Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:22, контрольная работа
Сегодня, пожалуй, нет более спорного вопроса в политической науке, чем вопрос государства, его природе и роли в общественной жизни. Государство – это, прежде всего исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства. Управление обществом – управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому - либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства. Традиционно отечественная теория государства и права в целях изучения направлений теории выделяет в формах государства три основных,
1. Введение 3
2. Распад родового строя и возникновение государства 4
3. Основные признаки государства, отличающие его от других 12
организаций и социальных учреждений классового общества
4. Понятие исторического типа и формы государства 15
5. Заключение 24
6. Список использованных источников 25
Кубанский
государственный
Кафедра
налогообложения и
Факультет
экономики, управления и бизнеса
Контрольная работа
По дисциплине: Теория государства и права
Тема 6 «Основные
понятия о государстве»
Выполнил: студент
Забурдаева Марина
Владимировна Рецензент: _____________________________
|
Краснодар
2010
Содержание
1. Введение 3
2. Распад родового строя и возникновение государства 4
3. Основные признаки государства, отличающие его от других 12
организаций и социальных учреждений классового общества
4. Понятие исторического типа и формы государства 15
5. Заключение 24
6. Список использованных источников 25
Введение
Сегодня, пожалуй, нет более спорного вопроса в политической науке, чем вопрос государства, его природе и роли в общественной жизни. Государство – это, прежде всего исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства. Управление обществом – управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.
Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому - либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Государственная власть распространяется и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое правовое положение. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства. Традиционно отечественная теория государства и права в целях изучения направлений теории выделяет в формах государства три основных,
взаимосвязанных
блока: форму правления, форму национального
и административно-
Проблема
понимания причин возникновения
государства и права, как и
прежде, в современной науке остается
дискуссионной. Во-первых, в основе
данной проблемы лежат различные идейные,
философские точки зрения и течения. Например,
для сторонников теории «что государство
существовало всегда« такая проблема
вообще не стоит. Во-вторых, историческая
и этнографическая науки дают все более
новые знания о причинах происхождения
государства и права.
Одним
из основных постулатов возникновения
государства и права в
Прежде всего, следует отметить появление ранних земледельческих общин
в регионах, благоприятных для проживания и успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения в этих регионах. Земледельческие общины постоянно разрастались, что приводило к отделению новых семейно клановых групп. Этот процесс сопровождался укрупнением поселений, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к созданию прообразов поселений городского типа.
Со временем усложняется внутренняя организация семейно родовых групп. Их члены приобретают новые культурные и производственные навыки. Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Все это способствовало повышению эффективности общественного производства. Производящее хозяйство теперь уже могло удовлетворить не только необходимые потребности членов родовой общины, но и создавать «излишки», или, другими словами, прибавочный продукт. Первоначально они реализовывались по принципу внутриродового обмена, но постепенно все чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Начался этап становления товарного производства, который привел к выделению еще одной группы населения, которое участвовало в межобщинных обменных отношениях — торговцы или купцы, хотя на первоначальном этапе этим занимались в основном руководители рода или старейшины. Разложение родового строя и возникновение государства
Основные идеи, характеризующие возникновение государства следующие: государство и право не навязаны обществу из вне; государство и право есть результат развития самого общества; они порождены обществом; государственная власть и ее органы образно говоря “выросли” из власти и органов родового строя, право – из его обычаев. Отечественная наука в вопросах происхождения государства придерживалась в основном марксистских взглядов в силу их логичности и последовательности. Эти взгляды представлялись и представляются в виде следующей линейной схемы: совершенствование орудий труда – разделение труда – повышение производительности труда – появление избыточного продукта – имущественное неравенство – возникновение частной собственности, классов и, как следствие, возникновение государства . Такие выводы предопределяются прежде всего работой Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Надо видеть и то, что современная наука накопила новые знания, которые следует учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении государства. Процессы развития родового строя, которые привели, в конечном счете, к возникновению государства, многообразны. Можно предположить, что они протекали параллельно, но взаимообусловлено, влияли друг на друга. Вместе с тем эти процессы были связаны с трудом, с производством. Здесь можно выделить несколько основных моментов. Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для обеспечения жизни. Остаточный (сверх необходимого для проживания) продукт присваивали влиятельные люди того времени (старейшины, военачальники и др.). Он “оседал” и в отдельных семьях, выделившихся из рода. Возникший избыточный продукт, в конечном счете, привел к возникновению частной собственности, находящейся во власти отдельных лиц. “Частная собственность, – отмечает Л.И. Спиридонов, – создает экономическую основу индивидуального существования человека, относительную автономию его семьи и тем самым делает родовые связи излишними”[6,c 173-175]. Следовательно, семья – первый фактор, покушавшийся на устойчивость родового строя. Возникновение частной собственности – второй существенный фактор, поколебавший основы догосударственного общества. Названные два обстоятельства особенно важны для понимания процессов, обусловивших разложение родового строя. Как показывает исторический опыт, семьи, выделившиеся из рода, становятся социальной формой материальной обособленности людей. Индивиды, первоначально связанные только соседскими узами, по мере развития обмена, стали руководствоваться в своей деятельности в основном вещными интересами. В результате этих качественных изменений общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Военная демократия в учебной литературе иногда определяется как протогосударство, т.