Оперативно-розыскные мероприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является юридический анализ оперативно-розыскных мероприятий, а так же исследование видов оперативных мероприятий.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
1) исследование понятия оперативно-розыскные мероприятия;
2) исследование классификации оперативно-розыскных мероприятий;
3) исследование способов осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1.Понятие оперативно - розыскных мероприятий. 6
1.2. Основания и условия для проведения оперативно – розыскных мероприятий. 10
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. ОРМ, которые проводятся оперативно-розыскным органом самостоятельно. 14
2.1.1. Опрос граждан 14
2.1.2. Наведение справок 17
2.1.3. Сбор образцов для сравнительного исследования 19
2.3.4. Проверочная закупка 21
2.1.5. Исследование предметов и документов 23
2.1.6. Наблюдение 23
2.1.7. Отождествление личности 24
2.2 ОРМ, которые требуют наличия судебного решения. 25
2.2.1 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств 25
2.2.2. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений 26
2.2.3. Прослушивание телефонных переговоров 27
2.2.4. Снятие информации с технических каналов связи 28
2.3 ОРМ, проведение которых допустимо на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа. 29
2.3.1. Оперативное внедрение 29
2.3.2. Контролируемая поставка 30
2.3.3. Оперативный эксперимент 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Как правило, - это негласное мероприятие проводимое на основании решения судьи, поскольку оно ограничивает конституционные права граждан. Этапами осуществления этого ОРМ являются: поиск и подготовка соответствующей аппаратуры, обеспечивающей снятие информации; подключение ее к техническому каналу связи; выявление информации, представляющей оперативный интерес; ознакомление с ее содержанием и ее оценка; фиксация необходимых сведений на соответствующих носителях информации.  При снятии информации с компьютерных сетей, с жесткого диска компьютера необходимо соблюдать предельную осторожность и допускать к производству этих действий специалиста высокого класса, поскольку программы, содержащие интересующую правоохранительные органы информацию, нередко настроены на самоуничтожение в случае несанкционированного доступа. Преодолеть действующую систему защиты оперативный работник самостоятельно, как правило, не в состоянии.

 

2.3 ОРМ, проведение которых допустимо на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа.

 

2.3.1. Оперативное внедрение (сыскное внедрение) заключается в основанном на оперативно-розыскном законодательстве приобретении оперативно-розыскным органом конфиденциального источника информации внутри объекта оперативного интереса (преступного сообщества, организованной преступной группы) и в его окружении (криминогенной среде).

В России действуют 450 крупных организованных преступных формирований.  Общая их численность достигает 12 тыс.чел. В 2006 возбужденно свыше 1,5 тыс. уголовных дел в отношении почти 2 тыс. участников в высокоорганизованных преступных формирований, в том числе против 780 лидеров, так называемых авторитетов и активных бандитов[3].

Форма проведения - единственная: негласное внедрение оперативного источника информации. На практике по срокам различают внедрение кратковременное (от нескольких часов до нескольких суток) и долговременное, или длящееся (от нескольких месяцев до нескольких лет).

Сознанием внедренного оперативника охватывается то, что он только играет роль соучастника преступления, а на самом деле действует для защиты человека (общества, государства) от преступного посягательства. Воля внедренного лица направлена на совершение общественно полезного действия, а не на совершение преступления. Именно по признакам осознанно-волевой стороны действия внедренного конфидента необходимо отличать прежде всего от подстрекательства к совершению преступления.

 

2.3.2. Контролируемая поставка - сложное, многоэтапное оперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое на основании мотивированного постановления сотрудника оперативного аппарата и утвержденного руководителем ОВД[4]. Проводится только негласно. При проведении контролируемой поставки на территории других стран она разрабатываете на основании существующих межгосударственных договоров, соглашений. Целью этого мероприятия является получение информации о поставке, закупке, продаже, перемещении предметов, веществ продукции, свободная реализация которых либо запрещена, либо оборот которых ограничен. Под оборотом товаров и предметов, которые подлежат контролю, следует понимать их незаконные изготовление, приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или пересылку. К таким объектам относятся перечисленные в ряде статей Уголовного кодекса РФ. В их числе биологическое оружие, радиоактивные материалы, наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества и многие другие.

 

2.3.3. Оперативный эксперимент - это оперативное мероприятие мало чем отличается от следственного эксперимента, регламентированного Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации[5]. Оперативный эксперимент – это изучение поведения лица в искусственно созданных управляемых или контролируемых условиях либо проведение иных опытных действий, непосредственно не связанных с поведением лица для получения информации, которую проверяют и уточняют имеющиеся сведения о приготовлении, покушении или совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Оперативный эксперимент проводится на мнимое благоприятствование и на воспрепятствование осуществления общественно опасного деяния.

