Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является юридический анализ оперативно-розыскных мероприятий, а так же исследование видов оперативных мероприятий.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
1) исследование понятия оперативно-розыскные мероприятия;
2) исследование классификации оперативно-розыскных мероприятий;
3) исследование способов осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1.Понятие оперативно - розыскных мероприятий. 6
1.2. Основания и условия для проведения оперативно – розыскных мероприятий. 10
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. ОРМ, которые проводятся оперативно-розыскным органом самостоятельно. 14
2.1.1. Опрос граждан 14
2.1.2. Наведение справок 17
2.1.3. Сбор образцов для сравнительного исследования 19
2.3.4. Проверочная закупка 21
2.1.5. Исследование предметов и документов 23
2.1.6. Наблюдение 23
2.1.7. Отождествление личности 24
2.2 ОРМ, которые требуют наличия судебного решения. 25
2.2.1 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств 25
2.2.2. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений 26
2.2.3. Прослушивание телефонных переговоров 27
2.2.4. Снятие информации с технических каналов связи 28
2.3 ОРМ, проведение которых допустимо на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа. 29
2.3.1. Оперативное внедрение 29
2.3.2. Контролируемая поставка 30
2.3.3. Оперативный эксперимент 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:
а) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
б) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
в) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
г) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
д) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
е) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность;
Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом. Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение ОРМ, предусмотренных часть второй статьи 8 ФЗ об ОРД, с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда в течение 48 часов.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. При проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8-11 части первой статьи 6 ФЗ об ОРД. Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным Федеральным законом, разрешается осуществляет действия без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.
Согласно Федеральному Закону об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
2.1.1. Опрос граждан - постановка вопросов человеку оперативником, в целях получения информации, необходимой для решения задач ОРД.
Характеристика обязательного юридического содержания опроса: В составе этого ОРМ в качестве обязательного признака выступает лицо – носитель информации: каждый опрашиваемый, который обладает необходимой для оперативника информацией. Однако в качестве такого лица не может выступать психически больной человек, так как он не осознает характер и последствия беседы с оперативником.
С предметно - практической стороны различают следующие виды опроса. Так в зависимости от стадии осуществления выделяют опрос, заранее подготовленный и неподготовленный, т.е. проводимый экспромтом.
С учетом того, вступал ли опрашиваемый в личный контакт с лицом- носителем информации, различают опрос контактный (личная беседа с оперативником), бесконктатный (по телефону), путем проведения письменного анкетирования.
В зависимости от определенности числа опрашиваемых известен опрос определенного лица, группы лиц (двух или более) и неопределенного числа лиц (как правило, анкетирование).
Формы проведения опроса - гласно и конфиденциально (негласно).
Причем гласная форма допроса предполагает два способа: официально представление оперативника и его зашифрованные действия.
Место и время проведения опроса законом не ограничены. Опрос может быть проведен в любом месте и в различной обстановке (в кабинете, квартире, на улице).
При проведении опроса его субъекты вправе использовать технические (напр., полиграф) и иные средства - видео-, кинокамеру, магнитофон и т.п.
Полиграф - это многоканальный медико-биологический прибор, который регистрирует эмоциональное состояние опрашиваемого при воздействии на него словесным раздражителем (заранее подготовленными вопросами).
Субъект опроса простой: основной - оперативник или по его заданию агент либо иное лицо, содействующее проведению ОРД; дополнительный - сотрудник спец. подразделения правоохранительного органа или спецслужбы, проводящий опрос по поручению оперативника.
Правила осуществления опроса. Основания, а также условия для проведения опроса - общие. Вместе с тем практика выработала специфическое условие, характерное именно для опроса, - добровольное согласие лица на опрос.
Допустим опрос каждого. Причем при опросе лица женского пола не требуется, чтобы опрос проводила женщина. Допустим опрос больного, раненого и т.п. При опросе несовершеннолетнего не требуется присутствие одного из родителей, опекуна или педагога. Согласия опрашиваемого на использование технических средств при опросе не требуется.
Осуществление заранее подготовленного опроса. Успех такого вида опроса во многом зависит от определения его цели, места проведения и поводов, ознакомления с имеющимися сведениями о личности опрашиваемого, прогнозирования его возможной реакции, уяснения вопросов их постановки. Осуществление этого вида опроса классическое: оно проходит все стадии, начиная с подготовки.
Осуществление опроса, проводимого экспромтом. Необходимость его проведения зависит от конкретной оперативно - розыскной ситуации. Начало осуществления этого вида опроса совпадает с этапом его непосредственного проведения.
