Оперативно-розыскные мероприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является юридический анализ оперативно-розыскных мероприятий, а так же исследование видов оперативных мероприятий.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
1) исследование понятия оперативно-розыскные мероприятия;
2) исследование классификации оперативно-розыскных мероприятий;
3) исследование способов осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1.Понятие оперативно - розыскных мероприятий. 6
1.2. Основания и условия для проведения оперативно – розыскных мероприятий. 10
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. ОРМ, которые проводятся оперативно-розыскным органом самостоятельно. 14
2.1.1. Опрос граждан 14
2.1.2. Наведение справок 17
2.1.3. Сбор образцов для сравнительного исследования 19
2.3.4. Проверочная закупка 21
2.1.5. Исследование предметов и документов 23
2.1.6. Наблюдение 23
2.1.7. Отождествление личности 24
2.2 ОРМ, которые требуют наличия судебного решения. 25
2.2.1 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств 25
2.2.2. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений 26
2.2.3. Прослушивание телефонных переговоров 27
2.2.4. Снятие информации с технических каналов связи 28
2.3 ОРМ, проведение которых допустимо на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа. 29
2.3.1. Оперативное внедрение 29
2.3.2. Контролируемая поставка 30
2.3.3. Оперативный эксперимент 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Предметно-практическая сторона сбора образцов характеризуется поэтапным совершением следующих взаимосвязанных действий: обнару­жение образца, его физическое изъятие, консервация образца.

Способы проведения. Сбор образцов допустимо проводить любыми, не запрещенными законодательством способами. Так, при обнаружении ис­пользуют специальные технические средства (напр., металлоискатели). При физи­ческом изъятии - соскоб микроэлементов с поверхности предмета (напр., с металла, внешне похожего на золото) или приобретение образца. При консервации - помещение образца в консервирующую упаковку, жид­кость.

Различают гласную и негласную формы проведения. Гласное проведение может быть двух видов: открытое (от имени оперативно-розыскного органа) или с зашифровкой исполнителя этого ОРМ и цели его проведения.

Место и время сбора образцов ФЗ об ОРД не ограничены.

Правила осуществления этого ОРМ. Основания, а также условия при сборе образцов для сравнительно­го исследования в основном его составе -общие. Вместе с тем выделяют следующие условия проведения:

а) изъятие образцов допустимо в количестве, необходимом для сравнительного исследования;

б) при сборе образцов запрещается создавать опасность для жизни или здоровья людей, унижать их честь и достоинство, затруднять нормальное функционирование хозяйствующих субъектов, соз­давать угрозу экологической безопасности общества и государства;

в) гласный сбор образцов в основном допустим при условии доброволь­ного согласия лица, располагающего этими образцами.

Правила оформления результатов сбора образцов. Оформле­ние зависит от формы проведения этого ОРМ.

Если мероприятие проводилось негласно, то, как правило, о его ре­зультатах составляют рапорт (его результаты могут быть оформлены также справкой (справкой-меморандумом), агентурным сообщением или агентур­ной запиской).

Если же мероприятие проводилось гласно, то его результаты могут быть зафиксированы в акте, протоколе и других официальных документах. Образцы упаковываются и опечатываются печатью владельца предмета, с которых  брался образец, или к упаковке прикрепляют бирку, заверенную подписями всех лиц, присутствовавших при сборе образцов.

 

2.3.4. Проверочная закупка - возмездное приобретение представителем органа, осуществляющего ОРД, товара или материального объекта у лица, подозреваемого в совершении преступления, как правило в сфере экономической деятельности.

Характеристика обязательного юридического содержания проверочной закупки. Она характеризуется как сложное  экспериментальное ОРМ.

Объект этого ОРМ усеченный. С его помощью допустимо защищать только общественные отношения, связанные с защитой права собственности от преступных посягательств. В отдельных случаях возможно наличие и такого дополнительного объекта защиты, как жизнь и здоровье людей.

Обязательными признаками в составе данного ОРМ являются предмет и лицо - носитель информации. Предмет представлен в качестве - товара. Различают  материализованные предметы (вещи, вещества, документы) и услуги; товар может находиться, в гражданском  обороте, быть ограниченным в нем (оружие, наркотики)  или полностью изъятым из него; и материального объекта, не являющего товаром.

Лицом - носителем информации выступают гражданин, который обоснованно подозревается  в совершении преступления в сфере экономической  деятельности, а также юридическое лицо, составляющее незаконные сделки с товаром.

С предметно-практической стороны выделяют один способ совер­шения этого ОРМ - посредством закупки товара (предметов).

