Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных прав и свобод граждан в Республике Казахстан.
Задачами курсовой работы является:
1. определить понятие и дать характеристику прав и свобод гражданина;
2. рассмотреть историческое развитие и становление правового регулирования прав и свобод гражданина;
3. определить и дать характеристику прав и свобод гражданина согласно законодательства Республики Казахстан.
Введение 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА 5
1.1 Понятие прав и свобод гражданина 5
1.2 Историческое развитие института прав человека и гражданина 8
1.3 Правовой статус гражданина 16
2 СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В КАЗАХСТАНЕ 21
2.1 Система прав и свобод гражданина 21
2.2 Политические права гражданина в Казахстане 24
2.3 Социально-экономические и культурные права 29
2.4 Гарантии прав и свобод личности в Республике Казахстан 32
Заключение 35
Список использованной литературы 38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
курсовая работа
по дисциплине «конституционное право»
«основные права и свободы гражданина»
Петропавловск, 2012
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА |
5 |
1.1 |
Понятие прав и свобод гражданина |
5 |
1.2 |
Историческое развитие института прав человека и гражданина |
8 |
1.3 |
Правовой статус гражданина |
16 |
2 |
СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В КАЗАХСТАНЕ |
21 |
2.1 |
Система прав и свобод гражданина |
21 |
2.2 |
Политические права гражданина в Казахстане |
24 |
2.3 |
Социально-экономические и культурные права |
29 |
2.4 |
Гарантии прав и свобод личности в Республике Казахстан |
32 |
Заключение |
35 | |
Список использованной литературы |
38 |
Ведение
Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и "обреченного" взаимодействовать с другими людьми [1, c.5].
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве - забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер, "там, где политическое образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное внимание. Ненужным же оно не будет никогда" [2, c.67].
И если в государствах с прочно укоренившимися в сознании масс демократическими традициями и эффективными институтами контроля над правительством и другими властями часть граждан может позволить себе некоторую аполитичность, то в странах, недавно переживших авторитарный режим, массовое отстранение от политики чревато тяжелыми социальными последствиями. Демократический строй не может утвердиться и быть эффективным без соответствующей политической культуры населения. Демократия предполагает превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики. И хотя в условиях демократического государства далеко не каждый индивид оказывает реальное воздействие на принятие политических решений. Именно от сознательности выбора и активности большинства граждан зависит учет в государственной политике интересов различных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит.
Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально развитых демократических странах существуют специальные институты политического образования, помогающие решать эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации - телевидение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину событий и предполагающие умение граждан самостоятельно, критически анализировать получаемую информацию.
Демократическое политическое образование базируется на признании основных гуманистических ценностей и, прежде всего свободы и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав. Оно помогает гражданину правильно оценить соответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности. Главная его цель - научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы. Оно направлено также на формирование у граждан уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его, государственным и общественным институтам, ибо без твердого политического порядка свобода отдельной личности не может быть реальной. Все выше перечисленное и определяет актуальность рассмотрения темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных прав и свобод граждан в Республике Казахстан.
Задачами курсовой работы является:
1. определить понятие и дать характеристику прав и свобод гражданина;
2. рассмотреть историческое
развитие и становление правово
3. определить и дать
характеристику прав и свобод
гражданина согласно
Рассмотрения вопроса прав и свобод гражданина занимались такие ученые-юристы как Абдрасулов Е.Б., Амандыков С.К., Баишев Ж., Козлова Е. И., Кутафин О. Е., Мамонов В.В., Шеретов С.Г., Абдуллаев М.И., Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н., Баскин Ю. Я., Горбунов А.
Объектом курсовой работы являются права и свободы граждан.
Предметом курсовой работы
являются общественные и правовые отношения,
возникающие в области
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что материал работы можно использовать при преподавании дисциплины «Конституционное право РК».
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА
1.1 Понятие прав и свобод гражданина
Возникновение понятия «права человека», т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие етественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием имущественных отношений права человека постепенно переродили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступая критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства [3, c.90].
Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 г.).Не маловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.).Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Республики Казахстан (1995 г.) [4].
Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).
Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д.По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории "права гражданина", "права личности".
Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.
Права гражданина есть совокупность
естественных правомочий, получивших
отражение в нормативно-
Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия [5, c.144].
В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и законодательстве развитых государств категории "права. человека", "права гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.
Эти две категории прав (человека и гражданина) обычно упоминаются в одном смысле, однако их содержание не одинаково. Права человека проистекают из теории естественного права, а права гражданина – из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всем набором прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы", объединяющий обе группы прав и свобод.
Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.) [6, c.39].
В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего – рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причин временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.
В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова "каждый имеет право на...", "никто не может быть лишен...", "все". Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять". Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка "граждане имеют право". Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.