Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 09:58, курсовая работа
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В связи с этим очень важно как практически реализуется данная государственная услуга. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.
Введение…………………………………………………………….1-2
Глава 1. Государственные и муниципальные услуги:
совершенствование системы предоставления……………………3-4
1.1. Стандарты предоставления услуг и порядок
установления платы……………………………………………….5-6
1.2. Программа оказания бесплатной медицинской
помощи гражданам России………………………………………. 6-9
1.3. Критерии доступности и качества медицинской помощи…9-10
1.4. Территориальная программа государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
в Новосибирской области как метод улучшения предоставления
гос. услуг…………………………………………………………11-14
1.5. Условия предоставления лекарственной помощи………..14-15
Глава 2. Анализ современного состояния предоставления
лекарственного обеспечения граждан РФ……………………. 16-28
2.1. Оказание услуг по обеспечению лекарственными
препаратами в Новосибирской области………………………..29-30
Заключение………………………………………………………31-32
Список используемой литературы
Правительством РФ было утверждено
Постановление от 30.07.1994 №890 «О государственной
поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения
населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами», в соответствии
с которым отдельным группам
населения и лицам с
Следует подчеркнуть, что предоставленные Правительством РФ льготы не были подкреплены соответствующими объемами финансирования. Это привело к огромной задолженности бюджета перед аптеками за отпущенные ЛС, а в конечном итоге — к снижению качества лекарственной помощи.
Так, в 1995 г. длительность неплатежей аптекам за отпущенные ЛС доходила до 5 месяцев. Сложилась недопустимая ситуация, при которой аптеки, начав кредитовать бюджет, сами оказались без оборотных средств. В то же время уровень льготного отпуска ЛС в общем товарообороте аптек из года в год увеличивался: если в 1993 г. он составлял 24,5%, в 1994 г. – 30,4%, то в 1995 г. – уже 40%.а
Отсутствие при этом системы контроля над выпиской льготных рецептов еще больше усугубляло ситуацию. Сложившаяся обстановка потребовала коренного изменения концепции льготного отпуска ЛС.
В ходе эксперимента были утверждены:
- перечень аптечных организаций,
- перечень лечебно-
- перечень ЛС и изделий
- порядок экспертизы счетов и реестров на отпущенные ЛС.
Для повышения эффективности
В целях максимального достижения
адресности предоставления льготного
лекарственного обеспечения была проведена
работа по автоматизированному
Был проведен анализ данных автоматизированной системы учета льготных рецептов. Самыми большими оказались затраты на одного онкологического больного — 313,1 тыс. руб. На одного больного сердечно-сосудистым заболеванием тратилось в среднем 60,2 тыс. руб., на больного диабетом – 51,6 тыс. руб. и на больного бронхиальной астмой – 50 тыс. руб.
Результаты эксперимента:
1. Увеличился объем выписки
2. Средняя стоимость одного
3. Фактическое финансирование
4. Удельный вес льготного отпуска ЛС в общем товарообороте аптечных организаций в 1996 г. достиг 42,9%. По сравнению с 1995 г. он увеличился только на 1,8%, в то время как рост удельного веса льготного отпуска ЛС за 1994 г. по сравнению с 1993 г. составил 5,9%, а за 1995 г. по сравнению с 1994 г. – 9,7%. Кроме того, сравнительный анализ динамики счетов аптечных организаций показал, что в декабре 1995 г. базовый темп роста товарооборота по льготным рецептам по отношению к январю составил 519%, а в 1996 г. аналогичный показатель снизился до 161%, то есть более чем в 3 раза.
Таким образом, благодаря автоматизированной системе экспертного контроля над порядком льготного отпуска ЛС удалось получить позитивные результаты, а именно: исключить из обращения поддельные рецепты, выявить случаи необоснованной выписки завышенного количества ЛС.
В 1998 г. на фоне кризиса эксперимент был свернут. Правительством было налажено выделение финансовых ресурсов, эффективное администрирование, правильное составление заявок врачами, организованы аптечные пункты при лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) и многое др., а работа главных специалистов носила неформальный характер.
Однако такая ситуация была не во
всех регионах. Несмотря на принятые Правительством
РФ постановления о предоставлении
отдельным категориям населения
права на бесплатное лекарственное
обеспечение, обязательства государства
из-за дефицита финансовых средств
выполнялись не в полном объеме.
