной модели местного самоуправления заключается в приобщении граждан к самостоятельному, под свою ответственность решению общих вопросов своего непосредственного жизнеобеспечения, формировании у граждан активной жизненной позиции в сфере публичных интересов, а посредством этого – повышении эффективности государственного управления, концентрации на выполнении и более масштабных, стратегических задач, в создании дополнительного потенциала власти, позволяющего обеспечить управление общественными процессами на уровне местного населения каждого отдельного муниципального образования даже в условиях чрезвычайных ситуаций.

Демократическая организация государственной власти с активными элементами гражданского общества представляет собой, несомненно, более сложную систему власти по сравнению с авторитарным устройством, и это на первых порах вызывает определенные трудности в усвоении основных принципов и механизмов действия демократических институтов. Порой происходит откат на старую орбиту отношений. Стереотипы мышления, помноженные на привычку решать управленческие проблемы наиболее простым административным способом, отнюдь не способствуют развитию местного самоуправления.

Информация о работе Основные теории местного самоуправления