Правила оформления результатов опроса. Полученная в итоге информация, как правило, документируется. Сведения оформляют актом (рапортом, справкой.) должностного лица, проводившего опрос. К акту могут прилагаться аудио, видео записи и другие технические носители информации. Если опрос проводился в гласной форме, то его данные могут быть оформлены письменным объяснением лица по фактическим обстоятельствам, о котором ему были заданы вопросы в ходе опроса (заявление, явка с повинной).
2.1.2. Наведение справок - направление запроса определенному юридическому или физическому лицу и получение ответа на него либо непосредственное ознакомление оперативника с содержанием материального носителя информации.
Характеристика обязательного юридического содержания этого ОРМ. Предмет наведения справок - оперативные, криминалистические и иные базы данных (учеты), информационные системы (местные, региональные и федеральные информационно-поисковые системы) и архивы, другие документальные источники, включая редкие коллекции (это могут быть пофамильные картотеки и картотеки неопознанных трупов).
Адресатом наведения справок может выступать, как юридическое, так и физическое лицо, но только вполне определенное. Кроме того, оперативно-розыскные органы вправе обращаться в соответствующие правоприменительные органы других государств с просьбой наведении справок на территории иностранного государства. Такие запросы исполняются на основании международного соглашения или договора.
С предметно-практической стороны для наведения справок характерны два основных способа проведения:
непосредственное обращение оперативника в ту или иную организацию и личное ознакомление с документами;
направление запроса, как правило документального, в ту или иную инстанцию.
Место и время (сроки) наведения справок ФЗ об ОРД не ограничены. Вместе с тем следует учитывать, что наведение справок - это, как правило, длящееся ОРМ, т.е. его проведение может быть сопряжено с последующим длительным (по времени) исполнением адресатом необходимых обязанностей.
Субъект наведения справок простой: основной - оперативник или по его заданию агент либо иное лицо, содействующее проведению ОРД дополнительный - сотрудник спец. подразделения правоохранительного органа или спецслужбы, проводящий это ОРМ по поручению оперативника (оперативник-установщик).
Правила осуществления наведения справок. Основания, а также условия для проведения наведения справок - общие.
Вместе с тем на практике следует учитывать следующее. Во - первых, непосредственное ознакомление оперативника с документами в гласной форме допустимо только при условии добровольного согласия лица (собственника), располагающего этими документами. Во - вторых, в отдельных случаях при обращении к субъектам - обладателям тайны (государственной, профессиональной) с просьбой сообщить сведения, составляющие определенную тайну, необходимо соблюдать условия, предъявляемые к режиму сохранения такой тайны. Одним из них является направление запроса только в письменной форме (в виде документа с соответствующими реквизитами).
Обращаясь при наведении справок к должностному лицу или гражданину о предоставлении информации, следует " учитывать, что на некоторых лицах лежит обязанность хранить в тайне доведенную им чужую информацию (адвокаты, нотариусы, журналисты, священнослужители). Причем законодатель не обязывает их сообщать такие сведения оперативно-розыскным органам. Запрашивая у такого должностного лица (гражданина) интересующие оперативно-розыскной орган данные, следует объяснять, что их ознакомление с конфиденциальными сведениями о части жизни человека допустимо на основании ФЗ об ОРД. Причем их разглашения не произойдет, так как изменится только форма хранения данных: сведения трансформируются в служебную тайну, которую оперативник обязан хранить.
Правила оформления результатов наведения справок. Сведения, полученные в результате наведения справок, оформляют в виде справки-меморандума (справки), акта оперативника, который его проводил. Если из запрашиваемого адресата ответ получен в письменной форме, то документ приобщается к акту. К нему также могут прилагаться аудио-, видеозаписи и др. технические носители информации и предметы.
2.1.3. Сбор образцов для сравнительного исследования - обнаружение, физическое изъятие и консервация части материального объекта, выражающей его признаков , или материального носителя отображенных в нем признаков иного самостоятельного предмета для последующего сравнительного исследования.
Характеристика обязательного юридического содержания этого ОРМ.
Обязательным признаком данного ОРМ является предмет. Он представлен определенными «образцами». Образец является частью определенного материального предмета, выражающего его признаки (материальный носитель с запечатленной на нем информации), или материальным носителем отображенных в нем признаков какого-либо иного самостоятельного предмета.
Источники получения сравнительных материалов. Ими могут быть: люди (изучаемое лицо); предметы (ценности, орудия, которые вероятно сохранили на себе следы преступления); животные (птицы, насекомые), растения (грибы); результаты экспериментальных действий.
Различают две группы образцов: выражающие собственные признаки (образцы крови и иных выделений организма человека и животных, микрочастицы наркотических средств, психотропных, ядовитых и других веществ) и выражающие признаки других предметов (например, отпечатки протектора шины автомашины или папиллярных узоров на дактилокарте).
Виды предметов сыскного сбора образцов. В зависимости от происхождения они делятся на так называемые свободные и экспериментальные.