Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:38, реферат
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание “правовое государство” привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось “социалистическое правовое государство”. Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания “социалистическое правовое государство”. Прилагательное “социалистический”указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.
Понятие и признаки правового государства.
История развития концепции правового государства.
Правовое государство по Канту.
Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.
Система разделения властей в правовом государстве.
Принцип разделения властей.
Система “сдержек и противовесов”
Верховенство закона.
Конституция – как основной закон Республики Казахстан.
Законотворчество в Республике Казахстан
Права и свободы человека в системе ценностей.
Народ – как основной источник власти.
Комплекс прав и свобод в системе общественых отношений.
Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.
Взаимная ответственность личности и государства.
Взаимодействие гражданского общества и государства в системе правового регулирования.
Социальная и юридическая защищенность личности.
Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.
Система судебных органов и судопроизводства.
Практика становления правового государства в Казахстане.
Казахстан в постсоветский период.
Проблемы создания правового государства в Казахстане.
Правовое государство.
Понятие, основные признаки.
План
Понятие и признаки правового государства.
История развития
концепции правового
Правовое государство по Канту.
Предпосылки образованияя
правового государства в
Система разделения властей в правовом государстве.
Принцип разделения властей.
Система “сдержек и противовесов”
Верховенство закона.
Конституция – как основной закон Республики Казахстан.
Законотворчество в Республике Казахстан
Права и свободы человека в системе ценностей.
Народ – как основной источник власти.
Комплекс прав и свобод в системе общественых отношений.
Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.
Взаимная ответственность личности и государства.
Взаимодействие гражданского общества и государства в системе правового регулирования.
Социальная и юридическая защищенность личности.
Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.
Система судебных органов и судопроизводства.
Практика становления
правового государства в
Казахстан в постсоветский период.
Проблемы создания
правового государства в
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Историческая
память хранит немало поучительных и
плодотворных идей о совместимости
государства с правом. Правовое государство
—это продукт нового времени. Ни древность,
ни средние века не знали правового государства.
Хотя, как полагают некоторые юристы, идея
правового государства уходит своими
корнями в античное общество. В основе
современных концепций правового государства
лежат идеи немецкого философа Канта (1724—гг.),
французского просветителя и правоведа
Монтескье (1689—гг.) и других европейских
просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго
Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо.
Эти ученые полагали, что на смену полицейскому,
бюрократическому государству эпохи абсолютизма
(которое Кант называл государством произвола),
должно прийти правовое государство, в
основе которого лежит идея автономной
личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми
правами. Взаимоотношения личности и государственной
власти в условиях правового государства
принципиально иные, нежели в абсолютистском
государстве, ибо для правового государства
характерно ограничение государственной
власти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового
государства у И.Канта сводятся к
следующим тезисам: источником нравственных
и правовых законов выступает практический
разум, или свободная воля людей; человек
становится моральной личностью, если
возвысился до понимания своей ответственности
перед человечеством в целом; в своем поведении
личность должна руководствоваться требованиями
категорического императива, который
сводится к следующему: “поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству
и в своем лице; и в лице всякого другого
так же, как к цели, и никогда не относился
бы к нему только как к средству”и “поступай
так, чтобы максима твоего поступка могла
стать всеобщим законом”; правом, основанным
на нравственном законе, должны быть определены
границы поведения людей с целью, чтобы
свободное волеизъявление одного лица
не противоречило свободе других; право
призвано обеспечить внешне благопристойные,
цивилизованные отношения между людьми;
государство —это соединение множества
людей, подчиненных правовым законам.
Или “государство в идее, такое, каким
оно должно быть”обязано сообразовываться
“с чистыми принципами права”; государство
призвано гарантировать правопорядок
и строиться на началах суверенитета.
Государственно-правовые
воззрения Монтескье сводятся к
тому, что формы правления, формы
государственного устройства определяют
собой дух законов и содержание законодательства;
основываются на том, что принцип демократии
—это добродетель, любовь к общему благу;
исходят из того, что к “правильной”форме
государства относится демократия, при
которой верховная власть принадлежит
всей массе народа и основные законы здесь
определяют порядок подачи голосов, посредством
которых выражается воля народа, состав
и способ деятельности народного собрания;
проповедует любовь к отечеству, уважение
к закону, поддержку существующих порядков,
равенство и умеренность состояний, охрану
семейного достояния. Теоретическая конструкция
правового государства, сложившаяся в
политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ вв.
, включает разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, верховенство
правового закона, взаимную ответственность
личности и государства, доминирование
общедозволительного типа правового регулирования
в соответствии с юридическим принципом
“дозволено все, что не запрещено законом”,
установление реальных гарантий прав
и свобод личности.
Многие ключевые
понятия прошлого повторяются на
новом витке исторического
Для того, чтобы
понять глубинную суть правового государства,
недостаточно ограничиться набором хотя
и важных, но все же внешних характеристик
(связанность государства правом, разделение
властей, наличие конституции), определенной
системой принципов, институтов и норм.
