Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа
Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса
Введение. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике. 4
1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки. 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства. 12
2.1 Основные направления государственной поддержки. 12
2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства. 16
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. 21
Заключение. 30
Библиография. 34
Малое
предпринимательство в
Кроме
юридических лиц, предпринимательской
деятельностью занимаются также
предприниматели без
Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2001 года??, по данным Министерства по налогам и сборам России, достигла 4 миллионов человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 14 миллионов человек. В общей численности экономически активного населения это составляет около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.
В то же время по различным оценкам примерно половина малых предприятий – “мертвые” и не ведут никакой деятельности. Они либо не начали работать, либо прекратили свою деятельность и фактически не существуют, не будучи ликвидированными в юридическом смысле. Это связано с одной стороны с тем, что ликвидация предприятия является достаточно трудным делом. С другой стороны, отсутствие эффективного контроля над добросовестностью ведения бизнеса позволяет создавать фирмы-однодневки и бросать их в случае необходимости.
Понятие среднее предприятие не существует в российском законодательстве. Никакие данные об этой группе предприятий не рассчитываются и не публикуются. Они могут быть получены только путем специальных расчетов на основе баз данных по отдельным предприятиям, хранящихся в субъектах Российской Федерации. Число средних предприятий (например, имеющих не более 500 человек персонала и не являющихся малыми) составляет примерно 100 тысяч или 93% от общего числа крупных и средних предприятий. Поэтому в ряде случаев совокупные данные о крупных и средних предприятиях достаточно точно характеризуют группу средних предприятий.
Развитие малого и среднего предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональных, так и в отраслевых разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, около четверти – в Москве.
Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить целый ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего бизнеса:
За
последнее десятилетие в России
сформировались основные общепринятые
в странах с развитой рыночной
экономикой элементы системы государственной
поддержки малого предпринимательства.
Учитывая современные условия и
проблемы развития малого предпринимательства,
а также недостаточную
Систему
государственной поддержки
-
государственные нормативно-
-государственный
аппарат, представляющий собой
совокупность государственных
-государственная
инфраструктура поддержки
1.Основным
инструментом реализации
Руководство
реализацией государственной
2.
Государственный аппарат
В
настоящее время в Российской
Федерации имеются все виды структур
поддержки малого предпринимательства,
которыми обладают развитые промышленные
страны. Основой государственной
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
является система государственных
и муниципальных фондов поддержки
малого предпринимательства. В настоящее
время система фондов, состоит
из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных
фондов, из которых 24 учреждены с
участием ФФПМП. Сам Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства
это государственная
Помимо сети региональных государственных фондов, создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Региональные
фонды учреждены
Возможно
несколько организационных форм
предпринимательства в
Например, чтобы арендовать помещения или найти сотрудников для своей организации в информационном центре фонда существует база данных, в которую внесены сведения о тех, кто хочет получить работу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человек может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.
В данном случае, финансовая помощь чаще всего не нужна. Фонд может оказать, кроме информационной и консультативной помощи, помощь в размещении рекламы продукции или услуг, в поиске возможных потребителей по имеющемуся банку данных информационного центра, юридическую помощь. Человек, ставший членом фонда, должен быть уверен, что он является гарантией обеспечения надежности заключаемых договоров с поставщиками сырья либо с покупателями продукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фонде возможна организация выставок-продаж продукции, создание магазина.
В
современной экономической