Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике. 4
1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки. 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства. 12
2.1 Основные направления государственной поддержки. 12
2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства. 16
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. 21
Заключение. 30
Библиография. 34

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 58.09 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Место  и роль малого предпринимательства  в современной экономике. 4

1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки. 4

1.2 Состояние и  проблемы малого предпринимательства. 7

Глава 2. Государственная  поддержка малого предпринимательства. 12

2.1 Основные направления  государственной поддержки. 12

2.2 Использования  программно-целевых методов управления  для решения задач развития  и государственной поддержки  малого предпринимательства. 16

Глава 3. Основные направления совершенствования  государственной политики поддержки  и развития малого предпринимательства. 21

Заключение. 30

Библиография. 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Актуальность  темы исследования. В последние годы проблемы малого бизнеса все более  привлекают внимание ученых и практиков. Малый бизнес является важным элементом  рыночной экономики, без которого не может устойчиво развиваться  государство. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том  случае, если в экономике будет  действовать большое число предпринимательских  структур. Формирование благоприятных  условий для развития малого бизнеса  обеспечивает населению получение  доходов от самостоятельной хозяйственной  деятельности, а местным бюджетам - налоги. Ориентация на малый бизнес улучшает психологический настрой  в обществе и повышает ответственность  людей за собственную судьбу. Поэтому  разносторонняя поддержка сферы  малого бизнеса должна быть отнесена к числу основных направлений  в развитии отдельных территорий.

     В настоящее время малый бизнес поддерживается, прежде всего, на государственном  уровне. Муниципальные образования  значительно меньше участвуют в  его развитии, хотя по своей природе  этот уровень управления более всего  близок и доступен гражданам. Следовательно, именно муниципалитетам надо решать конкретные задачи, связанные с развитием  частной инициативы граждан. Поэтому  возникает необходимость сместить акценты государственной поддержки  малого бизнеса на муниципальный  уровень.

     Вместе  с тем, полная децентрализация поддержки  малого бизнеса невозможна. Одной  из важнейших задач региональных властей является обеспечение равных условий для социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе, по поддержке малого бизнеса.

 В настоящее время совместные целенаправленные меры по поддержке малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях не получили широкого распространения, несмотря на то, что интересы властей разных уровней совпадают. Это обусловлено недостаточностью государственной поддержки малого бизнеса, отсутствием тесной связи между степенью государственной поддержки и реальным уровнем развития малого бизнеса. Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность темы.

Целью исследования является изучение принципов  и методов государственной поддержки  малого бизнеса в муниципальных  образованиях.

В соответствии с поставленной целью намечены следующие  основные задачи:

     * определить место и роль малого  предпринимательства в современной  экономике;

     * выявить состояние и проблемы  малого предпринимательства;

     * определить место программ поддержки  малого предпринимательства в  общей стратегии социально-экономического  развития регионов и ее отражении  в рамках комплексных среднесрочных  программ субъектов Федерации;

     * изучить основные направления  государственной поддержки малого бизнеса

     * рассмотреть возможности и практические  инструменты разработки и реализации  муниципальных программ развития  и поддержки малого предпринимательства,  которые могут быть осуществлены  на основе действующих положений  муниципальной реформы

     Объектом  исследования является сектор малых  предприятий в российской экономике. Предметом исследования являются проблемные области и перспективные направления развития институтов государственной поддержки малого предпринимательства. 
 

Глава 1. Место и роль малого предпринимательства  в современной  экономике.

1.1 Место малого предпринимательства  в современной  экономике и зарубежный  опыт его государственной  поддержки.

 

     Малое предпринимательство представляет собой одновременно важное действующее  лицо в экономической жизни, гармоничное  развитие которой возможно только в  условиях разнообразия форм осуществления  хозяйственной деятельности, и инкубатор  для развития новых бизнесов –  «подростковый» слой среднего и крупного предпринимательства. Указанная двойственность обуславливает неоднородность малого предпринимательства как экономического явления, включающего в себя и  основанные на персональном мастерстве ремесленные хозяйства, и структуры, обеспечивающие функционирование крупного бизнеса, и предприятия, созданные  для реализации нововведений – производства новых продуктов, внедрения новых  технологий, завоевания новых рынков и т.д.

     Принципиально важное место малого предпринимательства  в современной развитой экономике  обусловлено, с одной стороны, процессами сближения технической оснащенности крупных и мелких предприятий, диверсификации организационных форм производственной кооперации на базе бурно развивающихся  информационных технологий, а с другой – преимуществами малых предприятий  по сравнению с крупными:

     − узкая специализация (на разработках  и продвижении одного - двух видов  продукции в строго ограниченных сферах современной науки и технологии);

     − наличие значительной доли высококвалифицированных  специалистов в структуре занятых;

     − высокая доля затрат на НИОКР, поскольку  выпуск качественно новой продукции - это одно из основных средств малых  предприятий для выхода на рынок  или сохранения своего места на нем;

     − создание и перепрофилирование малых  предприятий требуют меньших  затрат, которые при благоприятных  шансах рынка сравнительно быстро окупаются; такие предприятия имеют большие  возможности в сжатый срок наладить производство новых изделий на современной  технической основе;

     − гибкость, способность быстро приспосабливаться  к новым требованиям, выдвигаемым  научно-техническим прогрессом, что  особенно важно в условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, индивидуализации производства и спроса;

     − возможность оперативного освоения выпуска мелкосерийной, уникальной продукции, поскольку, по мере научно-технического прогресса, постоянно возникают  рынки новых товаров и услуг, емкость которых на первых порах  незначительна, не требует массового производства.