Суть правового государства не в законопослушании,
равно как и не в обилии законодательных
актов, — и то и другое есть признаки не
правового, а полицейского государства.
Суть государства правового —именно в
характере законов, их соответствии правовой
природе вещей, направленности на обеспечение
суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал,
что хорошие законы ведут к процветанию
государства, а свободная собственность
есть основное условие блеска его.
В наиболее развитом
буржуазно-демократическом виде концепция
правового государства является
социальной ценностью всего человечества,
удачным сочетанием общечеловеческих
и классовых интересов. В основе правового
государства, во-первых, должна лежать
правовая экономика, а не командно-казарменная,
обреченная на деградацию из-за отсутствия
внутренних стимулов к труду. А, во-вторых,
основой правового строя служит развитое
гражданское общество. Гражданское общество
—система экономических, духовных, культурных,
нравственных, религиозных и других отношений
индивидов, свободно и добровольно объединившихся
в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения
своих духовных и материальных потребностей
и интересов. Оно строится на принципе
самоуправляемости, защищено традициями,
обычаями, моральными нормами и правом
вмешательства государства. Государство
—лишь форма гражданского общества. В
антиправовом (тоталитарном, моновластном)
государстве личность, общество и народ
противопоставлены государству как политическому
аппарату власти, отчуждены от него. Там
нет граждан, есть подданые. Гражданское
общество предполагает наличие многочисленных
независимых союзов, институтов и организаций,
которые служат барьером против монополизма
и посягательств государственных органов.
Понятие гражданского общества подразумевает
не только “гражданственность”, известную
степень политической свободы, но и “буржуазность”,
т.е. экономическую независимость человека,
возможность получить доход не из рук
государства.
Развертывание
всего комплекса институтов государства
в демократическом обществе устраняет
доминирование политической власти,
устраняет или резко ограничивает проявления
ее отрицательных сторон. Среди обширного
комплекса институтов, характерных для
развитого государства в условиях демократии,
необходимо указать, в частности, на такие:
мандат народа на осуществление власти,
прежде всего путем формирования представительных
органов, выполняющих законодательные
и контрольные функции; наличие муниципального
самоуправления; подчиненность всех подразделений
власти закону; независимое и сильное
правосудие; наличие государственной
власти в отдельных блоках, включая исполнительную
власть.
В основе правовой
экономики лежит принцип “от
каждого по способностям —каждому
по труду. Это социально-правовой масштаб
меры регулирования труда и
1. открыть простор
всем видам собственности;
2. заменить административные
приказы договорами, основанными
на равенстве сторон;
3. сделать главенствующим
принцип “разрешено все, что
не запрещено”;
4. обеспечить эквивалентный
характер обмена;
5. утвердить
равноправие и
6. не ограничивать
инициативу и предприимчивость.
Правовая экономика
и гражданское общество — переход
от распределительного общества к рыночному
— это глубинные, сущностные предпосылки
формирования правового государства.
Правовое государство
— это государство, обслуживающее
потребности гражданского общества
и правовой экономики, назначение которого
— обеспечить свободу и благосостояние.
Оно подконтрольно гражданскому
обществу и строится на эквивалентности
обмениваемых благ, на фактическом соотношении
общественного спроса и предложения, ответственно
за правопорядок, который гарантирует
человеку свободу и безопасность, ибо
духовным фундаментом его является признание
прав человека.
Правовое государство
— это демократическое
Современное правовое
государство — это
1.Верховенство
закона во всех сферах жизни общества.
2.Деятельность
органов правового государства
базируется на принципе
3.Взаимная ответственность
личности и государства.
4.Реальность
прав и свобод гражданина, их
правовая и социальная защищенность.
5.Политический
и идеологический плюрализм,
6. Стабильность
законности и правопорядка в
обществе.
К числу дополнительных
факторов и условий становления
правового государства, видимо, можно
отнести следующие:
- преодоление
правового нигилизма в
- выработка высокой
политико-правовой грамотности;
- появление действенной
способности противостоять
- разграничение
партийных и государственных
функций;
- установление
парламентской системы
- торжество политико-правового
плюрализма;
- выработка нового
правового мышления и правовых традиций,
в том числе:
а) преодоление
узконормативного восприятия правовой
действительности, трактовка права
как продукта властно-принудительного
нормотворчества;
б) отказ от догматического
комментирования и апологии сложившегося
законодательства;
в) преодоление
декоративности и декларированности
юридических норм;
г) выход юридической
науки из самоизоляции и использование
общечеловеческого опыта.
Суверенная правовая
власть должна быть противопоставлена
любым проявлениям огосударствления.
Отторжение правовой государ-ственности
возможно по двум каналам: государственно-властному
и законодательному. К политическим рычагам
могут рваться различные перерожденческие
антиправовые структуры, своего рода политические
аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая
олигархия —реакционно-реставраторские
силы, а также воинствующая охлократия,
антигуманная технократия — демагогически-популистские
силы).
Информация о работе Правовое государство. Понятие, основные признаки