Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа
Целью исследования является изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях.
В соответствии с поставленной целью намечены следующие основные задачи:
* определить место и роль малого предпринимательства в современной экономике;
* выявить состояние и проблемы малого предпринимательства;
* определить место программ поддержки малого предпринимательства в общей стратегии социально-экономического развития регионов и ее отражении в рамках комплексных среднесрочных программ субъектов Федерации;
* изучить основные направления государственной поддержки малого бизнеса
Введение. 2
Глава 1. Место и роль малого предпринимательства в современной экономике. 4
1.1 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки. 4
1.2 Состояние и проблемы малого предпринимательства. 7
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства. 12
2.1 Основные направления государственной поддержки. 12
2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства. 16
Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства. 21
Заключение. 30
Библиография. 34
И одним из наиболее любимых "в народе" видов господдержки традиционно являются гранты малому бизнесу - безвозмездные субсидии!, выделяемые в 2011 году из бюджета начинающим бизнесменам на открытие или развитие их бизнесов и, что самое приятное - не требующие возврата (в отличие от кредитов или микрозаймов, например).
Свои программы по поддержке малого бизнеса с выделением грантов уже по нескольку лет реализуются во многих городах нашей страны, в 2011 году аналогичные мероприятия будут проводиться в Ростовской, Калининградской, Новосибирской, Омской и Оренбургской областях, Красноярском и Пермском краях, Еврейской автономной области, городах Санкт-Петербург, Москва и др.
Отметим, что сумма, которую федеральный закон позволяет выделять в качестве грантов начинающим предпринимателям составляет до 500 тысяч рублей. Однако, в большинстве субъектов РФ реальная сумма выдаваемых грантов находится в пределах до 100 тысяч, остальные не превышают 300 тысяч рублей.
Условия получения грантов несколько отличаются в разных местах, где-то их выдают вновь зарегестрировавшимся субъектам малого предпринимательства, где-то - малым предприятиям, существующим не более года или не более двух лет. Всё зависит от конкретных условий гранта и государственных программ.
В 2010 году государство выделит на поддержку малого и среднего бизнеса 11 млрд. рублей. Об этом сообщила 28 сентября на пресс-конференции «Деньги для малого бизнеса: господдержка, кредиты, информационные ресурсы» заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Наталья Ларионова.
В этом году на помощь малым и средним предприятием из федерального бюджета уже выделено 10 миллиардов рублей, и «на выходе решение о целевом дофинансировании» этой статьи бюджета еще на 7,5 миллиарда рублей.
Представитель МЭР также напомнила, что в начале кризиса, примерно около года назад, государство предложило четыре меры для облегчения привлечения предпринимателями денег в бизнес: выделение грантов, микрофинасовые займы на поддержание операционной деятельности, поддержку банковского кредитования через субсидирование процентной ставки и развитие системы гарантирования.
Программно-целевое управление является конкретизацией системного подхода, рассматривающего объект управления как сложную целеустремленные систему, имеющую свои функции, структуру, связи.
Целевая
программа по своей сущности должна
являться адресным документом, в котором
должны быть сбалансированы используемые
ресурсы, по исполнителям и срокам завершения.
Таким образом, в целевой программе
интегрируется полный комплекс научно-исследовательских,
социальных, экономических, организационно-хозяйственных,
производственно-технических и
На региональном уровне программно-целевой подход в управлении применяется хотя и в русле его общей методологии, но имеет свои специфические черты. Помимо характерной для региональных программ максимальной нацеленности на решение социальных проблем территории, им в еще большей степени, чем федеральным программам, свойственен поиск возможностей расширения горизонта программ, использование современных методов бюджетирования, использование механизмов государственно-частного партнерства в подготовке и реализации программ. Региональные программы в принципе не могут быть эффективны без увязки с программами развития муниципальных образований, с одной стороны, и соответствующими федеральными программами с другой.