Основания для проведения оперативного эксперимента специфичны: он допустим при наличии данных о вероятном совершении только тяжкого или особо тяжкого преступления; его проведение допустимо только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа[6].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе была исследована тема «Оперативные мероприятия», которые обеспечивают оперативно-розыскную деятельность, в ходе которой приводятся следующие выводы:

- на протяжении многих веков совершенствовалось законодательное регулирование сыскной работы, и работа сыщиков, её методы, но все же развитие происходило не так активно, как в последнее десятилетие. Только с середины 90-х годов прошлого столетия нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности выросло в настоящую систему;

- сегодня законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, представляет собой целую систему нормативных актов. Во главе такой системы стоит Конституция РФ. В соответствие и во исполнение Конституции РФ разработаны нормативные акты, центральными из которых является Федеральный Закон  № 144 - ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно - розыскной деятельности», Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

- особенная часть УК РФ в свою очередь, предусматривает виды преступлений, за совершение которых оперативные работники несут уголовную ответственность, тем самым, ограничивая деятельность этих работников законными рамками, гарантирующими соблюдение конституционных прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Формируемая оперативно-розыскная теория - область научных знаний, призванная вооружать практику борьбы с преступностью всех оперативно-розыскных органов системой научных выводов и рекомендаций, необходимых для эффективной организации и осуществления оперативно-розыскных мероприятий, создания правовых, организационных, информационных, методических, кадровых и ресурсных предпосылок и условий их успешной деятельности.

Поскольку Федеральный закон об Оперативно-розыскной деятельности не допускает осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных законодательством, то именно они (цели и задачи) определяют основные цели и задачи теоретических исследований в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Целевая направленность этих исследований состоит в совершенствовании организации и тактики осуществления ОРД для защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств, а их содержание определяется целями и задачами оперативно-розыскной деятельности, сформулированными законодателем.

Единая теория оперативно-розыскной деятельности на протяжении десятилетий развивалась, прежде всего, как юридическая наука. Отсюда её неразрывная связь как с другими науками криминального цикла (уголовным и уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом, криминалистикой, криминологией, прокурорским надзором, судопроизводством), так и с другими юридическими науками (административным, гражданским, финансовым, налоговым, таможенным, государственным, международным правом и иными научными отраслями юриспруденции).

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскную деятельность необходимо изучать как отдельную науку, как отдельную отрасль права.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                 Российская Федерация. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. [Текст]: [принята 12.12.1993г.]//Российская газета-1993.-25дек.

2.                               Российская Федерация. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». [Текст]: [принят ГД ФС РФ 05.07.1995г. (ред. от 26.12.2008)] // СЗ РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349

3.                 Российская Федерация. Уголовно – процессуальный кодекс РФ [Текст]:[принят 22.11.2001г.]//Российская газета-2002.-18янв.

4.                               Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие., //М.: Изд–во “ Бек ”,1997г. с. 800

5.      Давыдов Н.В. / Уголовный процесс. // М., 1990г. с. 710

6.      Зусь Л.Б. / Правовое регулирование в уголовном процессе.// М., 1998г. с. 730

7.                 Козырев Г./ Документирование прослушивания и звукозаписи телефонных и иных переговоров // Законность. 1993. N 4. с. 700

8.                 Козусев А/. Законность прослушивания телефонных и иных переговоров // Законность. 1993. N 2. с. 900;

9.                 Маркушин А.Г. ОРД- необходимость и законность, //СПб.,1995, с. 920

10.             Пиголкин А.С. /Язык закона. //М. 1990., с. 430

11.             Рушайло В.Б. /Основы ОРД, // СПб,2000,390 с.

12.             Рыжаков А.П. /Уголовный процесс. // М. 1999. с.500

13.             Самойлов В.Г./ Сущность правовых основ ОРД ОВД. // М., 1981. с.490

14.             Сурков К.В. /Принципы ОРД и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск. //СПб.,1993.  с.870

 

 

34

 



[1] Шумилов А.Ю.  Курс основ оперативно-розыскной деятельности. – М., 2007.

[2] инструкция «Об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения» (прил. №2 к приказу МВД России от 5 мая 1993 г. № 213 ).

[3] Фалалеев М. Порядок на улице разбитых фонарей (интервью у Р. Нургалиева)// РГ.- 2007.- 9 февр.

[4] Жаков. В.Ю. Правоохранительные органы.

[5] ч.6 ст.8 ФЗ об ОРД

[6] ч.5 ст.8 ФЗ об ОРД


Информация о работе Оперативно-розыскные мероприятия