Проверочная закупка товара проводится, как правило, гласно с зашифровкой ее сути от изучаемого лица (под видом обычной покупки товара). При гласной проверочной закупке: после мнимой покупки доводят до продавца истинную ее цель; проводят контрольное взвешивание товара и его осмотр; составляют в присутствии продавца акт  о проведенном ОРМ.

Возможна также негласная форма ее осуществления, при этом контрольное взвешивание товара происходит без участия подозреваемого лица.

При проведении этого ОРМ его субъекты вправе использовать технические и иные средства. В частности при проверочной закупке товара могут использоваться спец. окрашивающие препараты, которые метят   товар (см. ст. 14 Закона о милиции).

Кроме того, используют финансовые средства, которые выделяют в установленном соответствующим актом оперативно-розыскного органа порядке.

Место и время (сроки) проведения проверочной закупки ФЗ об ОРД не ограничены.

Как правило, о проведенном ОРМ (в негласной форме) составляются рапорт или справка (справка-меморандум). Кроме того, могут быть получены объ­яснения граждан - участников проверочной закупки. Результаты закупки, которая проводилась гласно, оформляют актом проверочной закупки.

 

2.1.5. Исследование предметов и документов - изучение субъектом, уполномоченным на то оперативно-розыскным законодательством, тех из них, которые вероятно, со­хранили на себе следы преступления, являлись или могли явиться орудием совершения преступления или результатом преступной деятельности, а равно познание их особенностей, которые могут способствовать решению иных задач ОРД.

Обязательным признаком в данном составе ОРМ является предмет. Он может быть представлен «предметом» или «документом». Предмет - любой материальный объект, включая животных и растений, которые, вероятно, сохранили на себе следы преступления, либо служили объектом преступных посягательств. Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Это ОРМ проводится как гласно, так и негласно.

В процессе осуществления этого ОРМ желательно сохранение предметов (документов) для будущего использования в процессе доказывания по уголовному делу. Предметы и документы с разрешения руководителя оперативно-розыскного органа могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения ОРМ. Также не допускается воздействие на субъекта этого ОРМ со стороны кого бы то ни было с целью получения необъективных выводов по результатам ОРМ в пользу заинтересованных лиц.           

Как правило, о проведенном ОРМ составляются справка (справка-меморандум). Однако результаты могут быть оформлены рапортом оперативника, протоколом, актом.

 

2.1.6. Наблюдение - направленное систематическое визуальное непосредственное или опосредованное восприятие деяния лица (явления, события, факта, процесса), значимого для решения задач ОРД, как правило его фиксация и регистрация.

В составе наблюдения возможно наличие как предмета, так и лица.

С предметно-практической стороны в зависимости от способа получения информации выделяют три вида наблюдения:

1. Физическое - основано на визуальном методе получения информации и заключается в негласном, направленном, непосредственном восприятии наблюдателем деятельности изучаемого лица или объекта.

2. Электронное - основано на опосредованном методе получения информации и заключается в негласном направленном восприятии деятельности изучаемого лица или материального объекта с помощью технических средств (телевизионных систем, радиолокационных станций).

     3. Комплексное - смесь первых двух видов.

С осознанно-волевой стороны целью наблюдения является, получение информации о (об) деятельности изучаемого лица (его планах, намерениях, контактах, связях); составе преступной группы;  наиболее вероятных местах сокрытия ценностей, орудий и средств совершения преступления.

 

2.1.7. Отождествление личности - заключается в установлении и идентификации человека по его мысленному образу, отраженного в сознании опознающего. Отождествление личности является разновидностью сыскного опознания человека (как живого, так и неопознанного трупа[2]) и материальных объектов и животных. Среди материальных объектов различают предметы (вещи, похищенные у лица, орудия преступления, транспортные средства), документы (отдельные части документа: подписи, оттиски печати), участки местности и строения (помещения). Речь идет о ситуации, которая в оперативно-розыскной работе встречается довольно часто – необходимо опознать представляющее интерес лицо лично, или же по фотографии, субъективному портрету, рисованному портрету, по видеоизображению. Опознание личности может быть осуществлено как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае отождествление осуществляется лицами, ранее непосредственно наблюдавшим данное лицо. Одно из основных правил подобного отождествления личности состоит в том, что факт его проведения, как правило, сохраняется в тайне от проверяемого лица. Отождествление проводится как в естественных условиях (например, при посещении оперативной группы вместе с потерпевшим рабочего места предполагаемого преступника), так и в искусственных (нередко проверяемое лицо вызывается в ОВД, якобы в паспортное отделение). Результаты отождествления оформляются либо рапортом, либо справкой оперативного сотрудника, при необходимости — с приложением фототаблиц, видеозаписи сюжетов, предъявляемых для опознания. Целесообразно записать объяснение лица, опознавшего человека в ходе оперативно - розыскного мероприятия, что создает возможность его последующего допроса и, следовательно, легализации процесса опознания.

