Основные права и свободы гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных прав и свобод граждан в Республике Казахстан.
Задачами курсовой работы является:
1. определить понятие и дать характеристику прав и свобод гражданина;
2. рассмотреть историческое развитие и становление правового регулирования прав и свобод гражданина;
3. определить и дать характеристику прав и свобод гражданина согласно законодательства Республики Казахстан.

Содержание

Введение 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА 5
1.1 Понятие прав и свобод гражданина 5
1.2 Историческое развитие института прав человека и гражданина 8
1.3 Правовой статус гражданина 16
2 СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В КАЗАХСТАНЕ 21
2.1 Система прав и свобод гражданина 21
2.2 Политические права гражданина в Казахстане 24
2.3 Социально-экономические и культурные права 29
2.4 Гарантии прав и свобод личности в Республике Казахстан 32
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

Либеральные традиции учения И. Канта о правах и свободах человека и гражданина, его идеи о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государств. Особое значение имеют эти ценности для государств, выбравших демократический путь развития.

Русские ученые-юристы опирались на разработанное в классических философско-правовых и юридических учениях понятие естественных прав личности, по-своему преломляя его в отечественной духовной, этической и правовой традициях. Наиболее значительную разработку концепция индивидуальных прав получила в правовых доктринах либерального направления.

В истории русского правового  либерализма прослеживаются последовательно  сменяющие друг друга концепции: концепция естественного права, возникшая как альтернатива несправедливости привилегий сословного общества в конце XVIII – начале XIX в., теоретическое обоснование принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и «возрождение» философии естественного права в начале XX в.

Концепция естественных прав впервые была законодательно закреплена английским парламентом в Билле о правах 1689 г. И хотя ни здесь, ни в других законодательных памятниках Англии мы не находим упоминания о каких-либо прирожденных и естественных правах личности, в тот период права личности были обеспечены в Англии в большей мере, чем в других странах. Если в некоторых государствах естественные и прирожденные права личности просто декларировались, то в Англии их существование подтверждалось намного раньше и полнее, начиная еще со времен Великой хартии вольностей, которая впервые закрепила принцип политической и гражданской свободы личности.

Одной из важнейших гарантий личной свободы в английском праве  является так называемый институт Habeas Corpus. В окончательном виде он сложился во второй половине XVII в. после того, как в 1679 г. был издан статут Habeas Corpus Act [11, c.26].

Принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданных  и о предупреждении заточений  за морем (Habeas Corpus Act), который закрепил институт Habeas Corpus и устанавливал строгую ответственность должностных лиц за подобного рода нарушения закона, является несомненной заслугой парламента. Таким образом, была достигнута гарантия неприкосновенности личности от преследования короля и его сподвижников. Позднее этот закон стал одним из важнейших конституционных документов Англии.

Следующий важнейший  шаг в обеспечении прав личности в Англии – принятие Петиции о  правах. Этот закон принадлежит к  числу немногих основных актов, на которых  зиждется английское конституционное  право. В этот период уже в Англии сложилась определенная традиция понимания прав личности, и принятие Билля о правах 1689 г., в котором обстоятельно перечислялись политические права, как парламента, так и отдельных граждан, стало итогом всего предшествующего развития политической и правовой культуры английского общества. Вместе с тем Билль о правах зафиксировал новую веху в развитии европейской правовой системы.

Немаловажное значение имеет и установление законом 1701 г. принципа несменяемости и независимости  судей, что также является большим достижением в законодательном закреплении гарантий обеспечения свободы личности.

Правовые документы  штатов североамериканского континента, следуя английской правовой традиции, очертили определенный круг естественных неотчуждаемых прав личности. Одним из первых таких документов была Декларация прав Виргинии, принятая конвентом США 12 июня 1776 г. Этот акт, представлявший собой, по сути, билль о правах, оказал заметное влияние на последующее конституционное развитие института прав и свобод человека. Вслед за тем аналогичный акт – Декларацию независимости (4 июля 1776 г.) – обнародовали 13 североамериканских штатов. Эти декларации послужили образцом для всех других штатов. Аналогичные акты были приняты во всех североамериканских штатах еще до принятия Конституции США в 1787 г.

Институт неотчуждаемых  прав и свобод личности, сложившийся  в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв. – одна из важнейших ценностей  человеческой культуры. Такие документы, как Декларация прав Виргинии (1776 г.), Декларация независимости США (1776 г.), Конституция США (1789 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), знаменовали выдающиеся вехи в развитии человечества, в истории права и государственности. Все дальнейшее развитие теории прав человека и их реализация, так или иначе, испытывали влияние этих документов [12, c.344].

В современном мире институт прав и свобод человека и гражданина является неотъемлемой составной частью конституций демократических государств. Концепция неотчуждаемых прав и свобод личности, утвердившаяся в естественно-правовой доктрине XVII–XVIII вв., в последующем стала реально воплощаться в конституционном развитии многих государств. Длившаяся столетиями в Европе и Америке борьба за права личности (разумное право) получила конституционное признание, которое положило начало новому их осмыслению.

