Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике. 4
1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки. 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства. 12
2.1 Основные направления государственной поддержки. 12
2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства. 16
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. 21
Заключение. 30
Библиография. 34

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 58.09 Кб (Скачать)

     В России до последнего времени не удалось  встроить меры поддержки малого предпринимательства  в общую политику реформирования экономики.

     С большим опозданием такая попытка  предпринята в 2001 году, в связи  с принятием в конце 2001?? года Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

     К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым  центром «Москва», 36 бизнес-центров, 96 учебно-деловых центров. Полнота  и комплексность институтов и  инфраструктурной поддержки различаются  по регионам России. Наиболее полно  они представлены в Москве, которая  является своего рода полигоном отработки  управленческих и организационных  решений в отношении МП.

     Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка  доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются  отдельные рыночные услуги. Кроме  того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и  кооперация, что способствует самоорганизации  МП. Поскольку инфраструктура выполняет  важную социальную функцию, ее создание и развитие должно (хотя бы частично) финансироваться государством. Наряду с этим (и такая практика имеется) для соответствующих целей привлекаются средства союзов предпринимателей, банков, а также финансовые ресурсы из частных источников на некоммерческой основе – субсидирование, гранты, благотворительность  и т.д.

     В настоящее время не существует общепринятой классификации элементов инфраструктуры, типичной для регионов. Более того, иногда применяются разнообразные  определения для однотипных структур. Одним из базовых элементов инфраструктуры практически во всех регионах являются Фонды поддержки малого предпринимательства, которые оказывают финансовую поддержку  эффективным проектам малых предпринимателей (как правило, в виде льготных кредитов). Кроме того, именно за счет средств  этих фондов происходит частичное финансирование донасыщения инфраструктуры регионов или муниципальных образований  отдельными элементами.

     В России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки  малого предпринимательства, формируются  все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения  и даже создается новая предпринимательская  партия, а бюджетная поддержка  малого предпринимательства постоянно  сокращается.

     В этих условиях возрастает актуальность малобюджетных форм поддержки малых  предприятий, их самоорганизации, развития общественных организаций и объединений. Достаточно прочное и заметное место  среди негосударственных структур поддержки малого предпринимательства  занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ), созданная  в 1991 г. как общественное объединение  предприятий и предпринимателей, представляющее интересы всех отраслей экономики, в т.ч. и МП.

     Что касается других форм общественных организаций  федерального, регионального и местного уровней, то в них участвует незначительная часть субъектов МП. При создании и обеспечении деятельности специальных  объединений и союзов малого предпринимательства  возникает много проблем, прежде всего финансового характера. Объединения  малых предпринимателей функционируют  на основе различных организационно-правовых форм. Часть из них является общественными  структурами, другие – коммерческими  структурами (хозяйствующими субъектами). Число членов таких организаций  часто незначительно, они не имеют  организационного опыта и финансовых средств, чтобы направлять свою деятельность на защиту интересов МП. Кроме того, общественные объединения МП плохо  взаимодействуют друг с другом.

     Как показал опыт более чем десятилетнего  развития предпринимательства в  России, недостаточная эффективность  различных форм государственной  поддержки во многом вызвана слабой подготовленностью этого сектора  экономики к ее восприятию. В перспективе  государство, как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски. Для этого следует упорядочить, координировать, контролировать, прежде всего, финансовые средства, направляемые в малый бизнес через различные структуры.

     Необходима  отработка системы институтов финансирования кредитования и страхования рисков малого предпринимательства. Механизмы  финансовой поддержки малого предпринимательства  по мере развития этого сектора экономики  претерпели определенную трансформацию. В начале 90-х годов в условиях несформировавшейся институциональной  среды поддержки МП превалировали  методы прямого, иногда на безвозмездных  началах, финансирования отдельных  приоритетных (по экспертным оценкам) предпринимательских проектов.

     К середине 90-х годов, когда были созданы  базовые элементы институциональной  среды, получила распространение практика разработки федеральных и региональных программ развития и поддержки малого предпринимательства. Бюджетное финансирование, преимущественно на возвратных основах, осуществлялось для отдельных проектов, соответствующих федеральным и  региональным приоритетам. Одним из условий бюджетного финансирования являлось привлечение для этих целей  средств самих предпринимателей, муниципальных средств и других источников.

     В последние годы происходило постепенное  сокращение и сведение практически  на нет ассигнований на финансирование Федеральной программы государственной  поддержки МП. Средства, предназначенные  на данные цели на 2005 г., оказались внутри статей бюджета. Изъятие их непосредственно  на поддержку малого предпринимательства  сопряжено с определенными трудностями. За это время во многих регионах сформировалась достаточно четкая политика администраций и законодательных  собраний в части финансовой поддержки  данного сектора региональной и  местной экономики, которая предусматривается  отдельной строкой в бюджете. Однако без необходимого внимания государственной власти к финансированию МП энтузиазм регионов может тоже зачахнуть.

     Для повышения доступности банковских услуг для МП необходима отработка  ряда механизмов и рычагов, повышающих заинтересованность банков в работе с такими клиентами. Предстоит реализовать  на практике декларируемые намерения  об установлении различных льгот  тем банкам, которые кредитуют  малый бизнес, в том числе за долгосрочное кредитование (на период свыше 3 лет). Кроме того, необходимы гибкие формы страхования кредитных  рисков банков, а также расширение форм залога для получения кредита.

     Для отдельно взятой малой формы страховые  услуги практически недоступны из-за их высокой стоимости. Неразвитость системы страхования в сфере  МП приводит к ненадежности хозяйственных  связей и увеличению числа банкротств.

