Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа
Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса
Введение. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике. 4
1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки. 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства. 12
2.1 Основные направления государственной поддержки. 12
2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства. 16
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. 21
Заключение. 30
Библиография. 34
В России до последнего времени не удалось встроить меры поддержки малого предпринимательства в общую политику реформирования экономики.
С большим опозданием такая попытка предпринята в 2001 году, в связи с принятием в конце 2001?? года Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
К
началу XXI века в регионах России создано
80 региональных фондов поддержки малого
и среднего предпринимательства, 54
региональных бизнес-инкубатора, 46 центров,
созданных межрегиональным
Практически
инфраструктура создает каналы, по
которым государственная
В
настоящее время не существует общепринятой
классификации элементов
В
России сложилась парадоксальная ситуация,
когда происходит постоянный рост количества
разнообразных структур поддержки
малого предпринимательства, формируются
все новые общественные движения
– союзы, ассоциации, объединения
и даже создается новая
В
этих условиях возрастает актуальность
малобюджетных форм поддержки малых
предприятий, их самоорганизации, развития
общественных организаций и объединений.
Достаточно прочное и заметное место
среди негосударственных
Что
касается других форм общественных организаций
федерального, регионального и местного
уровней, то в них участвует незначительная
часть субъектов МП. При создании
и обеспечении деятельности специальных
объединений и союзов малого предпринимательства
возникает много проблем, прежде
всего финансового характера. Объединения
малых предпринимателей функционируют
на основе различных организационно-
Как
показал опыт более чем десятилетнего
развития предпринимательства в
России, недостаточная эффективность
различных форм государственной
поддержки во многом вызвана слабой
подготовленностью этого
Необходима отработка системы институтов финансирования кредитования и страхования рисков малого предпринимательства. Механизмы финансовой поддержки малого предпринимательства по мере развития этого сектора экономики претерпели определенную трансформацию. В начале 90-х годов в условиях несформировавшейся институциональной среды поддержки МП превалировали методы прямого, иногда на безвозмездных началах, финансирования отдельных приоритетных (по экспертным оценкам) предпринимательских проектов.
К
середине 90-х годов, когда были созданы
базовые элементы институциональной
среды, получила распространение практика
разработки федеральных и региональных
программ развития и поддержки малого
предпринимательства. Бюджетное финансирование,
преимущественно на возвратных основах,
осуществлялось для отдельных проектов,
соответствующих федеральным и
региональным приоритетам. Одним из
условий бюджетного финансирования
являлось привлечение для этих целей
средств самих
В
последние годы происходило постепенное
сокращение и сведение практически
на нет ассигнований на финансирование
Федеральной программы
Для
повышения доступности
Для отдельно взятой малой формы страховые услуги практически недоступны из-за их высокой стоимости. Неразвитость системы страхования в сфере МП приводит к ненадежности хозяйственных связей и увеличению числа банкротств.
Отсутствие
необходимой страховой защиты у
малого бизнеса «отпугивает» потенциальных
кредиторов, инвесторов в данную сферу.
Если крупному предприятию с устоявшейся
репутацией удается найти поддержку
со стороны банков или других инвесторов,
то в отношении малого, особенно
начинающего предприятия, обычные
условия займов неприемлемы. От него
требуются гарантии, в том числе
в форме страхования. Эффективность
использования механизма
Специалисты выделяют два наиболее важных с экономической точки зрения вида страховых услуг, обеспечивающих финансовую защищенность МП:
– страхование имущества, используемого в производственном процессе, как собственного, так и арендованного;
– страхование различных видов гражданской собственности.
Это
минимум страховых услуг, без
которых малые предприятия не
могут рассматриваться как
В
последнее время и федеральное,
и региональные правительства уделяют
заметное внимание проблемам развития
страхования малого бизнеса. С этой
целью в регионах, в некоторых
муниципалитетах создаются
Большое
значение для развития МП имеет и
лизинг. У лизинга большие перспективы
и при организации малых
Организующим
началом в координации мер
государственной поддержки
Однако, если не будут расширены рамки (размер предприятий и их оборот) субъектов предполагаемых льгот, вряд ли можно рассчитывать, что эта мера существенно оживит предпринимательство в реальном секторе экономики.
Одним
из факторов дальнейшего развития МП
выступает их интеграция с крупными
предприятиями и объединениями.
Обладая ограниченными
Важным
шагом к формированию последовательной
государственной политики в части
поддержки и развития малого бизнеса
стала разработка и принятие Государственным
советом РФ Концепции государственной
политики поддержки и развития малого
предпринимательства в
Помимо населения, органы муниципальные управления (и это подтверждается всем мировым опытом) активно взаимодействуют с предпринимательской средой, причем, прежде всего, с представителями малого и среднего бизнеса. Последние испытывают со стороны органов муниципального управления не только известное регулирующее воздействие, но и являются получателями муниципальных услуг – как бесплатных (бюджетных), так и платных. Основные грани этого взаимодействия могут быть сформулированы следующим образом: взимание местных налогов и регулирование их отдельных параметров (предоставление льгот по местным налогам и сборам); выделение земельных участков; выдача различных разрешений, в частности, на прокладку коммуникаций, участие малых предприятий в закупках товаров и услуг для муниципальных нужд, аренда муниципальной собственности малыми предприятиями.