Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является юридический анализ оперативно-розыскных мероприятий, а так же исследование видов оперативных мероприятий.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
1) исследование понятия оперативно-розыскные мероприятия;
2) исследование классификации оперативно-розыскных мероприятий;
3) исследование способов осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1.Понятие оперативно - розыскных мероприятий. 6
1.2. Основания и условия для проведения оперативно – розыскных мероприятий. 10
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. ОРМ, которые проводятся оперативно-розыскным органом самостоятельно. 14
2.1.1. Опрос граждан 14
2.1.2. Наведение справок 17
2.1.3. Сбор образцов для сравнительного исследования 19
2.3.4. Проверочная закупка 21
2.1.5. Исследование предметов и документов 23
2.1.6. Наблюдение 23
2.1.7. Отождествление личности 24
2.2 ОРМ, которые требуют наличия судебного решения. 25
2.2.1 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств 25
2.2.2. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений 26
2.2.3. Прослушивание телефонных переговоров 27
2.2.4. Снятие информации с технических каналов связи 28
2.3 ОРМ, проведение которых допустимо на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа. 29
2.3.1. Оперативное внедрение 29
2.3.2. Контролируемая поставка 30
2.3.3. Оперативный эксперимент 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
правовым основам оперативно - розыскной деятельности
на тему: «Оперативно - розыскные мероприятия».
Новокузнецк 2009 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1.Понятие оперативно - розыскных мероприятий.
1.2. Основания и условия для проведения оперативно – розыскных мероприятий.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. ОРМ, которые проводятся оперативно-розыскным органом самостоятельно.
2.1.1. Опрос граждан
2.1.2. Наведение справок
2.1.3. Сбор образцов для сравнительного исследования
2.3.4. Проверочная закупка
2.1.5. Исследование предметов и документов
2.1.6. Наблюдение
2.1.7. Отождествление личности
2.2 ОРМ, которые требуют наличия судебного решения.
2.2.1 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
2.2.2. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
2.2.3. Прослушивание телефонных переговоров
2.2.4. Снятие информации с технических каналов связи
2.3 ОРМ, проведение которых допустимо на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа.
2.3.1. Оперативное внедрение
2.3.2. Контролируемая поставка
2.3.3. Оперативный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Интересы общества подвергаются опасности нарушения во всех случаях, когда осуществление оперативно-розыскных мероприятий грозит нарушением законности.
Так, дача негласному сотруднику задания с необходимостью совершения преступления или побуждение проверяемого к совершению противоправного деяния, непринятие своевременных мер к лицу, намеревающемуся, готовящемуся к преступлению или совершившему его, являются нарушением законности, а, следовательно, интересов общества.
Собственность может стать объектом оперативного риска, когда намечаются оперативно-розыскные мероприятия, связанные с поимкой преступников: в момент кражи или хищения; при нанесении меток на деньги или имущество с целью последующего их отыскания и использования в изобличении виновных; при осуществлении наблюдения за действиями расхитителей, фотографировании, киносъемке и видеозаписи с целью фиксации этих действий и т. п.
Перед оперативным работником стоит в данном случае альтернатива: либо не проводить указанные оперативно-розыскные мероприятия, и тогда преступники могут оказаться неразоблаченными (страдают интересы общества), либо проводить их, и тогда возможно безвозвратное хищение ценностей.
Личность и интересы проверяемого и разрабатываемого выступают в качестве объекта оперативного риска особенно часто. Это обусловлено тем, что любые оперативно-розыскные мероприятия в отношении проверяемого в какой-то мере ущемляют его права и охраняемые законом интересы.
При принятии решения на осуществление оперативно-розыскных мероприятий в подобных случаях необходимо рассчитать его таким образом, чтобы не ущемить интересов проверяемого и разрабатываемого, непосредственно не связанных с его противоправными действиями. Здесь оперативник также стоит перед альтернативой: либо не проводить таких действий, и тогда имеется опасность, что стоящая задача не будет решена — преступник останется неразоблаченным, либо принять такие меры, но нарушить определенные интересы проверяемого.
Своеобразной формой оперативного риска является решение о проведении оперативно-розыскного мероприятия по документированию действий разрабатываемых, связанных с проникновением негласного сотрудника в служебное или жилое помещение, временным изъятием предметов и документов, их перепрятыванием с целью сохранения до момента реализации оперативно-розыскных данных, возбуждения уголовного дела и проведения необходимых следственных действий.
Таким образом, тема курсовой работы «Оперативно - розыскные мероприятия» является актуальной. Цель данной курсовой работы является юридический анализ оперативно-розыскных мероприятий, а так же исследование видов оперативных мероприятий.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
1) исследование понятия оперативно-розыскные мероприятия;
2) исследование классификации оперативно-розыскных мероприятий;
3) исследование способов осуществления оперативно-розыкных мероприятий.
Объектом исследования в данной работе являются правовые отношения, регулирующие оперативно - розыскные мероприятия. Предметом исследования являются сами оперативно-розыскные мероприятия, и деятельность оперативно-розыскных органов. Методами исследования в данной теме является эмпирический и теоретический.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Определение ОРМ в ФЗ об ОРД не изложено. Оно выработано современной оперативно-розыскной теорией, хотя единства мнений о его понятии так и не достигнуто. В общих чертах ОРМ можно определить как предусмотренный ФЗ об ОРД поведенческий акт субъекта, непосредственно осуществляющего ОРД (оперативник, агент и др.), сутью которого является получение необходимой для достижения целей и решения задач ОРД информации.
