Правовое государство. Понятие, основные признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:38, реферат

Описание работы

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание “правовое государство” привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось “социалистическое правовое государство”. Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания “социалистическое правовое государство”. Прилагательное “социалистический”указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

Содержание

Понятие и признаки правового государства.

История развития концепции правового государства.

Правовое государство по Канту.

Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.

Система разделения властей в правовом государстве.

Принцип разделения властей.

Система “сдержек и противовесов”

Верховенство закона.

Конституция – как основной закон Республики Казахстан.

Законотворчество в Республике Казахстан

Права и свободы человека в системе ценностей.

Народ – как основной источник власти.

Комплекс прав и свобод в системе общественых отношений.

Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.

Взаимная ответственность личности и государства.

Взаимодействие гражданского общества и государства в системе правового регулирования.

Социальная и юридическая защищенность личности.

Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.

Система судебных органов и судопроизводства.

Практика становления правового государства в Казахстане.

Казахстан в постсоветский период.

Проблемы создания правового государства в Казахстане.

Работа содержит 1 файл

Правовое государство.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Правовое государство. Понятие, основные признаки. 

План 

Понятие и признаки правового государства.

История развития концепции правового государства.

Правовое государство  по Канту.

Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.

Система разделения властей в правовом государстве.

Принцип разделения властей.

Система “сдержек и противовесов”

Верховенство  закона.

Конституция –  как основной закон Республики Казахстан.

Законотворчество  в Республике Казахстан

Права и свободы  человека в системе ценностей.

Народ – как  основной источник власти.

Комплекс прав и свобод в системе общественых  отношений.

Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.

Взаимная ответственность  личности и государства.

Взаимодействие  гражданского общества и государства  в системе правового регулирования.

Социальная и  юридическая защищенность личности.

Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.

Система судебных органов и судопроизводства.

Практика становления  правового государства в Казахстане.

Казахстан в  постсоветский период.

Проблемы создания правового государства в Казахстане.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА  

Историческая  память хранит немало поучительных и  плодотворных идей о совместимости  государства с правом. Правовое государство  —это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724—гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689—гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. 

Концепция правового  государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство —это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или “государство в идее, такое, каким оно должно быть”обязано сообразовываться “с чистыми принципами права”; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета. 

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к  тому, что формы правления, формы  государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии —это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к “правильной”форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ вв. , включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом “дозволено все, что не запрещено законом”, установление реальных гарантий прав и свобод личности. 

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание “правовое государство” привычно ассоциировалось с теми разделами  университетского курса, где критиковались  различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось “социалистическое правовое государство”. Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания “социалистическое правовое государство”. Прилагательное “социалистический”указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым. 

Для того, чтобы  понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, — и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового —именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его. 

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция  правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество —система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство —лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только “гражданственность”, известную степень политической свободы, но и “буржуазность”, т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства. 

Развертывание всего комплекса институтов государства  в демократическом обществе устраняет  доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть. 

В основе правовой экономики лежит принцип “от  каждого по способностям —каждому по труду. Это социально-правовой масштаб  меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод: 

1. открыть простор  всем видам собственности; 

2. заменить административные  приказы договорами, основанными  на равенстве сторон; 

3. сделать главенствующим  принцип “разрешено все, что  не запрещено”; 

4. обеспечить эквивалентный характер обмена; 

5. утвердить  равноправие и добросовестность  в выборе партнера; 

6. не ограничивать  инициативу и предприимчивость. 

Правовая экономика  и гражданское общество — переход  от распределительного общества к рыночному  — это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства. 

Правовое государство  — это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека. 

Правовое государство  — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей. 

Современное правовое государство — это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. Признаки правового государства:  

1.Верховенство  закона во всех сферах жизни общества. 

2.Деятельность  органов правового государства  базируется на принципе разделения  властей на законодательную, исполнительную  и судебную. 

3.Взаимная ответственность  личности и государства. 

4.Реальность  прав и свобод гражданина, их  правовая и социальная защищенность. 

5.Политический  и идеологический плюрализм, заключающийся  в свободном функционировании  различных партий, организаций, объединений,  действующих в рамках конституции,  наличии различных идеологических  концепций, течений, взглядов. 

6. Стабильность  законности и правопорядка в  обществе. 

К числу дополнительных факторов и условий становления  правового государства, видимо, можно  отнести следующие: 

- преодоление  правового нигилизма в массовом  сознании; 

- выработка высокой  политико-правовой грамотности; 

- появление действенной  способности противостоять произволу; 

- разграничение  партийных и государственных  функций; 

- установление  парламентской системы управления  государством; 

- торжество политико-правового  плюрализма; 

- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе: 

а) преодоление  узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права  как продукта властно-принудительного  нормотворчества; 

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства; 

в) преодоление  декоративности и декларированности  юридических норм; 

г) выход юридической  науки из самоизоляции и использование  общечеловеческого опыта. 

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена  любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государ-ственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия —реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия — демагогически-популистские силы). 

Информация о работе Правовое государство. Понятие, основные признаки