В инновационном  процессе выделяется этап, включающий необходимые операции до выведения  продукта на рынок: исследования и разработки, завершающиеся документированным  описанием технологии или опытным  образцом, которые затем могут  выводиться на рынок. Как правило, именно на этом этапе малый и средний  бизнес показывают более высокую  эффективность по сравнению с  крупным. С точки зрения жизненного цикла продукта они менее всего  пригодны для стадии быстрого распространения  продукта на широком рынке. Здесь  подключается крупный бизнес. Учитывая, что продукт стареет на рынке, крупные фирмы должны заботиться о его замене новым уже на стадии расширения рынка, что создает у  них заинтересованность в сотрудничестве с малым бизнесом, подключающимся к поиску новых вариантов. Таким  образом, создаются условия для  постоянной работы малого бизнеса в процессе непрерывного совершенствования производства.

    Крупные предприятия с большей осторожностью относятся к нововведениям, они как можно дольше избегают радикальных изменений, ибо последние несут с собой угрозу больших потерь. Малые предприятия, чей риск в денежном выражении менее весом, склонны к более радикальным и рискованным нововведениям. Они реализуют менее капиталоемкие проекты, но по широкому спектру направлений и сфер деятельности. Владельцы малых инновационных предприятий часто имеют более высокую, проникнутую творческим энтузиазмом мотивацию по сравнению с менеджерами, и тем более акционерами крупных компаний.

     Анализ  зарубежной практики государственной  поддержки малого предпринимательства  показывает, что ее формы и содержание весьма многообразны. Характерная общая  черта - множественность каналов  получения такой поддержки, отсутствие монополизма какого-либо одного ведомства  при наличии органа, вырабатывающего  национальную политику в данной области  и координирующего ее осуществление. За рубежом также огромное значение придается формам взаимодействия органов  господдержки малого предпринимательства  и институтов его самоорганизации, таких как ассоциации, общества взаимного  кредитования, структуры субконтрактации и франчайзинга.

     В настоящее время в европейском  Союзе и за его пределами реализуется  множество программ поддержки малого и среднего предпринимательства, дополняющих  мероприятия на национальном уровне. Однако до сих пор сохраняется  разнобой в определениях сектора  малого и среднего предпринимательства, принятых в отдельных странах  и отдельных международных организациях, оказывающих поддержку этим секторам. Тем самым возникают неравные конкурентные условия между предприятиями, попавшими либо нет (в силу указанного различия определений) в зону влияния  программ поддержки.

     Следовательно, актуальной остается задача унификации определений малого и среднего предпринимательства, действующих в разных странах  и на международном уровне.

1.2 Состояние и проблемы  малого предпринимательства.

     Малое и среднее предпринимательство  имеет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран  Западной Европы, Америки и Восточной  Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства  увеличивает число собственников  и обеспечивает формирование среднего класса – основного гаранта политической стабильности общества, создает новые  рабочие места, в том числе  для молодежи и незащищенных слоев  общества, обеспечивает снижение уровня безработицы, социальной напряженности  и экономического неравенства.

     На  основании имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии  и динамике развития малого предпринимательства  приходится, к сожалению, констатировать, что на сегодняшний день малый  и средний бизнес России все еще  не стал стратегическим фактором социально-экономического развития и возрождения страны, несмотря на его огромный потенциал и те многочисленные социальные, экономические  и политические проблемы общества, которые могут быть решены на основе его свободного и полноценного развития.

     !!Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

     В экономически развитых странах число  малых и средних предприятий  достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены  две трети экономически активного  населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В  этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.

     Россия  существенно уступает странам с  развитой рыночной экономикой по общей  численности малых предприятий. Количество малых предприятий, приходящееся на тысячу жителей в России меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем  в Великобритании, в 13 раз, чем в  США. Роль малого бизнеса в общественном производстве России также существенно  разнится: от 10-11 % ВВП в России до 50-60 % в развитых странах мира.

     Малые предприятия в развитых странах  являются основными создателями  дополнительных рабочих мест. Например, в США только в 1970-1985 годах на малых  и средних предприятиях создано 35 миллионов новых рабочих мест, в то время как на государственных  предприятиях и компаниях крупного бизнеса число рабочих мест сократилось  почти на 6 миллионов. Доля малых  и средних предприятий в общей  численности занятых в 1995 году составляла?: в США - 70%, Япония - 78%, Италия -73%, Франция - 54%. Хотя в России последнее время не растет количество малых предприятий, однако, именно они вносят значительный вклад в решение социально-экономических проблем. Даже в те периоды, когда в целом в экономике страны наблюдался рост безработицы, на малых предприятиях численность персонала увеличивалась и в настоящее время вместе с индивидуальными предпринимателями составляет около 14 миллионов человек. Малыми предприятиями в России выпускается 9% промышленной продукции (в отдельных регионах - до 20%), создается около 10-12% ВНП – и это при том, что малыми предприятиями используется немногим более 3% основных фондов промышленности.

Информация о работе Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства