Основные права и свободы гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных прав и свобод граждан в Республике Казахстан.
Задачами курсовой работы является:
1. определить понятие и дать характеристику прав и свобод гражданина;
2. рассмотреть историческое развитие и становление правового регулирования прав и свобод гражданина;
3. определить и дать характеристику прав и свобод гражданина согласно законодательства Республики Казахстан.

Содержание

Введение 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА 5
1.1 Понятие прав и свобод гражданина 5
1.2 Историческое развитие института прав человека и гражданина 8
1.3 Правовой статус гражданина 16
2 СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В КАЗАХСТАНЕ 21
2.1 Система прав и свобод гражданина 21
2.2 Политические права гражданина в Казахстане 24
2.3 Социально-экономические и культурные права 29
2.4 Гарантии прав и свобод личности в Республике Казахстан 32
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

1. Жилище неприкосновенно.  Не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, производство  его осмотра и обыска допускаются  лишь в случаях и в порядке,  установленных законом.

6. Национальная принадлежность.

Т.к. Казахстан является многонациональной страной, то до недавнего  времени национальность являлась основанием дискриминации и в тоже время  рассматривалась как гордость каждого  человека. Данное право зафиксировано  в ст.19 Конституции РК:

1. Каждый вправе определять  и указывать или не указывать  свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.

2. Каждый имеет право  на пользование родным языком  и культурой, на свободный выбор  языка общения, воспитания, обучения  и творчества.

7. Свобода передвижений  и места жительства.

Данное право принадлежит  каждому, кто законно находится  на территории страны. Следовательно  этого права лишены все те лица, которые проникли в страну с нарушением визового режима или законодательства о въезде (ст.21):

1. Каждому, кто законно  находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом.

2. Каждый имеет право  выезжать за пределы Республики. Граждане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику.

9. Свобода слова и  творчества.

Судьба у свободы  слова и демократии общая: одно не может существовать без другого. Признание свободы слова требует  и признания ее ограничения. Конституция гарантирует свободу слова, но и сразу же закрепляет невозможность пропаганды или агитации, возбуждающие разного рода вражду и ненависть. Многообразие проявления свободы слова дает основание отнести ее в равной степени и к личным и к политическим правам. Так и произошло и со статьей 20 Конституции РК, которая гласит, что:

1. Свобода слова и  творчества гарантируется. Цензура  запрещается.

2. Каждый имеет право  свободно получать и распространять  информацию любым не запрещенным  законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

3. Не допускаются пропаганда  или агитация насильственного  изменения конституционного строя,  нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

Среди основных прав личные выдвигаются на первый план. Этим государство  подчеркивает их социальную значимость, что объясняется, по-видимому, характером первоначальной борьбы против государственной власти именно за их осуществление.

Личные права в Конституции  РК закреплены в статьях. 20-30.К ним  относятся:

- право на защиту своих прав и свобод (ст. 13);

- право на жизнь (ст. 15);

- право на личную свободу (ст.16);

- право на защиту своей чести и достоинства (ст. 17);

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 18);

- Конституция закрепляет также право каждого определять и указывать свою национальность. Право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 19);

- свободу мысли и слова, свободу информации (ст. 20);

- к личным правам человека относятся также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания (ст. 21);

- к личным правам следует отнести свободу совести (ст. 22);

- неприкосновенность жилища (ст. 25);

- право на гражданство (ст. 10);

- право на равенство перед законом и судом.

 

 

2.2. Политические права гражданина в Казахстане

 

 

Особое значение среди  основных прав приобретают политические права, прежде всего, право участвовать  в управлении делами государства  и избирательное право (ст. 33). Только граждане являются субъектами политических прав. Они олицетворяют активный статус гражданина, дают ему возможность принимать участие непосредственно или через своих представителей в управлении государственными делами, в органах местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Основной Закон закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование (ст. 32), провозглашая, таким образом, право участия  граждан в политической жизни общества. Основополагающий принцип политической жизни изложен в ст. 1, которая закрепляет демократический характер формирования государственного строя. К политическим правам также относятся: равный доступ к государственной службе (ст. 33, п. 2). Право на свободу объединений (ст. 23).

Созданию правового  поля для образования и функционирования партий и движений и, соответственно, дальнейшего развития партийной  системы страны способствовало принятие в 1995 году Конституции Республики Казахстан и в 1996 году законов Республики Казахстан «Об общественных объединениях» и «О политических партиях». Кроме того, активное развитие получили национальные культурные центры, объединившиеся в Ассамблею народов Казахстана.

Избирательное право  осуществляется на основании целой системы правовых норм и, прежде всего на основе Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г «О выборах в Республике Казахстан». Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе» призван обеспечить механизм осуществления права граждан на равный доступ к государственной службе.

Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы  обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

Конституция РК закрепляет за гражданам право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзы, предпринимательские объединения, общества и ассоциации.

Ст.23 Конституции РК применяет  формулировку "каждый гражданин  Республики Казахстан имеет право  на объединение....." - это значит, что  каждый человек, законно находящийся  на территории РК и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют как казахстанские граждане так и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие в которых имеют только граждане РК. Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствиями с условиями, записанными в ее уставе. Ни кто не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция РК гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов. Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться определенным ограничениям.

2. Право на мирные  собрания и митинги.

В РК это право принадлежит  только ее гражданам.В Конституции  это право выражено в статье 32, содержание которой гласит:

Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без  оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Целью таких действий является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки  политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию достоянием общественности. При проведении данных мероприятий, их участники обязаны соблюдать общественный порядок. Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Государственные и должностные лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение возможно лишь только в строго определенных случаях.

3.Право участвовать  в управлении делами государства.

Данное право закреплено в ст.33 ч.1Конституции РК, суть которой  заключается в:

1. Граждане Республики  Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей.

Участие граждан в  управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем  референдума, выборов или лучного  участия в деятельности органов  государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

Существуют две формы  непосредственного осуществления  народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

Референдум есть голосование  по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и  в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом РК в порядке, установленном конституционным законом.

Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма  непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной  кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей. Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого - либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур. Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.

4.Право избирать и  быть избранным.

Избирательное право  граждан наступает с момента  их совершеннолетия, когда гражданин  становится полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами  и свободами.

Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность - т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских  прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола.

5.Равный доступ к  государственной службе.

Обратимся теперь к праву  граждан на равный доступ к государственной службе. Это одна из новых норм для Конституции РК. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность, национальность, родственники за границей и т.д.

Это право означает равенство  исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким - либо признакам.

Ограничением на прием  на государственную службу может  служить отсутствие соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в  Республики Казахстан является ее многонациональный  народ. Граждане, ассоциированные как  народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 33 Конституции). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами – неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Данное право адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, т.к. народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти. Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней – своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Граждане Республики Казахстан имеют равный доступ к  государственной службе (ч. 4 ст. 33 Конституции) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Формой привлечения  граждан к решению государственных  дел является их участие в отправлении  правосудия. Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и народных заседателей.

Информация о работе Основные права и свободы гражданина