Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике. 4
1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки. 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства. 12
2.1 Основные направления государственной поддержки. 12
2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства. 16
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. 21
Заключение. 30
Библиография. 34

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 58.09 Кб (Скачать)

     И одним из наиболее любимых "в народе" видов господдержки традиционно  являются гранты малому бизнесу - безвозмездные  субсидии!, выделяемые в 2011 году из бюджета начинающим бизнесменам на открытие или развитие их бизнесов и, что самое приятное - не требующие возврата (в отличие от кредитов или микрозаймов, например).

     Свои  программы по поддержке малого бизнеса  с выделением грантов уже по нескольку  лет реализуются во многих городах  нашей страны, в 2011 году аналогичные  мероприятия будут проводиться  в Ростовской, Калининградской, Новосибирской, Омской и Оренбургской областях, Красноярском и Пермском краях, Еврейской автономной области, городах Санкт-Петербург, Москва и др.

     Отметим, что сумма, которую федеральный  закон позволяет выделять в качестве грантов начинающим предпринимателям составляет до 500 тысяч рублей. Однако, в большинстве субъектов РФ реальная сумма выдаваемых грантов находится  в пределах до 100 тысяч, остальные  не превышают 300 тысяч рублей.

     Условия получения грантов несколько  отличаются в разных местах, где-то их выдают вновь зарегестрировавшимся субъектам малого предпринимательства, где-то - малым предприятиям, существующим не более года или не более двух лет. Всё зависит от конкретных условий  гранта и государственных программ.

     В 2010 году государство выделит на поддержку  малого и среднего бизнеса 11 млрд.  рублей. Об этом сообщила 28 сентября на пресс-конференции «Деньги для  малого бизнеса: господдержка, кредиты, информационные ресурсы» заместитель  директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства  Минэкономразвития России Наталья  Ларионова.

     В этом году на помощь малым и средним  предприятием из федерального бюджета  уже выделено 10 миллиардов рублей, и  «на выходе решение о целевом  дофинансировании» этой статьи бюджета  еще на 7,5 миллиарда рублей.

     Представитель МЭР также напомнила, что в  начале кризиса, примерно около года назад,  государство предложило четыре меры для облегчения привлечения  предпринимателями  денег в бизнес: выделение грантов, микрофинасовые займы на поддержание операционной деятельности, поддержку банковского кредитования через субсидирование процентной ставки и развитие системы гарантирования.

     Программно-целевое  управление является конкретизацией системного подхода, рассматривающего объект управления как сложную целеустремленные систему, имеющую свои функции, структуру, связи.

     Целевая программа по своей сущности должна являться адресным документом, в котором  должны быть сбалансированы используемые ресурсы, по исполнителям и срокам завершения. Таким образом, в целевой программе  интегрируется полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение  одной или нескольких народнохозяйственных задач.

     На  региональном уровне программно-целевой  подход в управлении применяется  хотя и в русле его общей  методологии, но имеет свои специфические  черты. Помимо характерной для региональных программ максимальной нацеленности на решение социальных проблем территории, им в еще большей степени, чем  федеральным программам, свойственен  поиск возможностей расширения горизонта  программ, использование современных  методов бюджетирования, использование  механизмов государственно-частного партнерства  в подготовке и реализации программ. Региональные программы в принципе не могут быть эффективны без увязки с программами развития муниципальных  образований, с одной стороны, и  соответствующими федеральными программами с другой.

     Уже в настоящее время подобные программы  обеспечивают активное воздействие  на всю предпринимательскую среду  посредством целевых установок  и взаимосвязанного использования  различных экономических, правовых и иных механизмов. Это позволяет  органам государственного управления сосредоточить усилия на достижении приоритетных целей хозяйственного и социального развития региона  и сформировать в рамках его хозяйственного комплекса адекватную современной  экономике систему институтов рынка, предпринимательства и государственного регулирования. Этот метод позволяет достичь максимальной эффективности привлекаемых ресурсов, гибко учитывать специфику переходных процессов и одновременно - хозяйственные и социальные особенности, а также потенциальные источники развития отдельных типов регионов России. Одним из секторов экономики регионов, регулирование, которого на протяжении более чем десяти лет реформ осуществляется на основе комплексных целевых программ, является малое предпринимательство.