Появилась новая конституционная  идея – принцип признания достоинства  человеческой личности, ограничивающий государственную власть основными  правами человека. Тем самым было положено начало формированию свободного общества свободных граждан. В этом смысле основные права составляют фундаментальное содержание западной концепции государства в современную эпоху.

Если особенностью XVIII в. в борьбе за права человека являлось стремление к ограничению власти государства, то с начала XIX столетия в конституционном развитии формируется  новый подход к проблеме прав и  свобод. После законодательного закрепления  личных прав ярко обозначилась тенденция борьбы за политические права граждан, особенно за избирательное право. В плане обеспечения прав и равенства граждан центральное место заняло постепенное расширение круга лиц, участвующих в выборах, с конечной целью всеобщего избирательного права.

ХХ столетие характеризуется  качественно новым подходом к  правам и свободам человека и гражданина. Они не просто декларируются и  закрепляются в конституционно-правовых актах, но, что очень важно, на государство  возлагается обязанность их защищать и создавать условия для их реализации. В настоящее время во многих странах принимаются реальные меры по созданию условий для практической реализации прав и свобод.

Особенности современных  конституций свидетельствуют о  том, что в настоящее время институт прав и свобод наиболее значим в системе ценностей конституционно-правового развития государства [13, c.56].

Приобретение институтом социально-экономических прав конституционного значения характеризует дальнейшее развитие демократии не только в политической, но и в социальной сфере. В конституциях большинства стран содержится положение, характеризующее «социальную» природу данного государства. Среди прав и свобод, которым специально посвящены целые главы или даже разделы основных законов многих европейских государств, большое внимание уделяется социально-экономическим правам.

Если личные права  в основном направлены на обеспечение  свободы от противоправного вмешательства  государственной власти, то для социальных прав характерно наличие притязаний на обеспечение и осуществление интересов индивида с помощью государственных действий. На государство возлагаются дополнительные требования по осуществлению государственной социальной политики на основе тех ресурсов, которыми оно располагает для этих целей. Именно поэтому, если основные гражданские и политические права человека (такие как право на жизнь, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии и др.) наполняются близким содержанием, уровень обеспечения социально-экономических прав в разных странах может значительно различаться, так как во многом обусловлен уровнем их промышленного и социально-экономического развития.

Проблема социально-экономических  и культурных прав в научной литературе получила название так называемых «прав  второго поколения». Эти права приобрели юридическое значение в основном в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения.

 

 

1.3 Правовой статус гражданина

 

 

Под правовым статусом человека и  гражданина понимается совокупность его  прав и обязанностей. Это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения раздела 2 ст. 10-39 Конституции РК [14].

Однако, этими элементами не исчерпывается  правовое положение человека. Многие другие права и обязанности граждан, закрепляемые разными отраслями  права, базируются на основных правах, свободах и обязанностях, развивают  и конкретизируют их. Конституция прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При характеристике правового положения человека и гражданина важное значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в Конституции РК.

Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед  законом и судом , закрепленный в  ст. 14:

1. Все равны перед законом  и судом.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

В основах конституционного стоя закреплен такой принцип, как полнота прав и свобод граждан РК. Каждый гражданин на территории Казахстана обладает всеми правами и свободами. Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в Казахстане правами и несут обязанности наравне с гражданами РК (ст12 конституции РК).

Конституция (ст.39 конституции РК) предусматривает возможность ограничения  прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут устанавливаться для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь (ст.15 Конституции РК), если закон предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру.

Существующая классификация правовых статусов проводится по сфере их действия и структуре правовых систем. Различают следующие виды правовых статусов личности:

- общий (международный) правовой статус. Включает в себя помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах;

- конституционный (базовый). Объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны;

- отраслевой статус. Состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы;

- родовой (специальный). Отражает специфику правового положения отдельных категорий людей;

- индивидуальный. Характеризует особенности положения конкретного человека.

Основы правового положения личности складываются в области отношений «общество – государство – личность». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь общества, государства и личности.

Правовой статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности. Правовое положение индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое его состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Оно обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития государства и общества [15, c.57].

Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина. В Конституции Республики Казахстан 1995 г. впервые в законодательстве нашей страны была выражена идея естественных, неотчуждаемых прав человека. Это закреплено в статье 12: «Права и свободы человека  принадлежат каждому  от  рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми,  определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя Республики Казахстан.

 «Под конституционными правами и свободами, – пишет М.В. Баглай, – понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту» [8, c. 54]. Данные права закрепляются в качестве субъективных конституционных прав в высших по юридической силе нормах государственного права, направленных против государства, но одновременно и гарантируемых им. Идея прав человека и конституционная идея сливаются и оказывают воздействие на государство, формируемое в соответствии с принципами основных прав.

Информация о работе Основные права и свободы гражданина