     Отсутствие  необходимой страховой защиты у  малого бизнеса «отпугивает» потенциальных  кредиторов, инвесторов в данную сферу. Если крупному предприятию с устоявшейся  репутацией удается найти поддержку  со стороны банков или других инвесторов, то в отношении малого, особенно начинающего предприятия, обычные  условия займов неприемлемы. От него требуются гарантии, в том числе  в форме страхования. Эффективность  использования механизма страховой  защиты является, таким образом, условием стабильного функционирования мелких фирм.

     Специалисты выделяют два наиболее важных с экономической  точки зрения вида страховых услуг, обеспечивающих финансовую защищенность МП:

     – страхование имущества, используемого  в производственном процессе, как  собственного, так и арендованного;

     – страхование различных видов  гражданской собственности.

     Это минимум страховых услуг, без  которых малые предприятия не могут рассматриваться как финансово  защищенные. Понятно, что каждая категория малого бизнеса должна иметь возможность выбрать тот объем и набор видов страховой защиты, который ему может быть полезен и доступен с финансовой точки зрения.

     В последнее время и федеральное, и региональные правительства уделяют  заметное внимание проблемам развития страхования малого бизнеса. С этой целью в регионах, в некоторых  муниципалитетах создаются Гарантийные  фонды, которые являются основой  развития страхования малых предприятий. Развитие таких прогрессивных финансово-кредитных  технологий, как страхование, гарантии, залоги, которые позволяли бы привлекать заемные средства и не разорять при  этом малые предприятия, требует  участия государства. Необходимо создать  нормативно-правовую основу для регламентации  прохождения по всем уровням бюджетной  системы средств по долевому финансированию, кредитов, инвестиций малого бизнеса  и инфраструктурных проектов его  поддержки на территориях.

     Большое значение для развития МП имеет и  лизинг. У лизинга большие перспективы  и при организации малых предприятий  на базе активов крупных производств, так как отпадает необходимость  в значительных разовых инвестициях. Кроме того, при лизинге часто  используется товарная форма арендных платежей вместо денежной (поставки продукции, производимой на арендуемом оборудовании). Эти обстоятельства чаще всего и  выступают в качестве наиболее привлекательного момента при участии малых  предприятий в реструктуризации крупных. Для предприятий малого и среднего бизнеса, которые как  никто другой испытывают потребность  в приобретении основных фондов, именно лизинг является наиболее защищенным видом кредитования, позволяющим  размещать средства на длительный период по рыночным ставкам для кредитора  и при этом по доступной цене.

     Организующим  началом в координации мер  государственной поддержки малого бизнеса выступает законодательная  деятельность. Как известно, принятый в 1995 г. федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и не отвечает современным реалиям. Так, требуют уточнения вопросы (технология) финансовой поддержки малого бизнеса, его взаимоотношений с бюджетом. Необходимо заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. Кроме того, имеется ряд сфер деятельности малого бизнеса, который, как показал отечественный и зарубежный опыт, требует законодательного оформления. К таким аспектам следует отнести восполнение пробела некоторых законодательных норм, регламентирующих взаимодействие малых и крупных предприятий. Нуждаются в уточнении возможности (меры поддержки) малых предприятий в осуществлении внешнеэкономической деятельности. В экономически развитых странах в целях содействия малым предприятиям в выходе с их продукцией на внешние рынки созданы и функционируют специальные фонды и банки, которые дают этим предприятиям кредиты для осуществления экспортных операций, берут на себя связанные с этой деятельностью риски.

     Однако, если не будут расширены рамки (размер предприятий и их оборот) субъектов  предполагаемых льгот, вряд ли можно  рассчитывать, что эта мера существенно  оживит предпринимательство в реальном секторе экономики.

     Одним из факторов дальнейшего развития МП выступает их интеграция с крупными предприятиями и объединениями. Обладая ограниченными ресурсами  и информацией, малое предприятие  не может самостоятельно решать задачи своего производственного развития. Встраиваясь в систему партнерских  отношений с крупным бизнесом, современное малое предприятие  начинает компенсировать и преодолевать свои ограничения путем формирования кооперационных межфирменных отношений  сетевого характера. Системная интеграция как новое направление партнерских  отношений имеет функциональный и отраслевой аспекты.

     Важным  шагом к формированию последовательной государственной политики в части  поддержки и развития малого бизнеса  стала разработка и принятие Государственным  советом РФ Концепции государственной  политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. По сути, этот документ декларирует  отношения власти к малому бизнесу, он должен стать базой формирования основных направлений совершенствования  государственной политики в отношении  этого важного сектора экономики. Однако реализация изложенных в Концепции  намерений государства в отношении  малого бизнеса потребует разработки четкой программы действий на ближайший  период и более отдаленную перспективу (5–10 лет), а также осуществления  контроля за реализацией основных положений  этого документа.

Заключение.

     Помимо  населения, органы муниципальные управления (и это подтверждается всем мировым  опытом) активно взаимодействуют  с предпринимательской средой, причем, прежде всего, с представителями  малого и среднего бизнеса. Последние  испытывают со стороны органов муниципального управления не только известное регулирующее воздействие, но и являются получателями муниципальных услуг – как  бесплатных (бюджетных), так и платных. Основные грани этого взаимодействия могут быть сформулированы следующим  образом: взимание местных налогов  и регулирование их отдельных  параметров (предоставление льгот по местным налогам и сборам); выделение  земельных участков; выдача различных  разрешений, в частности, на прокладку коммуникаций, участие малых предприятий в закупках товаров и услуг для муниципальных нужд, аренда муниципальной собственности малыми предприятиями.

Информация о работе Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства