Основные теории местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть основные концепции и принципы местного самоуправления.
Первую главу своей работы я посвятила работам ученых Р. Гнейста, Л. Штейн, Лазаревского Н.И., Михайлова Г.С., Фадеева В.И. Наличие теорий местного самоуправления, на мой взгляд, служит показателем силы закрепления в общественном устройстве этого явления и его фундаментальности.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные теории местного самоуправления 4 - 9

Глава 2. Принципы местного самоуправления 10- 13

Общие, специальные и частные принципы 14- 34
местного самоуправления


Заключение 35

Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовая природа и принцыпы метного самоуправления.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Принципы местного самоуправления

 

Общие принципы местного самоуправления – это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.

В принципах местного самоуправления находят отражение  требования объективных закономерностей  и тенденций развития местной  власти, отражается природа и сущность местного самоуправления. Принципы местного самоуправления предопределяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории Российской Федерации; являются теоретической основой муниципального строительства, они помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки; выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления; отражают сущностные  признаки и черты местного самоуправления, они способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Принципы  местного самоуправления получили правовое закрепление в 

Европейской Хартии местного самоуправления, которая  служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран – членов Совета Европы.

Конституция РФ, Закон об общих принципах организации  местного самоуправления, основываясь  на положениях Хартии, закрепляют общие  принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.

По определению К.Ф. Шеремета, «общие принципы организации местного самоуправления составляют «правовой каркас» демократической концепции местного самоуправления, основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают»10. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Конституция Российской Федерации закрепила  следующие принципы местного самоуправления:

Экономической самостоятельности, означающей: равноправие муниципальной собственности среди других форм собственности; самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; самостоятельное утверждение и использование местных бюджетов; самостоятельное установление местных налогов и сборов; соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его компетенции.

Организационно-правовой направленности, означающей: самостоятельное решение населением вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления; многообразие форм осуществления местного самоуправления; обязательное наличие выборных органов местного самоуправления; учет мнения населения при изменении границ муниципального образования; законность в организации и деятельности местного самоуправления; гласность в системе местного самоуправления; коллегиальность и единоначалие в системе местного самоуправления; гарантии местного самоуправления; ответственность в системе местного самоуправления; соблюдение прав и свобод человека и гражданина; взаимодействие местного самоуправления с государством.

В каждом субъекте Российской Федерации, где решаются вопросы местного значения через  органы местного самоуправления формируются  свои основные принципы местного самоуправления, которые не противоречат основным принципам, закрепленным в Конституции РФ и прописаны в законе о местном самоуправлении в данном субъекте Российской Федерации. Например, местное самоуправление в Пермской области осуществляется на следующих принципах11: законности; соблюдения прав и свобод человека и гражданина; признания за местным сообществом собственных полномочий; самостоятельности местного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе экономической и финансовой; организационной обособленности органов местного самоуправления и взаимодействия их с органами государственной власти; сочетание общегосударственных и местных интересов; ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, населением, юридическими и физическими лицами; единства прав и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельного определения структуры органов местного самоуправления; гласности и учета общественного мнения; выборности органов и должностных лиц местного самоуправления; государственной гарантии местного самоуправления.

Реализация  принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

Федеральный законодатель не дает конкретного перечня  общих принципов организации  местного самоуправления: эта задача по сути невыполнимая, ибо любой законодательно установленный перечень был бы неполным, не отражал бы и исчерпывающей полнотой содержание общих принципов местного самоуправления.

Федеральный закон 2003г. « Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», сохраняя в целом прежний подход к правовому регулированию общих принципов организации местного самоуправления, вносит новые элементы в их законодательное закрепление. Согласно ст. 4 и 5 названного Закона общие принципы организации местного самоуправления определяются и изменяются данным Законом, в то время как в соответствии с Федеральным Законом 1995г. – федеральными законами, т.е. включая, в частности федеральные законы, как об основах муниципальной службы, о финансовых основах местного самоуправления и др.

Установление  общих принципов организации  местного самоуправления относятся  к предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Вместе с тем  Федеральный Закон 2003г. более полно  регулирует данные общие принципы, нежели  прежний Закон, включая в общие принципы организации местного самоуправления положения, касающиеся вопросов, которые ранее регулировались законами субъектов Федерации. Так, в Законе 2003г. появилась специальная глава «Принципы территориальной организации местного самоуправления», в то время как Закон 1995г. предоставлял субъектам Федерации право принимать законы, в которых бы определялись требования, предъявляемые к порядку установления и изменения границ муниципальных образований, порядку их создания и преобразования. В новом Законе принципы и требования, предъявляемые к территориальной организации местного самоуправления, включая установление и изменение границ, образование и преобразование муниципальных образований, с исчерпывающей полнотой определяются Федеральным законом. Закон относит к компетенции субъектов Федерации правовое регулирование вопросов местного самоуправления лишь в случаях и порядке, установленных Федеральным законом.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Общие, специальные  и частные принципы местного  самоуправления 

 

Федеральный закон 2003г. также не содержит конкретного  перечня общих принципов: как  уже отмечалось, эта задача практически  невыполнимая, ибо надо было бы включать в этот перечень, по сути, все положения Закона.

Я попыталась составить свой перечень общих, специальных  и частных  принципов.

Основу для  классификации общих принципов  определяет Закон 2003г., согласно Преамбуле  которого он устанавливает следующие  общие принципы организации местного самоуправления: а) правовые, б) территориальные, в) организационные, г) экономические.

К специальным  принципам следует отнести организационную  обособленность местного самоуправления, сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан в местном самоуправлении, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, государственная гарантия местного самоуправления.

Самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения необходимо отнести к частным принципам местного самоуправления.

Таким образом, можно выделить группы принципов  местного самоуправления, однако надо учитывать, что эти группы принципов  в общем охватывают все основные положения Закона, но дать их полный перечень представляется также задачей практически невыполнимой.

Вместе с  тем можно дать классификацию  некоторым принципам местного самоуправления.                      

Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В этом суть местного самоуправления.

Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности местного самоуправления, выделяют следующие основные черты, характеризующие его содержание.I

Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конкретные  формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации и осуществления местного самоуправления регулируются в уставе муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления.

Реализация  данного принципа предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Однако обеспечение  реальной хозяйственной самостоятельности  муниципальных образований сегодня  сталкивается с большими трудностями: возрастает нагрузка и перекладывается  ответственность на органы местного самоуправления в социально-культурной и коммунально-бытовой областях, так как передача муниципальным образованиям некогда ведомственных объектов этих сфер осуществлялась без учета реальных возможностей организации управления на местах, без должного финансирования. Органам местного самоуправления не хватает средств на содержание 
этих объектов, их модернизацию и поддержку. У многих сел вообще отсутствует материальная база.

И в то же время актами, принимаемыми на государственном  уровне, на органы местного самоуправления по существу перекладываются невыполнимые без соответствующего материально-финансового обеспечения функции решения тяжелых проблем, порожденных общей ситуацией в стране (вынужденные переселенцы, беженцы, военнослужащие, уволенные в запас и т.д.).

              Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Муниципальные образования самостоятельно устанавливают 
общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного 
самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законом.

Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий.

 Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, их законами. 

При этом ограничение  прав местного самоуправления, установленных  Конституцией РФ, федеральными законами, запрещается. Самостоятельность муниципальных  образований в пределах их полномочий обеспечивается конституционным правом на судебную защиту.

Органы местного самоуправления в пределах, установленных  законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных  инициатив по любому вопросу, который  не исключен из их компетенции и  не отнесен к компетенции другого органа власти (ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления).

Информация о работе Основные теории местного самоуправления