е. такая организация древнего общества, которая характерна для этапа перехода от доклассового к раннеклассовому обществу. Заметим, термин “военная демократия” ввел американский этнограф Л. Морган для характеристики древнегреческого общества в период перехода от родовой общины к сложноорганизованному обществу. Институтами военной демократии были: военный вождь, совет вождей и народное собрание. Развитие грабительских войн заметно возвышало роль военного предводителя. Вокруг него объединялись воины, составляющие его дружину. Но это была еще демократия. Существовало народное собрание, которое постепенно становилось собранием воинов. Известно и то, что все важные решения, также как и ранее, принимались на народном собрании. Постепенно военный предводитель наделялся функциями правителя (князя, царя, короля), а его приближенные становились советниками и наместниками. Другими словами, появляется особая публичная власть, не совпадающая с населением. Такая власть располагала аппаратом управления (бюрократия) и принуждения (армия и др.). Итак, государство возникает в силу объективных причин, в результате соответствующих экономических предпосылок, расслоения общества на различные социальные группы с несовпадающими, нередко антагонистическими интересами. Как видим, государство возникнет там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникающие внутри общества противоречия не могут быть примирены в рамках догосударственной организации. Пути формирования государства. Общие закономерности возникновения и развития государства специфически проявлялись в тех или иных регионах, у конкретных народов. В этой связи в учебной литературе в основном говорят о двух путях возникновения государства: восточном и западном. Восточный путь возникновения государства. Государства Древнего Востока возникали в силу необходимости организации населения для осуществления трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали людям существование. Для рытья каналов, строительства дамб, которые необходимы при поливном земледелии, усилий одной родовой общины было недостаточно. Неразвитые средства производства, низкая производительность труда компенсировались объединением усилий большого количества людей. Такие же усилия прилагались для возделывания земли, посева и сбора урожая. Необходимость выделения общинников обусловила выделение функций централизованного управления в лице государства и его органов. Разветвленный аппарат управления возникал из родоплеменной знати, которая постепенно закрепила за собой функции управления. Так образовалась замкнутая каста управленцев, ближайших советников деспота (монарха). Высокое положение таких лиц во властной иерархии позволяло им распоряжаться государственной собственностью, которая являлась доминирующей на Востоке. Симбиоз, т.е. соединение власти и собственности, политической и экономической власти, обусловил деспотический характер создаваемой государственной власти. Она насильственно побуждала людей к труду (в условиях отсутствия у них экономического интереса к работе), насильственно прикрепляло население к определенным профессиям, жесткому выполнению заданных трудовых функций. Образовавшаяся Восточная деспотия, как форма государства, представляла собой единоличное правление монарха, власть была неограниченна. Он концентрировал в своих руках как политическую, так и экономическую власть, как светскую (законодательную, исполнительную и судебную ветви власти), так и духовную (религиозную) власть. Управление страной монарх осуществлял, опираясь на разветвленный репрессивный аппарат. В этих условиях сохранялась и играла заметную роль сельская община, воспроизводившая патриархальные и консервативные начала в жизни индивида. Такая община была основой восточного деспотизма, поскольку ее устойчивость, поклонение перед правителями способствовали упрочению властной иерархии.
Вместе с тем здесь потребность в сильном государстве была вызвана не только экономическим процессом (появление частной собственности и др.), но и сильным конфликтом внутри римского общества, борьбой между римской родовой знатью (патрициями), и плебеями, которые рассматривались в качестве пришлого населения и стояли вне римских родов. В результате борьбы плебеев с патрициями римский родовой строй оказался нежизнеспособным, утратил свое значение. Эта борьба была катализатором, ускорителем возникновения государства. Особенности возникновения государства древних германцев. Древнегерманская форма образования государства также явилась следствием определенных исторических событий. Имеется в виду то, что возникновение государства у древних германцев связано с завоеванием части территории Римской империи. Господство над захваченными территориями было несовместимо с родовым строем. Германцы к этому времени находились на стадии разложения родового строя, военной демократии. Германские племена, завоевав римские провинции, должны были организовать свою власть над ними, держать в повиновении покоренные римские народы. Очевидно, посредством родовой организации невозможно было организовать свою власть над завоеванными территориями. Органы родовой организации преобразовывались в государственные органы. Крупный военачальник обретал полномочия главного правителя. Во главе территориальных образований вместо родовых старейшин становятся самые “знатные”, и прежде всего в имущественном отношении, люди. Так, постепенно органы племенной организации преобразовывались в государственные. Впоследствии должности в государственном аппарате становятся наследственными. В современной юридической литературе обособляется еще один путь формирования государства, не получивший определенного названия. Речь идет о пути формирования государства у тех народов, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальному государству. Так формировалось государство Древней Руси, Ирландии и др. Здесь потребность в объединении значительных масс людей и больших территорий была вызвана угрозой извне. Но не только. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых общинников, последние становились правящим классом феодалов. Таким образом, на смену родоплеменной организации пришло государство, т.е. специфическая организация осуществления власти в новых условиях классового общества. Постепенно деформировались структуры управления родового строя. Произошла узурпация государственных должностей наиболее сильным экономическим классом. Этот класс стал политически господствующим классом, овладевшим рычагами государственной власти. Ф. Энгельс в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” делает вывод о том, что государство никоим образом не представляет собой силу, извне навязанную обществу”[3,c 184-195]. Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах “порядка”. И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство. В отечественной юридической литературе названный подход к сути государства утверждался на долгие годы: государство определялось только как политическая организация экономически господствующего класса, обладающая аппаратом классового насилия. На современном этапе общественного развития стало ясно, что государство должно характеризоваться не только как “машина” для поддержания господства, но и с иных позиций. Следует согласиться с тем, что характеристика государства как “машины” относится лишь к эксплуататорским государствам и частично к государствам диктатуры пролетариата. Итак, в самом общем плане можно сказать: государство – организация политической власти общества, выступающая одновременно как механизм обеспечения интересов господствующего класса и особое средство управления делами общества, использующая в этих целях разъяснительные, организационные и в необходимых случаях принудительные меры, предусмотренные законом.