 

2.2 ОРМ, которые требуют наличия судебного решения.

 

2.2.1 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - это оперативный осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска интересующих оперативного работника данных (следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых лиц, а также получение иной информации, значимой как для решения оперативных задач, так и для расследования преступления в целом).

В зависимости от обследуемого объекта различают два вида сыскного обследования:

1. обследование материально недвижимого объекта - здания, сооружения или участка местности. Такое обследование заключается в осмотре его внутренней части для обнаружения искомого (предмет, труп, средство, вещество).

2. обследование материально движимого объекта - любого транспортного средства. Заключается в осмотре кузова, днища, салона, дверцы, шин, номерные детали.

Формы сыскного обследования - гласное и негласное. Гласное может быть двух видов: открытое, т.е. от имени оперативно-розыскного органа; с зашифровкой исполнителя этого ОРМ и цели его проведения. Оно может проводиться только с согласия владельца обследуемого объекта как в его присутствии, так и без него.

Для ограничительного состава обследования жилища характерны специальные условия. Они связаны с наличием  специального основания;  ходатайства перед судьей, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа; судебного решения. Судья разрешает обследование не любого, а вполне конкретного жилища, находящегося по определенному адресу. Срок проведения обследования жилища не может превышать 180 суток, так как санкция судьи разрешает ограничивать конституционное право гражданина именно на этот срок.

 

2.2.2. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (далее КПО), заключается в совокупности действий субъекта, уполномоченного на то законодательством, по конспиративному прочтению или просмотру письменной или иным способом зафиксированной на материальном носителе корреспонденции, а также конспиративному установлению отправителя и адресата с целью обнаружения сведений о преступной деятельности изучаемого лица, выявление его связей и получения иной информации, способствующей решению конкретных задач ОРД.

В зависимости от адресата различают КПО: адресованный конкретному лицу; исходящий от конкретного лица; независимо от конкретного адреса отправителя или получателя.

В зависимости от объема выделяют КПО: сплошной (вся корреспонденция); выборочный (заранее отобранные отдельные экземпляры отправлений).

Единственной формой проведения контроля корреспонденции является негласная перлюстрация почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Законодателем установлен предел возможного проведения контроля корреспонденции - 180 суток со дня вынесения санкционированного судьей постановления.

Основаниями для проведения КПО являются: наличие спец. информации; наличие документально оформленного ходатайства перед судьей, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа; наличие судебного решения для начала и продления; наличие документально оформленного задания оперативно-техническому подразделению (в форме мотивированного постановления).

Этапами КПО являются поиск, отбор, вскрытие, ознакомление с содержанием, оценка корреспонденции, фиксация необходимых сведений на соответствующих носителях информации, повторная упаковка, отправление в адрес, контроль перемещения предмета этого ОРМ, установление отправителя и адресата.

 

2.2.3. Прослушивание телефонных переговоров (далее - ПТП) заключается в совокупности действий субъекта, уполномоченного на то оперативно-розыскным законодательством, по конспиративному слуховому контролю посредством технических средств переговоров или односторонних звуковых сообщений, ведущихся с помощью телефонной связи, и, как правило, их фиксации.

По продолжительности проведения ПТП бывает продолжаемым (до 180 суток) и разовым. Законодателем установлен только максимальный предел возможного проведения ПТП - 180 суток со дня вынесения судьей разрешающего постановления. Форма проведения ПТП в его основном составе единственная - негласное прослушивание.

Основания для проведения ПТП такие же,  как и для КПО. Также известны и следующие условия для проведения ПТП: ПТП допускается только в отношении лиц, подозреваемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об этих преступлениях; в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные или иные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

Как правило результаты ПТП оформляются рапортом оперативника. Однако результаты могут быть оформлены и справкой, актом и др. В этом документе фиксируются время и место прослушивания, средства звукозаписи, содержание фонограммы и др.

 

2.2.4. Снятие информации с технических каналов связи (далее СИсТКС) заключается в совокупности действий субъекта, уполномоченного на то оперативно-розыскным законодательством, по получению сведений, необходимых для получения задач ОРД, и их фиксации путем съема спец. техническими средствами характеристик электромагнитных и др. физических полей, возникающих при передаче информации по сетям электрической связи, в работе компьютерных сетей, баз данных, телекоммуникационных информационных систем, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Информация о работе Оперативно-розыскные мероприятия