Государство вынуждено было признать
необходимым выравнивание условий
обеспечения доступности и
Проведенный анализ социально-экономической
и медико-демографической
Анализ причин смертности показал,
что основными из них являются
болезни системы
Рост заболеваемости составил в
среднем 12,5%, самый высокий показатель
— 28,5% — относился к болезням
системы кровообращения. Болезни
системы кровообращения, травмы и
отравления, злокачественные
Перед российским государством и обществом стоят огромные задачи по созданию условий, обеспечивающих повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни, сокращение преждевременной смертности.
В последние годы в результате превышения доходной части государственного бюджета над расходной показатели социально-экономического развития страны улучшились. Это позволило увеличить расходы на реализацию мер социальной поддержки, в т.ч. на оказание помощи 16,3 млн. человек, нуждающихся в льготной лекарственной помощи.
В связи с определением реформ в
сфере здравоохранения как
Во многих субъектах РФ обратили внимание на льготное лекарственное обеспечение только в 2005 г., с началом реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения после выхода Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Обобщих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»». В этом законодательном акте была предусмотрена система более справедливой государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, включающая и лекарственное обеспечение социально уязвимых категорий населения.
Были определены основные принципы
системы дополнительного
В процессе изучения было установлено,
что до 2005 г. социальные гарантии, связанные
с предоставлением гражданам
необходимой лекарственной
Степень удовлетворения потребности в необходимой лекарственной помощи в разных субъектах составляла от 30 до 100%. Территориальные программы государственных гарантий бесплатной лекарственной помощи не реализовывались в полном объеме из-за дефицита финансовых средств.
В результате образовались значительные диспропорции в подушевых нормативах возмещения стоимости лекарственной помощи: эти показатели в разных регионах отличались в 4 раза.
Анализ основных социально-экономических показателей, характеризующих состояние лекарственного обеспечения льготных категорий населения, проводили в субъектах РФ.
Например, в субъектах Северо-Западного
федерального округа удельный вес льготников
составил в среднем 11,8% и колебался
от 1,6 до 17,2%. Максимальный среднедушевой
доход имели жители Ненецкого
автономного округа. Минимальные
значения этого показателя приходились
на население Ленинградской
Особую озабоченность вызывала
проблема организации лекарственного
обеспечения отдельных
Как показало исследование Сибирского
региона, в городах уровень
Уровень финансовой обеспеченности необходимой лекарственной помощи по отдельным заболеваниям в сельской местности также оказался в 1,4 раза ниже городского.
Значительные различия имелись в механизме ценообразования на ЛС. Так, в Республике Мордовия применялась 30%-ная надбавка к ценам на ЛС, а в Республике Татарстан и Нижегородской области – 15%-ная.
В модели ДЛО конкретизированы следующие функции:
- развитие системы адресной
социальной поддержки
- осуществление перехода на новый порядок финансирования мер по социальной поддержке льготных категорий населения;
- реализация мер по повышению
доступности и качества
Технология реализации программы ДЛО состоит из нескольких направлений:
1. Организация
2. Формирование перечня ЛС.
3. Формирование справочных баз данных.
4. Выбор фармацевтической
5. Формирование договорных
6. Формирование заявок.
7. Организация поставок.
8. Организация отпуска ЛС в аптечных предприятиях.
9. Организация информационного
взаимодействия и системы
10. Организация отчетности по отпущенным ЛС.
11. Организация финансирования
предоставленного
12. Мониторинг реализации
13. Контроль реализации
Результаты реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) за период 2005-2007 гг. (по состоянию на 31.12.2007):
- за период 2005 — 2007 гг. пациентам отпущены ЛС по 356 250 396 рецептам на сумму 164 млрд. руб.;
- программа дала импульс
- жизненно важные ЛС стали более доступны;
- произошло снижение смертности;
- отмечено улучшение качества
жизни пациентов по ряду
- произошло снижение нагрузки
на госпитальный сегмент
- значительно активизировалась
отечественная
- программа оказала серьезное влияние на фармацевтический рынок в целом.
В подтверждение того, что жизненно важные ЛС стали более доступны, приводим данные по общему объему рынка инсулинов и объему рынка инсулинов нового поколения, а также по динамике расхода на лечение рассеянного склероза и гемофилии.
Однако, несмотря на рост выделяемых средств на программу ДЛО-ОНЛС, к ней имелось много претензий как со стороны пациентов, так и со стороны властей, законодателей. За время реализации программа неоднократно претерпевала изменения, но самая значительная модернизация произошла в 2008 г.:
- в отдельную группу были выделены 7 высокозатратных нозологий — заболеваний, требующих проведения дорогостоящей терапии;
- с 2008 г. в соответствии с
Федеральным законом от 18.10.2007 №230-ФЗ
«О внесении изменений в