Уже в настоящее время подобные программы обеспечивают активное воздействие на всю предпринимательскую среду посредством целевых установок и взаимосвязанного использования различных экономических, правовых и иных механизмов. Это позволяет органам государственного управления сосредоточить усилия на достижении приоритетных целей хозяйственного и социального развития региона и сформировать в рамках его хозяйственного комплекса адекватную современной экономике систему институтов рынка, предпринимательства и государственного регулирования. Этот метод позволяет достичь максимальной эффективности привлекаемых ресурсов, гибко учитывать специфику переходных процессов и одновременно - хозяйственные и социальные особенности, а также потенциальные источники развития отдельных типов регионов России. Одним из секторов экономики регионов, регулирование, которого на протяжении более чем десяти лет реформ осуществляется на основе комплексных целевых программ, является малое предпринимательство.
Региональные
программы поддержки малого бизнеса,
несмотря на наличие серьезных финансовых,
организационных и правовых проблем,
реализуются в настоящее время
почти во всех субъектах РФ и разрабатываются
на достаточно длительную перспективу.
Есть основания полагать, что в
ближайшее время эти программы
сохранят и усилят свои позиции в
экономической политике регионов по
отношению к малому бизнесу. Вместе
с тем, пока действующие региональные
программы поддержки малого бизнеса
не обеспечивают ощутимых результатов
для его развития и реального
позитивного влияния на экономику
субъектов РФ в целом. В этих условиях
крайне важно уточнить правовой статус
этих программ (региональные законы о
государственных целевых
Региональная
целевая программа поддержки
малого предпринимательства должна
представлять собой разносторонне
мотивированный и четко целеориентированный
комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных,
производственных, информационных и
иных мероприятий, взаимоувязанных
по ресурсному обеспечению, по исполнителям
и срокам, обеспечивающим эффективное
использование потенциала малого предпринимательства
в решении проблем социально-
В
этой связи построение эффективно действующей
системы государственной
Эффективное
использование программно-
Наряду
с такими основными ресурсами
возможного роста экономики, как
сокращение доли малоэффективной
Десятилетия
развития рыночных реформ в России
не сопровождалось широкомасштабным развитием
малого бизнеса. В результате малые
и средние предприятия не занимают
того места в экономике, которое
им отводится в экономически развитых
странах, где число таких предприятий
составляет свыше 80% от общего числа
предприятий. В этом секторе экономики
в развитых странах занято две
трети работающих, производится более
половины валового внутреннего продукта.
Россия значительно отстает от стран
с рыночной экономикой по этим показателям.
Доля малого предпринимательства в
ВВП России не более 10–11%, стоимость
основных фондов промышленности –
чуть более 3%. Поступления в
По
данным проведенного в 2008 г. ?? Госкомстатом
РФ сплошного обследования МП, выявлено
800 тысяч активно действующих малых предприятий.
Еще более 200 тысяч таких предприятий ликвидировано
или находилось в стадии ликвидации.
Структура
МП: половина малых предприятий находятся
в сфере торговли: они держат 51%
оборота в оптовой торговле и
26% – в розничной. В строительстве
сосредоточено 14% малых предприятий,
которые обеспечивают 28% подрядных
работ в стране. В промышленности
малые предприятия занимают 14%, они
развиваются наиболее интенсивно в
легкой, пищевой промышленности, в
производстве стройматериалов. Способность
малого бизнеса быстро занимать возникающие
«ниши» в экономике проявилась в
связи с изменениями в
Начало XXI века ознаменовалось достаточно высоким уровнем безработицы, хотя, по мнению аналитиков, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Для поддержания высоких темпов развития экономики страны необходима активность малых и средних предприятий.
Правительство
в этих условиях инициировало пересмотр
политики в данной сфере с тем,
чтобы особо важные инструменты,
применяемые для поддержки
«Малые
и средние предприятия XXI века рассматриваются
как хорошие пружины
Основными целями новой концепции являются:
– поддержка самостоятельных усилий в деле проведения хозяйственного новаторства и освоения новых видов продукции;
– создание более благоприятного климата, способствующего конкуренции;
– создание
необходимой системы
Первая
цель состоит в поддержке
Для
начинающих новое дело венчурных
компаний предусмотрена многосторонняя
поддержка, включающая смягчение условий
кредитования, необходимого для начала
дел, обеспечение гибкими
Государственная
концепция поддержки малого, среднего
и мельчайшего бизнеса в