     Региональные  программы поддержки малого бизнеса, несмотря на наличие серьезных финансовых, организационных и правовых проблем, реализуются в настоящее время  почти во всех субъектах РФ и разрабатываются  на достаточно длительную перспективу. Есть основания полагать, что в  ближайшее время эти программы  сохранят и усилят свои позиции в  экономической политике регионов по отношению к малому бизнесу. Вместе с тем, пока действующие региональные программы поддержки малого бизнеса  не обеспечивают ощутимых результатов  для его развития и реального  позитивного влияния на экономику  субъектов РФ в целом. В этих условиях крайне важно уточнить правовой статус этих программ (региональные законы о  государственных целевых программах); сформулировать единые требования к  их разработке, обеспечить взаимосвязь  с общей программой (стратегией) социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочную перспективу.

     Региональная  целевая программа поддержки  малого предпринимательства должна представлять собой разносторонне  мотивированный и четко целеориентированный  комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и  иных мероприятий, взаимоувязанных  по ресурсному обеспечению, по исполнителям и срокам, обеспечивающим эффективное  использование потенциала малого предпринимательства  в решении проблем социально-экономического развития субъекта РФ.

     В этой связи построение эффективно действующей  системы государственной поддержки  малого предпринимательства и реализация ее задач методами программно-целевого управления невозможно вне четко  представления о воспроизводственных  функциях малого бизнеса (экономических, социальных. фискальных и пр.) и их особенностях в рамках экономики  конкретного региона и конкретного  этапа ее развития. Таким образом, при разработке рассматриваемых  региональных программ важно отталкиваться от воспроизводственных функций малого предпринимательства (формирование рабочих мест и доходов; насыщение и демонополизация рынков; пополнение бюджетов всех уровней; утверждение среднего класса и пр.), характеризующих его наиболее значимые функции в экономике данного субъекта РФ и, следовательно, специфику целей и задач политики его поддержки на региональном уровне.

     Эффективное использование программно-целевого метода управления, в том числе, для  решения задач развития и государственной  поддержки малого предпринимательства, возможно только на основе устойчивости его ресурсного обеспечения. В современной  экономике ограничителями развития сферы малого предпринимательства  выступают многие виды ресурсов, в  том числе, финансовые кадровые, информационные и пр. Содействие в восполнении  этих ресурсов и выступает одной  из целей всей поддержки малого бизнеса  и требует привлечения значительных средств, которые не всегда имеются  в наличии на субфедеральном уровне управления. Недостаточность финансирования программ определяется, прежде всего, общей нехваткой средств в  бюджетах субъектов РФ, неустойчивостью  их доходной базы из-за зависимости  от изменений в системе межбюджетного  регулирования. Кроме того, постоянно  давало о себе знать несовпадение временного горизонта программ (как  правило, не менее 2-3 лет) и действовавших  горизонтов бюджетного планирования (1 год).

Глава 3. Основные направления  совершенствования  государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства.

     Наряду  с такими основными ресурсами  возможного роста экономики, как  сокращение доли малоэффективной государственной  собственности (она все еще превышает 50%), иностранные инвестиции, в качестве главного резерва называется стимулирование среднего и малого бизнеса.

