Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа
Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса
Введение. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике. 4
1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки. 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства. 12
2.1 Основные направления государственной поддержки. 12
2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства. 16
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. 21
Заключение. 30
Библиография. 34
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике. 4
1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки. 4
1.2 Состояние и
проблемы малого
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства. 12
2.1 Основные направления государственной поддержки. 12
2.2 Использования
программно-целевых методов
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. 21
Заключение. 30
Библиография. 34
Актуальность
темы исследования. В последние годы
проблемы малого бизнеса все более
привлекают внимание ученых и практиков.
Малый бизнес является важным элементом
рыночной экономики, без которого не
может устойчиво развиваться
государство. Эффективное рыночное
хозяйство возможно только в том
случае, если в экономике будет
действовать большое число
В
настоящее время малый бизнес
поддерживается, прежде всего, на государственном
уровне. Муниципальные образования
значительно меньше участвуют в
его развитии, хотя по своей природе
этот уровень управления более всего
близок и доступен гражданам. Следовательно,
именно муниципалитетам надо решать
конкретные задачи, связанные с развитием
частной инициативы граждан. Поэтому
возникает необходимость
Вместе
с тем, полная децентрализация поддержки
малого бизнеса невозможна. Одной
из важнейших задач региональных
властей является обеспечение равных
условий для социально-
В настоящее время совместные целенаправленные меры по поддержке малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях не получили широкого распространения, несмотря на то, что интересы властей разных уровней совпадают. Это обусловлено недостаточностью государственной поддержки малого бизнеса, отсутствием тесной связи между степенью государственной поддержки и реальным уровнем развития малого бизнеса. Вышеуказанные обстоятельства обусловливают актуальность темы.
Целью
исследования является изучение принципов
и методов государственной
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
*
определить место и роль
* выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
*
определить место программ
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса
*
рассмотреть возможности и
Объектом
исследования является сектор малых
предприятий в российской экономике.
Предметом исследования являются проблемные
области и перспективные направления
развития институтов государственной
поддержки малого предпринимательства.
Малое
предпринимательство
Принципиально
важное место малого предпринимательства
в современной развитой экономике
обусловлено, с одной стороны, процессами
сближения технической
−
узкая специализация (на разработках
и продвижении одного - двух видов
продукции в строго ограниченных
сферах современной науки и
− наличие значительной доли высококвалифицированных специалистов в структуре занятых;
− высокая доля затрат на НИОКР, поскольку выпуск качественно новой продукции - это одно из основных средств малых предприятий для выхода на рынок или сохранения своего места на нем;
−
создание и перепрофилирование малых
предприятий требуют меньших
затрат, которые при благоприятных
шансах рынка сравнительно быстро окупаются;
такие предприятия имеют
− гибкость, способность быстро приспосабливаться к новым требованиям, выдвигаемым научно-техническим прогрессом, что особенно важно в условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, индивидуализации производства и спроса;
− возможность оперативного освоения выпуска мелкосерийной, уникальной продукции, поскольку, по мере научно-технического прогресса, постоянно возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых на первых порах незначительна, не требует массового производства.
В инновационном
процессе выделяется этап, включающий
необходимые операции до выведения
продукта на рынок: исследования и разработки,
завершающиеся
Крупные предприятия с большей осторожностью относятся к нововведениям, они как можно дольше избегают радикальных изменений, ибо последние несут с собой угрозу больших потерь. Малые предприятия, чей риск в денежном выражении менее весом, склонны к более радикальным и рискованным нововведениям. Они реализуют менее капиталоемкие проекты, но по широкому спектру направлений и сфер деятельности. Владельцы малых инновационных предприятий часто имеют более высокую, проникнутую творческим энтузиазмом мотивацию по сравнению с менеджерами, и тем более акционерами крупных компаний.
Анализ зарубежной практики государственной поддержки малого предпринимательства показывает, что ее формы и содержание весьма многообразны. Характерная общая черта - множественность каналов получения такой поддержки, отсутствие монополизма какого-либо одного ведомства при наличии органа, вырабатывающего национальную политику в данной области и координирующего ее осуществление. За рубежом также огромное значение придается формам взаимодействия органов господдержки малого предпринимательства и институтов его самоорганизации, таких как ассоциации, общества взаимного кредитования, структуры субконтрактации и франчайзинга.
В
настоящее время в европейском
Союзе и за его пределами реализуется
множество программ поддержки малого
и среднего предпринимательства, дополняющих
мероприятия на национальном уровне.
Однако до сих пор сохраняется
разнобой в определениях сектора
малого и среднего предпринимательства,
принятых в отдельных странах
и отдельных международных
Следовательно, актуальной остается задача унификации определений малого и среднего предпринимательства, действующих в разных странах и на международном уровне.
Малое
и среднее предпринимательство
имеет исключительно важную роль
в экономической и социальной
жизни промышленно развитых стран
Западной Европы, Америки и Восточной
Азии, где на его долю приходится
до 60 % валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства
увеличивает число
На
основании имеющихся
!!Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.
Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Количество малых предприятий, приходящееся на тысячу жителей в России меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малого бизнеса в общественном производстве России также существенно разнится: от 10-11 % ВВП в России до 50-60 % в развитых странах мира.
Малые предприятия в развитых странах являются основными создателями дополнительных рабочих мест. Например, в США только в 1970-1985 годах на малых и средних предприятиях создано 35 миллионов новых рабочих мест, в то время как на государственных предприятиях и компаниях крупного бизнеса число рабочих мест сократилось почти на 6 миллионов. Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых в 1995 году составляла?: в США - 70%, Япония - 78%, Италия -73%, Франция - 54%. Хотя в России последнее время не растет количество малых предприятий, однако, именно они вносят значительный вклад в решение социально-экономических проблем. Даже в те периоды, когда в целом в экономике страны наблюдался рост безработицы, на малых предприятиях численность персонала увеличивалась и в настоящее время вместе с индивидуальными предпринимателями составляет около 14 миллионов человек. Малыми предприятиями в России выпускается 9% промышленной продукции (в отдельных регионах - до 20%), создается около 10-12% ВНП – и это при том, что малыми предприятиями используется немногим более 3% основных фондов промышленности.