Содержание каждого ОРМ включает два взаимосвязанных компонента: нормативный правовой и организационно-тактический. В свою очередь, нормативный правовой компонент включает две группы признаков конкретного ОРМ: 1) материально-правовую; 2) оперативно-процессуальную. Нормативный правовой компонент каждого ОРМ определяется ФЗ об ОРД и оперативно-розыскным законодательством в целом, поэтому он достаточно стабилен (статичен). Организационно- тактический компонент ОРМ, наоборот, динамичен. Он может изменяться в зависимости от конкретной оперативно-розыскной ситуации и оперативной обстановки в целом. Единство этих компонентов и делает ОРМ законным, правовым и одновременно эффективным сыскным инструментом, позволяющим оперативникам и их помощникам адекватно реагировать на изменения в преступном мире.
ОРМ - многоаспектный профессиональный поведенческий акт, в котором объективные моменты (действия, юридические последствия) находятся в тесной связи с субъективными (осознанием, целеполаганием). Если рассмотреть внутреннее строение, структуру ОРМ, то окажется, что каждое ОРМ содержит одинаковые элементы. Этих элементов ОРМ, исходя из общей теории права о составе правомерного поведения, четыре: 1) объект ОРМ, 2) предметно-практическая сторона ОРМ, 3) субъект ОРМ, и 4)осознанно-волевая сторона ОРМ. Каждый элемент ОРМ характеризуется соответствующими признаками. Совокупность объективных и субъективных признаков называется составом ОРМ. Состав ОРМ есть система предусмотренных оперативно-розыскным законодательством элементов объективного и субъективного свойства, юридически определяющих конкретное ОРМ. Состав ОРМ - обязательное юридически значимое содержание каждого ОРМ, материально-правовая группа признаков нормативно-правового компонента содержания ОРМ.
Объект ОРМ (защиты) - предусмотренные ФЗ об ОРД общественные отношения (интересы, блага), защита которых происходит посредством его осуществления.
Предметно-практическая сторона ОРМ представляет собой его внешнее выражение (конкретные действия и т.п.).
Субъект ОРМ - физическое вменяемое лицо (оперативник, агент) и юридическое лицо (оперативно-розыскной орган), осуществившее ОРМ.
Осознанно-волевая сторона ОРМ отражает внутреннее, психологическое содержание осуществления лицом ОРМ, выражающееся в интеллектуальной и волевой деятельности оперативника при проведении того или иного ОРМ.
Виды составов ОРМ: по степени общественной значимости различают три вида состава ОРМ - основной, ограничительный ( с более жесткими условиями проведения ОРМ относительно простого состава) и льготный (со смягчающими проведение ОРМ условиями).
Все самостоятельные ОРМ делят на простые и сложные.
Простое ОРМ есть один неделимый поведенческий информационный акт в ОРД, который состоит из совокупности одного решения и одного действия, может совершаться одним лицом и которое может повлечь наступление не более одного юридически значимого последствия. Из 14 ОРМ, оперативно- розыскными действиями являются следующие пять: наблюдение, наведение справок (кроме запроса), опрос, отождествление личности, сбор образцов для сравнительного исследования.
В отличие от простого сложное ОРМ: а) состоит из двух или более взаимодополняющих действий (например, оперативное внедрение складывается из действий по проникновению в криминальную среду и затем действий по получению информации); б) требует принятия двух или более решений для осуществления; в) обязательно должно проводиться двумя либо более лицами (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений требует по меньшей мере четырех участников: оперативника- инициатора, руководителя и судью, а также исполнителя- сотрудника оперативно-технического исполнения); г) влечет наступление двух (и более) юридически значимых последствий (например, при прослушивании телефонных переговоров получают информацию о подготовке к акту терроризма - первое общественно полезное последствие, но одновременно ограничивают конституционное право лица на тайну телефонных переговоров - второе юридически значимое значение).
Все сложные ОРМ структурируют с учетом двух основных критериев: структурно-юридическое и организационно-тактического.
В структурно- юридическом аспекте в ОРМ выделяют виды: длящееся, продолжаемое, с альтернативными действиями, экспериментальное и составное.
Длящееся ОРМ - под ним понимают ОРМ, в которых исполнение его предметно-практической стороны продолжается непрерывно достаточно продолжительное время (от нескольких часов или суток до нескольких месяцев или даже лет). Так, длящимися ОРМ являются, как правило, контролируемая поставка, а также наведение справок посредством запроса.
Продолжаемые ОРМ - состоят из совокупности однородных поведенческих актов, каждый из которых в отдельности можно рассматривать, как самостоятельный акт. Продолжаемыми ОРМ являются прослушивание телефонных переговоров, а также снятие информации с технических каналов связи.
ОРМ с альтернативными действиями - признается сложное ОРМ, чья предметно-практическая сторона состоит из нескольких действий, которые: а) непосредственно указаны в названии ОРМ; б)совершение любого из них влечет оконченность ОРМ.
Экспериментальные ОРМ - предметно- практическая сторона каждого такого сложного ОРМ состоит из ряда действий по изучению поведения лица в специально созданных условиях. Экспериментальными ОРМ являются оперативный эксперимент и проверочная закупка.
Составное ОРМ - состоит из двух или нескольких фактически самостоятельных мероприятий образующих единое ОРМ. Примером является оперативное внедрение[1].
Рассматривая сложное ОРМ в организационно-техническом аспекте, в нем выделяются два вида: собственно ОРМ и оперативно-розыскную операцию.
Собственно ОРМ - предусмотренная ФЗ об ОРД система действий, решений и средств субъектов, непосредственно осуществляющих ОРД (оперативников, агентов и др.), объединенных тактической целью и направленных на получение информации, необходимой для решения конкретной задачи ОРД.
Оперативно-розыскная операция - система согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и месту собственно ОРМ и отдельных оперативно-розыскных действий, осуществляемых по общему решению (плану) из единого центра и направленных на достижение целей и решение задач ОРД.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях, создающих угрозу государственной военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
4. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.