     Десятилетия развития рыночных реформ в России не сопровождалось широкомасштабным развитием  малого бизнеса. В результате малые  и средние предприятия не занимают того места в экономике, которое  им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий  составляет свыше 80% от общего числа  предприятий. В этом секторе экономики  в развитых странах занято две  трети работающих, производится более  половины валового внутреннего продукта. Россия значительно отстает от стран  с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в  ВВП России не более 10–11%, стоимость  основных фондов промышленности –  чуть более 3%. Поступления в консолидированный  бюджет в 2000 г.??? от деятельности МП составили 14,7 млрд. рублей – это 1% доходной части бюджета. Общая численность работающих в МП российской экономики составляет 12 млн. человек (19% общей численности). В то же время в США доля малых и средних предприятий в общей численности занятых составляла 70%, в Японии – 78%, Италии – 73%, Франции – 54%. В Европе на 1000 жителей приходится около 60 малых предприятий, в США – около 70, в Москве – 35 малых предприятий.

     По  данным проведенного в 2008 г. ?? Госкомстатом РФ сплошного обследования МП, выявлено 800 тысяч активно действующих малых предприятий. Еще более 200 тысяч таких предприятий ликвидировано или находилось в стадии ликвидации. 

     Структура МП: половина малых предприятий находятся  в сфере торговли: они держат 51% оборота в оптовой торговле и 26% – в розничной. В строительстве  сосредоточено 14% малых предприятий, которые обеспечивают 28% подрядных  работ в стране. В промышленности малые предприятия занимают 14%, они  развиваются наиболее интенсивно в  легкой, пищевой промышленности, в  производстве стройматериалов. Способность  малого бизнеса быстро занимать возникающие  «ниши» в экономике проявилась в  связи с изменениями в таможенной политике, позволившими малым предприятиям наладить производство и выйти на рынок с изделиями бытовой  техники и радиоаппаратуры.

     Начало XXI века ознаменовалось достаточно высоким  уровнем безработицы, хотя, по мнению аналитиков, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Для поддержания  высоких темпов развития экономики  страны необходима активность малых  и средних предприятий.

     Правительство в этих условиях инициировало пересмотр  политики в данной сфере с тем, чтобы особо важные инструменты, применяемые для поддержки малых  и средних предприятий, соответствовали изменениям, происходящим вокруг них.

     «Малые  и средние предприятия XXI века рассматриваются  как хорошие пружины экономического развития и динамизма, которые демонстрируют  свою живость, гибкость и творческий подход к делу. Меры в отношении  малых и средних предприятий  должны развивать и взращивать широкий  диапазон независимых малых и  средних предприятий».

     Основными целями новой концепции являются:

– поддержка  самостоятельных усилий в деле проведения хозяйственного новаторства и освоения новых видов продукции;

– создание более благоприятного климата, способствующего  конкуренции;

– создание необходимой системы безопасности.

     Первая  цель состоит в поддержке позитивного  роста активно добивающихся своих  задач малых и средних предприятий  и их самостоятельных усилий в хозяйственной деятельности и освоении новых видов продукции. Вторая цель состоит в облегчении доступа к ресурсам управления, таких, как капитал, людские ресурсы, технология, информация и прочие, а также в обеспечении честных условий конкуренции путем устранения несовершенства функции рынка. Третья цель состоит в смягчении воздействия, вызванного резким изменением окружающих условий, и в помощи малым и средним предприятиям адекватно реагировать на возникающие отклонения, и в то же самое время создать систему, которая предоставляет поддержку предприятиям, потерпевшим неудачу, а также возможности заново испытать судьбу на рынке.

     Для начинающих новое дело венчурных  компаний предусмотрена многосторонняя поддержка, включающая смягчение условий  кредитования, необходимого для начала дел, обеспечение гибкими управленческими  ресурсами, такими как кадры, технологии. Для уже существующих малых и  средних предприятий будут внедряться такие меры поддержки по обеспечению  управленческих ресурсов как оборудование и / или инженерно-технические средства, технология и людские ресурсы, будут  также реализованы мероприятия  в целях оптимизации перехода, направленного на укрепление управленческой базы.

     Государственная концепция поддержки малого, среднего и мельчайшего бизнеса в наступившем XXI веке нашла отражение в новом  Основном законе о малых и средних  предприятиях, который был введен в действие в декабре 2000 года??.

Информация о работе Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства