Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа
Семья традиционно рассматривалась как оплот всего необходимого для ребенка – воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав. Забота о семье и воспитании детей всегда являлась одной из основных задач нашего государства. Опека (попечительство) представляет собою одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.
Введение 2-3
1. Общая характеристика опеки и попечительства. 4-10
1.1 Понятие опеки и попечительства. Их различия. 11-12
1.2 Орган опеки и попечительства. 13-16
1.3 Опекуны и попечители. 17-18
1.4 Документы, предоставляемые граджанами. 19
1.5 Ежемесячное пособие 20
2. Права и обязанности опекунов (попечителей). 21-22
3. Права детей находящиеся под опекой (попечительством). 23-24
4. Установление опеки над совершеннолетними гражданами. 25-26
5. Прекращение опеки и попечительства. 27-33
6. Заключение.
Список литературы.
Освобождение и отстранение опекунов (попечителей) от исполнения ими своих обязанностей оформляется в виде постановления главы местной администрации.
1. "Автоматическое прекращение"
- в связи со смертью опекуна
(попечителя) или подопечного, с
приобретением дееспособности
2. Освобождение или отстранение
опекунов (попечителей) от исполнения
обязанностей, т.е. расторжение договора.
Расторжение договора по
И освобождение, и отстранение
облекаются в правовую форму постановления
органа опеки и попечительства. Если
опека (попечительство) осуществлялась
на особых условиях, оговоренных сторонами
в договоре (отдельном документе),
то для ее прекращения недостаточно
соглашения об этом. Как и при
возникновении правоотношений, соглашение
сторон (или допускаемый законом
односторонний отказ) прекращает только
осуществление фактических
Такое постановление выполняет и еще одну функцию. В случае, если опекун (попечитель) отстранен от исполнения обязанностей в связи с его виновными действиями (бездействием), оно в соответствии с п. 1 ст. 22 ГК РФ является основанием ограничения правоспособности этого лица. В соответствии со ст. 127, 146, 153 СК РФ этот гражданин впредь не может стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Разница в понятиях "отстранение"
и "освобождение" опекуна (попечителя)
от исполнения обязанностей состоит
в основании прекращения
Инициатива публичного субъекта
в прекращении опеки может
быть вызвана не только выявлением
недостатков в деятельности опекуна
(попечителя), но и обращением подопечного
с жалобой на осуществление опеки
(попечительства), либо получением информации
об изменении характера
Односторонний отказ публичного
субъекта от исполнения договора допустим,
если нарушение со стороны опекуна
(попечителя) носит существенный характер.
При этом неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанностей может как
повлечь, так и не повлечь за собой
причинение вреда личности или имуществу
подопечного. Наступление неблагоприятных
последствий не должно выступать
в качестве обязательного условия
для прекращения опеки (как, например,
реальное причинение вреда ребенку
не выступает обязательным условием
для лишения родительских прав),
поскольку правоотношения опеки (попечительства)
устанавливаются в целях
В то же время, односторонний отказ публичного субъекта от исполнения договора встречается и не только при отстранении опекуна (попечителя). Так, например, орган опеки и попечительства вправе передать подопечного ребенка в специальное учреждение и прекратить тем самым опеку. Законность и обоснованность отказа публичного субъекта от исполнения договора может быть оспорена опекуном (попечителем) в суде. Опекун (попечитель) вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании вынесенного постановления. По обстоятельствам дела постановление об освобождении или отстранении опекуна от исполнения обязанностей может быть признано судом недействительным как противоречащее интересам подопечного. Учитывая фидуциарный характер правоотношений, возникающих из установления опеки (попечительства), следует предоставить и опекуну (попечителю) возможность свободного отказа от опеки (попечительства). На взгляд автора, п. 2 ст. 39 ГК РФ нуждается в изменении, в исключении из ее содержания уважительных причин как оснований прекращения правоотношений опеки (попечительства). Заявление опекуна (попечителя) об освобождении его от исполнения обязанностей по своей юридической природе также является односторонним отказом, сделкой.
Последствия прекращения договора об опеке (попечительстве) различны. Прекращение договора по причинам, не связанным с виновным поведением исполнителя, производится без какого бы то ни было возмещения ему неполученного дохода, что вытекает из фидуциарного характера правоотношений. Исключение должны составлять случаи расторжения договора по инициативе публичного субъекта в противоречии с желанием опекуна (попечителя) и интересами подопечного. В этих случаях опекун (попечитель), который имел право по договору на получение вознаграждения, может обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных ему расторжением договора.
Наибольший интерес вызывают
последствия расторжения
В современных условиях все
вопросы привлечения к
В литературе вопрос об имущественной
ответственности опекуна (попечителя)
перед органом опеки и
Признание договорной природы возникновения отношений по опеке (попечительству) позволит найти ответ на этот вопрос во всех случаях осуществления опеки - как возмездной, так и безвозмездной. В соответствии с п. 5 ст. 453 ГК РФ, если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.
Таким образом, ответственность опекуна (попечителя) в отношениях опеки (попечительства) выступает только в имущественной форме. Ограничение правоспособности этого лица при его отстранении от опеки не влияет на развитие и изменение анализируемых правоотношений и выступает как правовое последствие публичного характера, мера превентивного характера, не допускающая нарушения интересов других лиц, опекуном или усыновителем которых хотел бы быть отстраненный гражданин.
Возникнув по воле обеих
сторон, правоотношения опеки (попечительства)
могут быть ими изменены путем
достижения соглашения в любое время.
При этом следует лишь иметь в
виду, что публичный субъект, от имени
которого действует орган опеки
и попечительства, должен руководствоваться
при согласовании новых условий
осуществления опеки (попечительства)
исключительно интересами подопечного
лица. Изменение договора по требованию
одной из сторон подчиняется положениям
ст. 450-453 ГК РФ, в том числе должно
допускаться в связи с
6. Заключение
Изменение экономических отношений в России повлекло за собой ряд существенных перемен в социальной жизни общества. Появились новые социальные группы и новые социальные отношения. Общество сильно поляризовалось; при этом небольшая часть населения оказалась в значительном "выигрыше", а основная - не только проиграла, но интенсивно скатывается в сторону бедности и обнищания. Страдающими группами стали наиболее слабые - дети и престарелые. Половина детей проживает в бедных семьях с доходами ниже прожиточного минимума. В них дети не только лишены удовлетворительного питания, но становятся обузой семьи, получают характеристику "лишних".
В российской действительности появилось такое явление как социальное сиротство. Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома - в детских ломах, приютах, интернатах. Официальная статистика показывает, что численность социальных сирот" составляет сегодня более 685 тыс. человек.
Государственно-правовая охрана
детства - один из важнейших принципов
социальной политики, непосредственно
закрепленных в ст.7,ст.38,ст.39 Конституции
РФ. Впервые в Основном законе нашего
государства воспитание детей рассматривается
в качестве самостоятельного правового
основания для социального
В целях решения наиболее
острых проблем детства Указом Президента
РФ от 18 августа 1994г. №1696 была утверждена
Президентская программа "Дети России".
В нее включены Федеральные целевые
программы: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды",
"Дети Чернобыля" и другие. В
рамках программы "Дети-сироты" предусмотрен
комплекс мер для подготовки детей,
лишившихся попечения родителей, к
самостоятельной жизни в
______________________________
(полное наименование органа (наименование
______________________________
(учреждения))
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
ОГРН │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Код налогового органа │ │ │ │ │
└─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
ИНН │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
КПП │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
______________________________
(адрес, телефон)
Сведения об опеке и